Конспект урока окружающего мира 1 класс "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"

УМК: "Школа России", "Окружающий мир" 1 класс, автор А.А. Плешаков.

Форма урока: урок-путешествие.
Цель: формирование образовательных компетенций учащихся 1 класса в предметной области окружающий мир через открытие новых знаний в совместной практической деятельности по разделу "Почему? Зачем?" по теме "Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?"

Задачи:

  • развитие умения давать нравственно-этическую оценку отношению человека к космическим объектам;
  • уточнить представления учащихся о космосе Земли и об его объектах;
  • обеспечить понимание детьми соотношения размеров Земли и Солнца, а также соответствия понятий "звезда" и "планета";
  • расширить представления школьников о звездах и созвездиях;
  • создать условия для осознания детьми роли Солнца и звезд в жизни человека.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, оборудование для исследования (фонарик, картон с мелкими отверстиями), глобус, раздаточный материал (пластилин, картон – "кусочек неба", текст с информацией о звездах).

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы.

Актуализация знаний

- Ребята сегодня мы с вами отправляемся в новое далекое путешествие.
- А вот каким транспортом мы воспользуемся, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Чудо птица – алый хвост
Полетела в стаю звезд.
Крыльев нет у этой птицы,

Но нельзя не подивиться:
Лишь распустит птица хвост –
И поднимется до звезд. (Ракета)

- А куда можно полететь на ракете? (В космос)
- Отправляемся в путешествие, где нас ждет только самое удивительное.
- А знаете ли вы, что мы будем делать в космосе? (Исследовать, находить нужные ответы на возникающие в процессе путешествия вопросы)

- Представьте себе, что вы все являетесь космонавтами. Каждый из вас является членом своей команды. Сколько команд у нас получается? (4)
- У любой команды должен быть капитан. (назначение капитанов)

Изучение нового материала

Уточнение представлений о понятии Солнце и о его особенностях

- Ребята, предлагаю отгадать загадки и постарайтесь определить, чему будет посвящен наш урок.
1. Оно свет на землю льют
И тепло нам всем дает. (Солнце)

2. Рассыпались по овчинке
Золотые песчинки,
А когда рассвело -
Их как ветром смело. (Звезды)

3. Друг за дружкой чередой
Мирно ходят брат с сестрой
Братец будит весь народ
А сестра наоборот,
Спать немедленно зовет. (День и ночь)

- Ребята, как вы думаете, что общего между собой имеют наши отгадки?
- О чем мы будем говорить? (о Солнце и звездах)
- Попробуем сформулировать тему урока. (Почему солнце светит днем, а звезды ночью?)

- То есть тема сформулирована в форме вопрос, на который мы должны найти ответ.
- А цель какая нашего урока? Что мы должны узнать? (изучить, что такое солнце и звезды, выяснить, почему они светят в определенное время суток)
- А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце, звезды так далеко от нас?

- А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце, звезды далеко от нас?
Вывод учителя: Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле.
- Какое значение имеет солнце для всего живого?

Дидактическая гра "Экспедиторы"

- С этого момента вы все получаете право называться юнгами, то есть младшими матросами.
- Юнги, слушай мою команду. Перед дальним плаванием давайте потренируемся и наберемся сил.

Физминутка

Встанем дружно мы у парт.
Юнги в путь скорей хотят!
Мы посмотрим вместе вдаль,
Где-то там нас ждет корабль.

Ветер по морю гуляет
И корабль подгонятет
Север, юг, восток и запад

Вот шагаем мы по трапу.
Открываем дверь в каюту,
В путь с минуты на минуту!

Проведение дидактической игры

Ученикам присваивается звание "юнга". Юнгам нужно совершить путешествие из одного пункта в другой по морям, омывающие нашу страну с севера на восток на карте России. (у каждого ученика лежит на парте карта формата А4)

- Ну что, юнги, мы готовы отправиться в путь! Слушай мою команду! Полный вперед! Поднять якоря! Возьмем карту и сверим маршрут.
- Мы отправляемся на поиски морей, которые омывают нашу страну. С севера на восток. Наш корабль начинает путь из порта Архангельск.
- Найдите на ваших картах красную точку и нарисуйте красный флажок.

