УМК: "Планета знаний".
Цель урока: углубить знания учащихся о характерных признаках весны в живой и неживой природе.
Задачи:
Оборудование: учебник "Окружающий мир. 1 класс, (Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов), карточки с заданиями для парной работы, ПК, проектор.
- Ребята, сегодня на уроке мы отправляемся в гости к природе, будем стараться подружиться с ней, откроем ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях.
- Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять задания.
- Садитесь удобно, закройте глаза, представьте, что вы в лесу. Послушайте звуки. (звуки весны: капель и голос птиц)
- Какие звуки вы слышите? (звук падающей воды и голоса птиц)
- Когда можно услышать эти звуки?
- В какое время года можно услышать эти звуки? (весной)
- А сейчас какое время года? (весна)
- Назовите весенние месяцы. (март, апрель, май)
- О чем мы сегодня будем с говорить на уроке? (о весне)
- Правильно, ребята. А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает 3 весны: весна света, весна воды, весна зеленой травы.
- Посмотрите на экран. Перед вами картина русского художника Алексея Саврасова.
- Какое время года изобразил художник?
- Какие признаки весны вы здесь можно наблюдать? (тает снег, небо голубеет, появляются проталины, птицы прилетели)
- А какой это месяц? (март)
- Какой из трех периодов весны наступает? (первый - весна света)
- Верно, это март - весна света. Март - первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днем все дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник.
- А почему его называют Протальник? От слова проталина - место, где стаял снег и появилась земля.
- Знаете ли вы, что это за птицы? На каких птиц похожи? (на воронов)
- Но это, ребята, не вороны, а грачи. Они внешне похожи на ворона, но отличаются клювом. У ворона – черный, у грача – серо-коричневый. И еще они отличаются голосом. Ворон кричит Кра-Кра, а грач-Гра-гра. Отсюда и его название - грач.
- Именно в марте прилетают грачи. Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.
- В народе говорят: увидел грача- весну встречай.
- Картина так и называется "Грачи прилетели".
- Откуда прилетели грачи?
- А почему они вернулись? (стало тепло)
- Значит первый признак весны - это то, что становится теплее.
- Как называют птиц, которые возвращаются к нам весной? (перелетные)
- А какие же птицы прилетают к нам весной? (грачи, скворцы, жаворонки, соловьи, ласточки, утки, стрижи, журавли, кукушки)
- У прилетевших птиц много забот. Они возвращаются в старые гнезда, начинают их подправлять, строить новые, откладывают яйца и их высиживают. Скоро у них появятся птенцы.
- А что будет появляться на местах где образовались проталины? (трава, цветы)
- А почему они появятся? Потому что стало тепло.
- Как называются первые весенние цветы? (первоцветы)
- Какие первоцветы кроме подснежников вы знаете? (примула, пролески, крокусы, морозник иначе его называют зимовник)
- Очень часто можно видеть ранней весной продажу этих растений или как кто-то срывает эти цвет.
- Послушайте обращение цветка к нам.
Не рви, послушай,
Я только день живу.
Дай наглядеться вволю
На солнце и траву.
- К чему призывают нас цветы? (Чтобы мы их не рвали)
- Правильно, ребята. Как влияет солнце на продолжительность светового дня? (день становится длиннее)
- Некоторые признаки наступления весны мы уже перечислили, давайте проверим что вы усвоили.
- На столах у вас лежат карточки. Зачеркните те явления природы, которые не относятся к весне.
- Возьмите карточки. Поработайте в парах, помните правила работы в парах. (Дети работают по карточкам в парах)
Карточка № 1
Стало холоднее. |
Стало теплее. |
Образовались проталины. |
Земля покрылась снегом. |
День уменьшается. |
День увеличивается. |
Река замерзает. |
Лёд на реке тает. |
Листья распускаются. |
Листья желтеют. |
Птицы улетают на юг. |
Птицы прилетают с юга. |
Тает снег и лёд. |
Распускаются первоцветы. |
- Проверка. Назовите по порядку, какие признаки зачеркнули в 1 столбике? А во 2?
- Давайте перечислим все признаки, которые остались. (проверка по слайду)
Работа в тетради
- Отметьте эти признаки в тетради на стр.52? (проверка фронтально)
Грач строит гнездо, набухли почки, появилась мать-и-мачеха, появились проталины, медведица проснулась от зимней спячки, с медвежатами, т.к. рождаются они зимой, а весной выползают из берлоги.
- Кто не допустил ошибок поднимите руки. Молодцы.
- А теперь послушайте загадку
Яростно река ревет
И разламывает лед.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся,
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришел? (апрель)
- А какое сегодня число? (1 апреля)
- Кто знает какой сегодня праздник?
