В работе подробно представлена историческая информация о людях, связанных с космосом, начиная с древности. Выступления учеников о С.П. Королеве, НЛО.
Проводится 5 занимательных командных конкурсов. Выявляется победитель.
Учитель: Вы все знаете, что 12 апреля является Днем Космонавтики. Каждый год 12 апреля, все люди Земли, связывают с наступлением космической эры. Наша цель – рассмотреть, как и благодаря каким людям возник этот праздник, а так же научиться, как этот праздник можно отметить у себя в школе.
Покинуть поверхность Земли и подняться в небо мечтали еще древние греки. До наших дней сохранился миф об Икаре, который сделал себе крылья, склеив их воском. Икар поднялся к солнцу, но воск растаял, и храбрец упал в море. От мифов до научных проектов прошли века. Яркую страницу в историю отечественной науки вписал Н.И. Кибальчич (1853-1881г.) – ученый-революционер.
Осужденный за участие в убийстве императора Александра II, Кибальчич из камеры смертников Петропавловской крепости за 10 дней до казни подал администрации тюрьмы описание своего изобретения. Но царские чиновники не обратили внимания на проект. Эта рукопись пролежала в архиве до 1918 года.
Сотни людей посвятили себя созданию космических кораблей, среди них такие выдающиеся ученые, как: Фридрих Артур Цандер, Валерий Петрович Глушко, Юрий Владимирович Кондратюк, Н.И. Тихомиров и многие другие. Но самую яркую страницу в развитии космонавтики внес главный конструктор космических аппаратов - Сергей Павлович Королев. (Заслушивается выступление ученика о жизни Королева. Газета «Физика», № 14, 1997 г.)
Учитель: Именно с Королевым связывают первые «шаги», ведущие в космос. Но более наглядно представить эти «шаги» можно, если мы вспомним, как устроена наша Солнечная система. Еще Коперник в XVI веке показал, что все планеты движутся вокруг Солнца. Планет девять и на доске изображен порядок их расположения от Солнца, а так же указаны их астрономические знаки. Вокруг Земли движется естественный спутник – Луна.
Для того чтобы тело (космический аппарат) преодолело силу притяжения и стало искусственным спутником Земли, необходима первая космическая скорость, равная 7,91 км/с. Если телу передать вторую космическую скорость, равную 11, 19 км/с, то тело станет искусственной планетой Солнца. При скорости, равной 16,67 км/с тело покинет пределы Солнечной системы.
Учитель разъясняет, что такое метеорит, метеор, болид и астероид. На компьютере демонстрируется программа «Астероид».
Сегодня возникает один из главных вопросов: одни ли мы, Земляне, разумные существа во Вселенной?
Заслушивается выступление ученика о НЛО
Газета «Физика», №26, 1998 г.
От того, как будет развиваться в дальнейшем наша космонавтика, зависит от вас, ведь вы – будущее поколение человечества. И у вас есть все шансы полететь к звездам. Но для этого необходимо пройти хорошую подготовку и отбор.
Ребята заранее делятся на два космических экипажа по 10-13 человек, придумывают название своему экипажу, выбирают командира.
Подготовка (игра) космонавтов делится на 5 этапов:
Ориентация в звездном небе
Каждой команде выдаются по две мозаики созвездий, их необходимо сложить. За первую сложенную мозаику – 25 баллов, за вторую – 20 баллов, за третью – 15 баллов, за четвертую – 10 баллов.
Космическая эстафета
Заранее подготавливаются по два конверта с номерами 1,2,3,4 и один с номером 5. В конвертах задания одинаковые для двух команд. Ребята берут конверт с номером 1 и по очереди выполняют задание (в конверте 9 вопросов, значит участвуют 9 человек и каждый отдельный участник отвечает на один вопрос). Когда последний участник команды приносит конверт, тогда команда берет следующий и т.д. Побеждает та команда, которая первой возьмет конверт с номером 5. За победу в этом конкурсе команда получает 75 баллов, проигравшая команда получает 50 баллов, за каждую ошибку (повторение) – минус 5 баллов.
Задания для этапа «Космическая эстафета»
Карточка 1. Расставьте планеты Солнечной системы по порядку.
Карточка 2. Напишите созвездия зодиакального круга, чтобы они не повторялись.
Карточка 3. Запишите фамилии космонавтов, чтобы они не повторялись.
Карточка 4. Укажите даты данных событий:
Конкурс капитанов
Космонавты должны легко ориентироваться в пространстве, ведь в Космосе – невесомость. Капитанам завязывают глаза, дают в руки ножницы и предлагается срезать конфету на нити. Один из участников команды может корректировать движения своего капитана.
Конкурс поздравительных открыток для космонавтов «С Новым годом!»
В этом конкурсе команда получает 30 баллов, проигравшая команда получает 15 баллов. Заранее до начала второго конкурса по два человека от каждой команды начинают рисовать свою поздравительную открытку. В этом конкурсе она только оценивается (основной критерий оценки – творческий подход к выполнению задания). За победу в этом конкурсе команда получает 30 баллов, проигравшая команда – 15 баллов.
На поле (см. приложение) указаны цифры, они закрываются карточками, с обратной стороны которых написаны названия созвездий зодиакального круга. Команды по очереди «стреляют» и отвечают на вопрос. За правильный ответ команда получает столько баллов, сколько указано на поле.
Если команда затрудняется ответить, то на этот вопрос может ответить другая команда, но ей зачитывается на 5 баллов меньше. Если стрелявший участник открывает карточку и название созвездия на обратной стороне совпадает с созвездием, под которым он родился, то этой команде плюс 5 баллов.
Вопросы викторины «Космический бой»
По сумме баллов, полученных за все конкурсы, выявляется команда-победитель. Все ребята награждаются пригласительными билетами в компьютерный класс для просмотра других программ, связанных с космосом.
- Ребята, ответьте на вопросы.
- Что запомнилось сегодня на уроке?
- Что нового узнали?
- Чтобы хотели дополнить?