- Конечная точка маршрута - порт Владивосток. Вот он на карте. Найдите на карте зеленую точку и нарисуйте зеленый флажок. Ваша задача провести ваши маленькие кораблики вдоль берегов России через все моря с севера на восток.

- Возьмем кораблик в руки, поместим его в порт Архангельск и проведем его вдоль берегов, читая про себя названия всех морей. Выполните эту работу в парах.
- По каким же морям прошли наши кораблики? Попробуем проплыть по ним на большой карте. Выберем капитана.

Работа на карте у доски

Среди учеников выбирается капитан, который работает у доски ии показывает на карте моря, а остальные перечисляют моря.
- Капитан возьмет кораблик и покажет, как мы будем плыть, а мы будем называть моря: Белое, Баренцево, Карское, море Лаптевых, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское и Японское.

- Посмотрите внимательно, все ли моря, которые омывают Россию, мы с вами заметили?
- Посмотрим на слайде и покажем моря, которые омывают Россию с юга.

- Покажите, Каспийское море. А теперь Черное. Азовское море. Обратите внимание, какое море омывает Россию с запада? (Балтийское)
- На какие вопросы теперь точно знаете ответ?

Организация самостоятельной деятельности. Создание проблемной ситуации

- Одинакова ли вся вода в Мировом океане? Чем она разная?
- А какая вода в морях и океанах?

- А можно ли дома или в классе приготовить морскую воду?
- Давайте проведем исследование. Закройте глазки, 1 2 3 и мы оказались в лаборатории.

Проведение опыта

- В стаканчики с водой добавим немного морской соли.
– Что заметили? (соль растворилась)

- Итак, наша вода в стаканчиках стала мутная, а соли стало меньше. Что произошло с солью?
- Получается, что с солью может происходить в воде? Поэтому морская вода какая?

Организация виртуального подводного путешествия на батискафе

- В морской воде обитают различные морские обитатели. Чтобы увидеть их, я предлагаю нам пересесть с нашего надводного корабля "Искатель", в батискаф.
- Кто знает что такое батискаф? (ответы учащихся)
- Верно, это подводная лодка для изучения морских глубин.

– Заглянем через окно батискафа в морские подводные просторы: каких морских обитателей вы здесь видите?
- Но что это ребята, на дне моря лежит вот этот сундук.
- Здесь есть послание. (ученик читает)

"Когда предметы все из сундука достанете вы про морей богатства все узнаете"

Организация игры "Богатства морских глубин"

- Давайте с вами поиграем и определим, как люди используют богатства морей и океанов. В сундуке спрятаны различные предметы. Будем доставать их по-одному и определять, как они связаны с морем и чем полезны человеку. (Учитель предлагает одному из учеников достать первый предмет и т.д.)

Рыба

- С какой целью человек использует рыбу?
Рыба — один из главных продуктов питания жителей нашей планеты. в ней много полезных веществ, которые укрепляет наш организм. Еще рыбу люди используют для получения жира, витаминов А и Д. А еще рыбу в Японии используют для того, чтобы предсказывать землетрсение.

Флакончик с йодом

- Как вы думаете, как получают получают йод? (Его добывают из морских водорослей, как и многие другие лекарства)

Домик с надписью "Дом у моря"

- Для чего люди строят дома у моря? (На побережье морей строят санатории, дома отдыха)

Бусы коралловые

- Из чего сделаны эти бусы?
- Море дарит нам украшения!

Тяжелая коробочка с надписью "Груз"

- Что написано на коробочке? Почему здесь оказался груз? (По морям и океанам люди перевозят разные грузы и товары)

Кораблик

- Почему в сундучке кораблик? Зачем он нужен? (Люди любят путешествовать на морских судах)
- Итак, ребята, мы с вами убедились вода, удивительное вещество. Оно нам дает жизнь, большую пользу и здоровье.
- Ребята, на какие вопросы после данной игры мы сможем точно ответить?

- То есть тема сформулирована в форме вопрос, на который мы должны найти ответ.
- А цель какая нашего урока? Что мы должны узнать? (изучить, что такое солнце и звезды, выяснить, почему они светят в определенное время суток)
- А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце, звезды так далеко от нас?

