Внеклассное мероприятие для студентов 1-2 курсов с презентацией.
Цели игры: Проверить и оценить знания учащихся по астрономии. Проверить умение учащихся применять теоретические знания на практике: планировать эксперимент, составлять краткий отчет, делать выводы о проделанной работе.
Технология игры: Данная игра проводится в виде соревнования между тремя командами (класс делят на три команды). В состав каждой команды входит 7 человек.
Каждая команда выбирает своего капитана. Для оценки итогов конкурсов выбирается жюри. Результаты конкурсов жюри оценивает по пятибалльной системе. После каждого конкурса жюри объявляет результаты и общий счет команд.
Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья! Сегодня на этой сцене встречаются три команды, которые хотят помериться друг с другом силой ума, силой юмора и силой остроумия. Сейчас мы познакомимся с ними (команды представляются).
Астрономия это наука, которой «все возрасты покорны». И не случайно. Ведь тайны Вселенной властно влекут к себе человека, будь он молод или стар. И тому не мало причин, а прежде всего это извечная любознательность. И вот сегодня мы выясним, какая же из команд самая увлеченная астрономией. Итак, начнем!
Ведущий: Мы переходим к первому этапу, который называется «Ученые − астрономы». (Разыгрывается 12 конверт, в которых зашифровано имя ученного − астронома. Каждая команда должна ответить на вопросы)
1 конверт:
Кто разделил хвосты комет
По типам - дайте мне ответ? (Бредихин)
2 конверт:
Кто параллакс у Веги рассчитал,
Тем самым расстояние узнал? (Струве)
3 конверт:
Так кто же доказал всех краше,
Что центр Мира − Солнце наше? (Коперник)
4 конверт:
А кто науке истину принес,
В законы Кеплера поправки внес? (Ньютон)
5 конверт:
А кто открыл нам спутник Ганимед,
Еще Европу и Каллисто, - дай ответ? (Галилей)
6 конверт:
А кто движение Марса наблюдал
И три закона в астрономии создал? (Кеплер)
7 конверт:
А кто создал систему Мира
Ту, где Земля являлась центром мира? (Птолемей)
8 конверт:
Кто горы на Луне открыл
И весь мир наш удивил? (Галилей)
9 конверт:
Кто в космогонии теорию создал
И знаменитым астрономом стал? (Шмидт)
10 конверт:
А кем открыт Плутон -
Американцем, кто же он? (Томбо)
11 конверт:
Нептун открыл немецкий астроном,
Что скажешь ты о нем? (Галле)
12 конверт:
Открыл кто первый астероид,
Похожий на «земной геоид» (Пиацци)
Каждая команда конкурса объясняет один из астрономических терминов, который достался им при жеребьевке.
Ответы:
Ведущий: Третий конкурс - конкурс капитанов. Капитаны команд «вытягивают» у ведущего задания, они должны назвать основные точки, плоскости и линии небесной сферы.
Ведущий: Сейчас команды должны будут определить положение звезд на небе с помощью подвижной карты звездного неба.
Задание первой команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: α-Орион, α-Лира.
Задание второй команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: α -Лев, α-Большой медведицы.
Задание третьей команды: Определить экваториальные координаты следующих звезд: β-Персей, α-Скорпион.
Ведущий: Каждая команда имеет право задать соперникам вопросы. Отвечает тот, кто первый поднял руку. В случае неверного ответа дается попытка ответить следующей команде.
Ведущий: Командам одновременно вручают два листка: на одном условия 4 задач; другой чистый лист – контрольный. Командам необходимо решить задачи, используя одну из формул, записанных (для всех) в столбик на доске.
Контрольный листок с получившейся буквенно-цифровой «шифрограммой» последний игрок сдает учителю.
На выполнение этого этапа отводится 7 минут. Команде первой разобравшей все задачи правильно и быстро присуждается 4 балла. За решение всех задач правильно, но позже дают 3 балла. Если одна задача выполнена неправильно, команда получает 2 балла, если неверно разобраны 2 задачи – 1 балл.
Задание первой команды:
Задание второй команды:
Задание третьей команды:
Подсчитывается общее количество баллов за все туры. Команда, которая набрала максимальное количество баллов является победителем.