Конспект урока окружающий мир 1 класс "Где зимуют птицы?"

Цель урока: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении темы "Где зимуют птицы?"

Задачи:

  • Формировать понятие о "зимующих птицах" и "перелетных птицах".
  • Формировать умения определять, какие птицы зимующие, а какие перелетные; определять, где зимуют птицы.

Дидактические средства: листы исследователей, презентация.

Интерактивное оборудование: проектор, экран, компьютер.

Ход урока

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Константиновна, и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Садитесь. Проверьте готовность к уроку. У вас должны быть на парте: учебник, пенал, лист исследователя, рабочая тетрадь.

Прежде чем узнать тему сегодняшнего урока посмотрите на слайд.

Что вы видите? 

Как называется первый слон? А как называется 2 слон? Чем они отличаются друг от друга? Как вы определили их отличия? Давайте посмотрим на слайд и сравним.  Какие у них отличия?

А откуда эти слоны? 

Приветствуют учителя.

Настраиваются на работу.

Проверяют готовность к уроку.

Отвечают на вопросы: 2 слона.

- Африканский слон

- Индийский сон

- Африканский слон выше, больше и тяжелее Индийского. У африканского слона бивни и у самцов, и у самок, в отличие от Индийского (у самца) Ноги у Африканского слона длиннее, чем у Индийского.

- Саванна, тропические леса (джунгли).

Актуализация знаний

 

Посмотрите на слайд. Кого вы видите?

Как зовут друзей Африканского слона? Где они живут?

А как зовут друзей Индийского слона?

Где они живут?

Ребята, какая погода в этих районах?

А почему эти районы называют жаркими?  

Давайте выполним задание.

На листах исследователя   представлены животные и места, где они могут обитать.

Ваша задача распределить животных по местам обитания стрелочками.

Проверим. Какие животные живут в саванне? (носорог, лев, зебры)

А какие животные живут в тропическом лесу? (крокодил, павлин, обезьяны лангуры)

Молодцы!

Отвечают на вопрос.

жираф, носорог, павиан, мартышки, лев, зебры, страус, птица-секретарь

- В саванне. 

- Черепаха, крокодил, питон, павлин, обезьяны лангуры.

- В тропических лесах.

- Жарких.

- Потому что по обе стороны от экватора расположены жаркие районы.

Выявление

места и

причины

затруднения

 

Ребята, послушайте звуки, которые я включу и скажите, что вы услышали.

Что вы услышали? А каких именно птиц вы узнали? Мы можем дятла увидеть зимой? Значит это какая птица?  

Каких птиц мы можем услышать и увидеть зимой ещё, выйдя на улицу? (зимуют с нами)

А кукушку мы можем увидеть зимой? А каких ещё птиц мы не увидим зимой и почему? (они с нами зимуют?)

А где они находятся? 

О чем мы будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока? (где зимуют птицы?)

- пение птиц

- дятла, кукушку.

- зимующая

- нет.

- ласточку, журавля, жаворонка и т.д.

Они с нами не зимуют. 

Формулируют тему урока "Где зимуют птицы?"

Построение проекта выхода из затруднения

 

 

Узнаем цель нашего урока. (Читаю строки под темой).

Ребята, так какая цель нашего урока?

Какие слова выделены жирным шрифтом на стр. 16?  То есть, что мы рассмотрим?

1. Рассмотрим зимующих птиц

2. Рассмотрим перелётных птиц

3. Узнаем, где зимуют перелётные птицы

Эти главные вопросы и есть наши задачи и план наших действий. 

Формулируют цель урока: узнать, что птицы зимуют по-разному, научиться выдвигать предположения и доказывать их.

- Зимующие, перелетные

Ставят задачи:

1. Рассмотреть зимующих птиц.

2. Рассмотреть перелётных птиц.

3. Узнать, где зимуют перелётные птицы.

Реализация построенного проекта

Ребята, какое сейчас время года? Кто может прилететь на кормушку?

Давайте посмотрим на слайд

и определим, как называются птицы, которых мы видим на слайде.

Они зимующие или перелётные? Почему?  

А сколько изображено птиц на этом слайде?

