Конспект урока по окружающему миру в 1 классе "Путешествие в Осень"

Педагогическая цель:

  • создать условия для уточнения знаний о том, как учащиеся усвоили пройденный материал об осени;
  • способствовать формированию навыков пересказа изученного материала, работы в группе.

Цели урока:

  • Знать признаки осени.
  • Рассказывать об особенностях каждого осеннего месяца; уметь называть и характеризовать деревья, животных.

Ход занятия

Организация начала урока

Приветствие гостей учащимися. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Мы гостей сегодня ждали,
Их с волнением встречали.
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного.

Актуализация знаний

- Скажите, какое сегодня число? (20 ноября)
- Через несколько дней закончится этот месяц, и придет другое время года.
- А сейчас я предлагаю послушать произведение известного композитора Петра Чайковского и отгадать, к какому времени года оно посвящается, но для этого все закрыли глазки.

Пусто в поле, дождь идет.
Ветерок срывает листья.
С севера туман ползет,
Тучи грозные нависли.

Птицы движутся на юг,
Чуть крылом касаясь сосен.
- Открыли глаза.
Догадайся, милый друг,
Что за время года? (Осень)

Постановка цели и задач урока

- Как вы думаете, о каком времени года пойдет речь? (об осени)
- Сегодня на уроке мы совершим путешествие в осень и вспомним все, что узнали об этом прекрасном времени года.

Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

- У красавицы Осени три сына, а какие отгадайте:

Опустел наш школьный сад.
Паутинки вдаль летят,
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ,
Что за месяц к вам пришел? (Сентябрь)

Все мрачней лицо природы –
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился,
Что за месяц к вам явился? (Октябрь)
Поле черно-белым стало.
Падает то дождь, то снег.
А еще похолодало,
Льдом сковало воды рек.
Мерзнет в поле озимь ржи,
Что за месяц, подскажи? (Ноябрь)

Работа по группам

Задание 1
Из рассыпанных букв составить название группы. (Названия крепятся на доску в том порядке, чья группа первая готова)
- У нас 3 группы с названиями: СЕНТЯБРЬ, ОКТЯБРЬ, НОЯБРЬ
- Какие изменения происходят в природе с приходом осени, мы узнаем из игры "Да или нет":

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучки солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?

Туманы осенью плывут?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?

Птичьи стаи улетают?
Часто - часто льют дожди?
Достаем ли сапоги?

Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну, а что же надо делать?
Куртки, шапки надевать?

Обобщение и систематизация знаний

- Назовите первую примету, которая говорит, что наступила осень? (листья желтеют и опадают)
- Вначале листья меняют цвет - из зеленых они превращаются в желтые, красные и светло-коричневые.

- И вот налетает осенний ветер, и разноцветные листья, кружась, падают на
на землю.
- Как называется такое явление природы? (Листопад)
- Давайте закроем глаза (гимнастика для глаз) и на минутку превратимся в ветер…

Дыхательная гимнастика

- Подуем как тихий ветер, как слабый ветерок, как сильный ветер.

Задание 2

Определить, с какого дерева упал каждый лист? (Соединить стрелочкой)

С какого дерева упал лист?С какого дерева упал лист?

2 примета - Осенью созревают овощи и фрукты. Как можно сказать одним словом, что созревает осенью? (Урожай)
Задания группам:
Сентябрь - собрать съедобные грибы.
Октябрь - в одну корзину собрать фрукты, в другую – овощи.
Ноябрь - выбрать инструмент для работы в саду, в огороде. (Работа у доски)

3 примета - улетают птицы

- Кто знает, как называют птиц, улетающих с наступлением осени? Почему птиц назвали "перелетными"?
- Как называют остальных птиц?
- Ребята, давайте с вами поиграем в игру "Четвертый лишний". Я буду перечислять птиц, а вы назовите лишнюю птицу и объясните, почему она лишняя.

- голубь, воробей, синица, ГРАЧ.
- кукушка, аист, ласточка, ВОРОНА.
- ворона, сорока, воробей, ЖУРАВЛЬ

4 примета - подготовка животных к зимовке.

Физкультминутка

Выполнение движений при назывании животных: волк, заяц, лиса, медведь, еж, мышь, кабан, лягушка, лось, змея, белка.

Впадают в спячку. (Стоят, подложив под голову ладошки)

Не впадают в спячку, делают запасы. (Хлопают в ладошки)

Не впадают в спячку и не делают запасы. (Приседают)

Задание 3

Соединить стрелками животных с местом их зимовки.
муравьи     дупло
медведи     чужие подземные убежища
лягушки     муравейник
белка        берлога

Рефлексия

- Ребята, сегодня мы с вами повторили разделы:

  • "Осень. Осенние месяцы".
  • "Труд людей осенью".
  • "Жизнь растений осенью".
  • "Как животные готовятся к зиме".

- Мы совершили очень полезное для себя путешествие в осень. Если вам понравился урок, то приклейте листочки команды на приготовленный заранее лист.
- Посмотрите, какой красивый ковер у нас получился.
- Вам нравится? И мне. Мы хорошо потрудились, всем спасибо. Молодцы!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!