- 1 апреля – особая дата. Международный день птиц – праздник единения человека с природой. Человек всегда восхищался как пением птиц, так и их стремлением любыми путями вернуться домой, их беззаветной верности и невероятной заботе о потомстве...
- Кроме этого дата 1 апреля была выбрана по причине возвращения перелетных птиц к этому времени домой. Птичий день в России... Именно в это время принято печь оригинальную сдобу в виде жаворонков, а также развешивать кормушки, скворечники.
- Апрель - это второй период весны, это весна воды.
- О каких признаках весны говорится в загадке? (лед треснул, птицы вернулись, медведи проснулись)
- Апрель-Снегогон. Потоком со всех склонов как хлынет вода. Гонит снег апрель прочь и зиму вместе с ним прогоняет, от того и "Снегогоном" назвали.
- Оголяется темная и сырая земля, почва готовится к цветению, лес просыпается от пения птиц.
- Про апрель в народе говорят: "Ручьи в апреле землю пробуждают", "Земля в апреле теплеет, воды разливаются".
- Скажите повлияла ли весна на жизнь зверей? Как? (весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные, как и птицы выводят детенышей)
- Весной охота на животных запрещена. Почему? (потому что у зверей весной появляются потомство. И если охотник застрелил мать, ее детеныши могут погибнуть)
- А как с приходом весны меняется жизнь людей?
- Какие работы ведут весной люди на полях, в садах и огородах?
- Как вы помогаете старшим весной в саду, в огороде?
- Положите голову на парту, закройте глаза и представьте, что вы маленькое семечко. Вас поливает теплый дождик, ласково греет своими лучиками солнышко. Вы начали расти, и появилось маленькое деревце. Оно тянется своими веточками все выше и выше, шелестит зелеными листочками и радуется солнышку.
- Посмотрите, сколько деревьев выросло - целый лес!
- А как называется третий месяц весны? (май)
- Какой из трех периодов весны он начинает? (третий)
- Вспомните как он называется. (весна зеленой травы)
- А почему он именно так называется? (потому что появляется трава)
- Правильно, ребята, май - месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Радостно щебечут птицы, на земле быстро прорастает трава, из почек на ветвях деревьев распускаются молодые листики. Месяц роста травы и зелени так и назвали - Травень.
- Вот как про май в народе говорят: "Май лес наряжает, лето в гости поджидает", "И сухой и мокрый май - будет каша и каравай".
Работа по учебнику
- Откройте учебник. Давайте посмотрим рисунок на стр. 120. Какое время года изображено на иллюстрации?
- Как изменилась природа с приходом весны? (растаял снег, появились листики, солнце поднимается выше, светит ярче, заяц поменял свою шубку, прилетели и запели птицы, просыпаются звери, появляются первые цветы, просыпаются насекомые, день увеличивается, стало теплее)
- А какой самый главный признак? (стало теплее)
- Многое мы сегодня узнали о том, что происходит в природе с наступлением весны.
- А теперь образуем группы по 4 человека. Вам нужно будет составить рассказ о пробуждении природы весной, выполнив задания в конвертах
Группа 1
Групп 2
Группа 3
Группа 4
Детям даются картинки природы разных времен года.
- Найдите картинки на которых изображена весна.
Группа 5
Детям даются картинки первоцветов.
- Найдите среди картинок цветы-первоцветы.
Группа 6
Детям даются картинки птиц.
- Среди картинок найдите перелетных птиц, которые прилетают к нам весной из теплых стран.
- Проверка. (Рассказ по цепочке с опорой на план. Выступает 1 человек от группы. Каждая группа озвучивает свои пункты плана. Ребята из других групп показывают картинки, Две группы выступают одновременно 1-4, 2-5, 3-6)
- Что нового вы сегодня открыли для себя?
- Что повторили из того, что уже знали?
- Какое основное изменение происходит в природе весной?
- Что было для вас самым интересным на уроке?
- Что было сложным? Вызвало затруднения?
- Весна приносит с собой жизнь, движение, что-то новое. Она приносит с собой первые запахи цветов. Радует нас своими звуками и красками. Весна - это свет, радость, счастье. Весна - это пора обновления не только в природе, но и в душе человека.
- У каждого из вас на столах лежат первоцветы. Кто считает, что он сегодня многому научился на уроке, возьмет раскрывшийся цветок.
- Кто считает, что ему еще нужно поработать над этой темой, берет нераскрывшийся бутон.
- А те, кто вообще ничего не поняли, возьмут росток будущего цветка.
- Давайте все вместе засадим нашу клумбу цветами.
- Посмотрите, какая красивая получилась у нас клумба.