- А необходимы ли нам эти знания, ведь Солнце, звезды далеко от нас?
Вывод учителя: Знания о Солнце важны и нужны, ведь Солнце имеет огромное значение для всего живого на Земле.

- Какое значение имеет солнце для всего живого?
- Кто-то может ответить на этот вопрос? ("Почему Солнце светит днем, а звезды ночью?")
- Проверим, верно ли ваше мнение в ходе нашего урока.

- А знаете ли вы, что такое солнце? (варианты детей)

Солнце – самый знакомый всем людям астрономический объект. Это ближайшая звезда, дающая нам жизнь

Организация работы по подбору предмету, похожий на Солнце по форме

- Выберите на своих столах тот предмет, на который походит солнце. (работа в группах)

  • 1 группа: Мяч - круг.
  • 2 группа: Тарелка – мандарин.
  • 3 группа: Блюдце – мандарин.
  • 4 группа: Крем для рук – лук.

- Солнце, как и наша планета Земля имеет шарообразную форму. Оно настолько велико, что его можно сравнить с мячом, нашу планету с горошиной.
- Солнце – это тоже звезда, просто она очень большая и светит ярче, чем другие звезды. Я знаю, что ребята. Подготовили информацию о солнце.

Доклады учеников

Сообщение ученика о солнце 1. Солнце - огромный пылающий шар. Температура на солнце 20 млн.гр. Солнце - шар великан, в 109 раз больше Земли. Наша планета в сравнении с солнцем, как горошина рядом с футбольным мячом. Но нам оно кажется маленьким кружком, потому что находится от Земли на очень большом расстоянии: 150 млн. км.

Сообщение ученика о солнце 2. Поэтому солнечные лучи не сжигают, а только согревают нашу планету. А Земля вращается вокруг солнца, подставляя ему то один, то другой бок. Каким боком к солнцу повернется, там и день, на обратной стороне Земли - ночь.

- Ребята, а Почему нам днем светло? (освещает солнце)
- Как это происходит?
- Значит, солнце не просто светит днем, оно-то и создает нам день.

- Когда солнце освещает Землю, начинается день, а на обратной стороне Земли наступает ночь. (показ на глобусе)
- Без Солнца не было бы жизни на Земле. Оно согревает и освещает Землю. Солнце имеет большое значение и для растений, и для животных, и для человека. Ведь это самый главный источник света и тепла.

– Все богатство красок окружающего мира мы видим при свете Солнца: голубое небо, зеленая трава, красный мак.
- Это поняли еще древние люди и поклонялись Солнцу как богу. Они благодарили его за тепло и приветствовали восход по утрам.
- Итак, ребята, скажите. Нам какие вопросы мы нашли ответ?

Физкультминутка

- Сейчас прошу вас всех встать как солнце по утру. И повторяем за мной.

Кто-то утром не спеша (ходьба на месте)
Надувает желтый шар, (развести руки)
А как выпустит из рук (Поднять руки вверх, хлопок)
Станет вдруг светло вокруг. (Поворот)
Что это за шар? (дети хором: шар)

- Летим дальше. Что мы видим? (Звезды)
- Скажите пожалуйста, что вы можете сказать звездах?
- Все ли звезды одинаковы? (Это пылающие шары разного цвета и размера)

- Ребята, можем ли мы увидеть звезды в виде пылающих шаров невооруженным глазом?
- Поэтому предлагаю изготовить модели звезд. Для этого нам понадобится пластилин.

Организация работы по изготовлению модели звезд

- У вас на партах лежат кусочки пластилина разных цветов и размеров. Изготовим звезды то есть скатаем шарики.
- Покажи те что у вас получилось.
- А теперь расположите, пожалуйста, звезды на ваших небольших кусочках неба.

- Итак посмотрите на наше получившиеся небо, и давайте попробуем сделать небольшой вывод о звездах. (Звезды разного цвета и разного размера)
- Ребята, а почему звезды такие разные?
- Послушайте рассказ.