Как они называются?  Почему их двое?  Почему самка бледного цвета, а самец яркого?

А теперь давайте рассмотрим другую группу птиц. Назовите первую птицу, вторую, третью, четвертую, пятую, шестую.

Зимой мы их можем увидеть? А почему?

Когда они улетают? Почему они это делают?

Если птицы улетают в другие места, то как они называются?  

Физминутка

Птички прыгают, летают. 

Птички крошки собирают
Пёрышки почистили,

Клювики почистили. 

Птички летают, поют, 

 Зернышки клюют.

Давайте рассмотрим, куда улетают на зиму ласточки и журавли. У вас в рабочих тетрадях на стр. .. есть задание с картой. Зеленым выделена территория, где птицы проводят лето. Жёлтым цветом показаны места, где птицы зимуют. Синими стрелками покажите осенний перелет птиц, а красными их перелёт весной.

Проверим. Посмотрите на слайд и исправьте, если у вас не так.

- зима.

- воробей, сорока, ворона, снегирь.

- Перечисляют: Зимующие. (зимуют с нами)

- снегири, самец и самка.

- чтобы быть незаметной на гнезде.

- перечисляют

- нет, они улетают.

- осенью улетают, весной возвращаются. Им нечем питаться

- перелётные.

Выполняют задание в рабочих тетрадях.

Первичное закрепление

Мы знаем, что есть 2 группы птиц. Какие?

Зимующие это какие? А перелётные?

На этом слайде изображены 2 группы птиц. Ваша задача определить по внешнему виду птицу, поставить номер, который указан в списке и сказать к какой группе она относится. (спросить по партам)

Назовите только зимующий, назовите только перелетных, назовите 2 группы птиц.

- зимующие и перелетные. Зимующие - которые зимуют с нами, перелётные- которые улетают в теплые края.

-Ласточка (перелетные)

Дятел (зимующие)

Соловей (перелетные)

Скворец (перелетные)

Сова (зимующие)

Поползень (зимующие)

Воробей (зимующие)

Жаворонок (перелетные)

Зяблик (перелетные)

Синица (зимующие)

Галка (зимующие)

Журавль (перелетные)

Самостоятельная работа

Работа в Рабочей тетради

Откройте тетради на странице 14, рассмотрите птиц.

- Птицы спорят, кому улетать в тёплые края, а кому оставаться у нас. Помогите им разобраться в этом. Закрасьте круг около перелётных птиц и стрелочками соотнесите изображения с названиями птиц.

Организует работу в парах

А теперь поиграем в игру «третий лишний» Посмотрите на слайд.

- Из трех птиц необходимо назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор.

- Галка, грач, воробей.

- Ласточка, зяблик, дятел.

- Ворона, сорока, кукушка.

Рисуют, указывают.

Включение в систему знаний и повторение

- Птицы наши помощники и друзья. Мы должны им помогать. Как мы можем им помочь? Что вы видите на слайде? (скворечник и кормушка слайд)

Кормушки готовятся, для каких птиц, и для чего? (Слайд с едой)

- Чтобы птицы не погибали от голода важно их кормить.

- Чем кормить птиц?

Давайте выполним задание на слайде и скажем, что могут употреблять в пищу птицы, а что не могут. (слайд)

 Скворечник готовится, для каких птиц, и для чего?

1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?

2. Чем  они питаются?

3. Какие птицы улетели на зиму и почему? А куда они улетают?( осенью в Африку и на юг Азии, а весной в Евразию)

-Зимующие и перелётные.

-Кормушки для зимующих птиц, чтобы питаться.

- Белым хлебом, салом, (не солёным) арбузными семечками, тыквенными семечками.

- Скворечники для перелётных птиц, чтобы могли выращивать птенцов

- отвечают (воробей и т.д., белым хлебом, семечками и т.д., ласточка, нечем питаться)

Рефлексия учебной деятельности

Ребята, наш урок подошёл к концу.

Кто из вас подкармливает птиц зимой?

А кто ставил скворечник с родителями?  

Поставьте и понаблюдайте за птицами. 

Отвечают устно.

Размер:
44.45 Kb
Скачали:
23