На ночном небе звезды мерцают разными цветами: голубым, белым, желтым, красным. Белые и голубые звезды - очень горячие. Они горячее Солнца. Желтые звезды холоднее белых. Они примерно такие же как наше Солнце. Звезды красноватого цвета холоднее Солнца. По своим размерам звезды сильно отличаются друг от друга: есть красные гиганты, нормальные звезды и белые карлики.

Организация работы в группах

- Внимание: звездочеты! Каждый экипаж (4 группы) приземляется на своей звезде. Определить свою звезду вы сможете по цвету таблички у вас на столе. (1 группа - Альдебаран - красный, 2 группа - Сириус - синий, 3 группа - Регул - белый, 4 группа – Капелла - желтый)

- Каждый экипаж - прочитайте название своей звезды.
- Космонавты. Перед вами конверт. В них на листах представлена информация из энциклопедий про звезды. Ваша задача - выбрать нужную информацию по плану. План на доске.

  • Регул – белая, в переводе с латыни означает " принц", форма сплюснутая
  • Сириус – голубая, самая яркая из всех звезд на небе, означает " блестящий", " сверкающий"
  • Альдебаран – оранжевая звезда, в 30 раз больше Солнца.
  • Капелла – желтая звезда, в переводе с латыни "коза". Является гигантской звездой.

Проверка работ

- Расскажите, на каких звездах вы побывали? (Альдебаран, Сириус, Регул, Капелла)
- Мы увидели, как на самом деле выглядят звезды. Это пылающие раскаленные шары.
- Обобщите все выше узнанное и ответьте на вопрос: Почему же светят звезды? (Раскаленные небесные тела)

- Скажите, а в какое время суток мы видим звезды?
- То есть они существуют только по ночам?

- А почему мы не видим тогда звезды днем?
- Давайте практическим путем исследуем этот вопрос.

Дыроколом пробивается несколько отверстий в картоне, и убирается в конверт. При помощи фонарика с пяти сантиметров светим на конверт на обращенную к детям сторону, а потом на другую. Результат исследования.

Дырки в картоне не видны через конверт, когда светим фонариком на обращенную к вам сторону конверта. Дырки становятся хорошо заметными, когда свет от фонаря направлен с другой стороны конверта прямо на вас.

Вывод: Днем они светят тоже, но небо становится настолько ярким из-за солнечного света, что свет звезд затмевается. Лучше всего смотреть на звезды в безлунные ночи.
- Теперь вы видите, что звезды не ложатся спать, а продолжают светить. Но из-за яркого солнечного света мы не можем видеть их.
- Красивое звездное небо. Люди издавна любовались им.

- А как называют людей, которые изучают звезды? Астронавты, раньше их называли звездочеты.
- А с помощью чего изучают звезды? Они изучают звезды с помощью телескопа.
- Посмотрите на звездное небо и посчитайте, сколько звезд. (невозможно сосчитать)

- Звезд на небе очень много. Что же стали делать люди со звездами? (объединили в созвездия)
- Мысленно астроном соединял линией звезды и воображал какого либо персонажа или предмет. Придумывал названия. Чаще всего давали имена в честь мифических героев. Так появлялись созвездия.

- Названия каких звезд и созвездий вы знаете?
- Ваши звезды тоже, о которых мы сегодня говорили, находятся в созвездиях. (Альдебаран - Телец, Регул - Лев, Сириус - Большой пес, Капелла - Возничий)

Организация самостоятельной деятельности по самооценке

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте обсудим, каким получилось наше путешествие? Что для вас было новым на уроке? (Дети называют слова, а учитель спрашивает: интересным - что показалось интересным?, удивительным - что удивило? и т.д.)

- У каждого из вас на парте есть желтые и белые звезды. Если на уроке вы узнали много нового и интересного-то приклейте на ваш кусочек неба желтую звезду.
- Если по окончанию урока у вас остались какие- либо вопросы с не найденными ответами, то приклейте белую. А вопросы мы обязательно обсудим во время перемены, и найдем на них ответы!

- Вот какое получилось звездное небо нашего класса!
- Я благодарю вас за урок, вы отлично потрудились! Молодцы!

Размер:
36.31 Kb
Скачали:
8