УМК: "Школа России".
Цель урока: составить таблицу умножения и деления с числом 9, работать над ее запоминанием.
Задачи:
Прозвенел звонок веселый
Мы начать урок готовы
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!
- Ребята, этот год объявлен годом науки и технологии.
- Как сказал великий ученый Карл Гаусс: "Математика – царица всех наук".
- Ребята, а вы хотели бы стать учеными?
- Я надеюсь сегодняшний урок вам позволит стать на шаг ближе к великой науке – Математика.
Устный счет
- Откройте свои тетради, запишите число, классная работа.
- Скажите, ребята, а число 3 встречается в изученном нами табличном умножении?
- Давайте вспомним (устно):
3х5 3х8 3х9 3х9
- Какие ассоциации у вас возникают с этим выражением тридевятое царство, за тридевять земель. (Ответы детей)
- Что это значит?
- В названии какой сказки встречается выражение тридевятое царство? Кто главный герой?
- Сегодня утром я получила письмо от Вовки, он опять перестал учиться и просит нашей помощи, добраться до тридевятого царства. Поможем? (да!)
- Но чтобы туда добраться мы должны выполнить задания и оценить себя в листах оценивания. (на столах у детей)
- Подпишите свои листы.
- Ребята, мы начнем с веселого устного счета.
Математический диктант
- Молодцы! Каждый правильный ответ 1 балл. (Ответы на слайде)
Три золотых рыбки
3х3 6х6 9х9
- Так какова же тема нашего урока? Кто догадался? (Таблица умножения и деления с числом 9)
- Какую цель мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? (Составление таблицы умножения и деления с числом 9)
- У меня на доске столбик с числовыми выражениями.
2х9= |
9х2= |
18:9= |
3х9= |
9х3= |
27:9= |
4х9= |
9х4= |
36:9= |
5х9= |
9х5= |
45:9= |
6х9= |
9х6= |
54:9 = |
7х9= |
9х7= |
63:9= |
8х9= |
9х8= |
72:9= |
- Давайте найдем значение числовых выражений этого столбика. (Цепочкой записывают произведение, по желанию к доске)
- Вспомним компоненты умножения. Используя переместительное свойство умножения составим выражения.
- Какое правило мы знаем? (от перестановки множителей произведение не изменяется)
- Давайте поменяем множители местами и запишем выражения. (к доске по желанию)
- Ребята, скажите, а каких числовых выражений не хватает? (9х9)
- Как вы думаете, почему я их не написала? (Таблицу умножения с числом 9 мы еще не изучали)
- Как найти значение произведения 9 x 9? (9+9+9+9+9+9+9+9+9=81 или 8x9+9=81)
- А теперь составим таблице деления с числом 9.
- Откройте учебники на стр. 65 Почему там записан только 1 пример? (все остальное мы уже учили)
- Почему пример написан в красной рамке? (нужно его запомнить)
- Давайте сделаем ВЫВОД, что мы сейчас с вами составили и записали? (таблицу умножения и деления с числом 9)
Задание от Василисы
- Василисы были такие премудрые, и захотели нас тоже научить этим премудростям.
- Вы готовы к волшебству?
- Поверните обе руки ладонями к себе. Пусть каждый палец по порядку означает соответствующее число: первый слева - 1, второй - 2, третий - 3 и т.д. до 10.
- Сейчас ваши пальчики превратятся в счетные машинки.
- Чтобы умножить 9 на какое либо число, достаточно загнуть палец с таким номером. Перед вами ответ: количество пальцев слева – показывает число "десятков", а количество пальцев справа – число "единиц".
- Например, мы хотим умножить 9 на 3. Загибаем третий палец. Слева 2 пальца = 2 десятка. Справа 7 пальцев = 7 единиц. Ответ: 27. И еще пример 9x2.
- Решите примеры в парах на ваших счетных машинках, т.е пальчиках: 9x4 9x5 9x7. (на доске примеры)
- Помогите своему соседу, если он не понял.
- Когда эти знания смогут вам пригодиться? (когда вы неуверенны в ответе)
- А теперь немного отдохнем.
Физминутка
Задание от библиотекаря
Работа по учебнику № 1 (с. 65) - 4 балла.
Самостоятельное выполнение. По вариантам. 1 вариант, 2 вариант, 1, 2 столбик по
Взаимопроверка. Ответы записаны на доске в столбик:
I - 8, 8, 9, 7.
ӀӀ - 49, 64, 81, 36. Взаимооценка
Задание от Братьев из ларца
Задача 5 баллов. Объяснение значения выражения. Работа в группах.
- Сейчас вы поработаете в группах. Выполните задание на карточке.
- Прочитайте задачу и обсудите в группе, что означают числовые выражения.
- Проверим. (от каждой группы выступает выбранный детьми ученик)
- Что узнаем выражением 27 : 9? (Количество клеток, в которые положила морковки девочка)
- Что узнаем выражением 18 : 9? (Количество клеток, в которые положил морковки мальчик)
- Что узнаем выражением 27 + 18? (Сколько всего морковок у мальчика и у девочки)
- Что узнаем выражением (27 + 9): 9? (Количество клеток, в которые положили морковки девочка и мальчик)
- Каждая группа называет свой ответ – эталон на экране.
Задание от Вовки
5 баллов.
- Выполнение задания в учебнике. Найдите задание № 6.
- Кто хочет прочитать задачу?
- Как найти периметр квадрата? (Длину стороны умножить на 4)
- Запишите формулу. Как найти площадь квадрата? (Длину стороны умножить саму на себя)
- Выполняем задание у себя в тетради по рядам, первый ряд ищет со стороной - 7 см, второй ряд ищет со стороной - 4 см, и третий ряд ищет со стороной - 9 см.
- Теперь обменяйтесь тетрадями с соседом и проверьте ответы,
Проверка (на слайде): 1 пара, периметр и площадь.
- Ребята какие вы молодцы, мы помогли Вовке добраться до 3х9 царства и он хочет нам что то сказать.
- Найдите значение выражений и расставьте их в порядке возрастания, прочитайте слово которое получилось.
72 : 9 = П
9 x 6 = И
45 : 9 = С
9 x 4 = С
9 x 2 = А
9 x 7 = Б
9 x 9 = О
(СПАСИБО)
- Подсчитайте свои баллы, Поставьте оценку.
Домашнее задание
Выучить таблицу умножения на 9.
- Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? (таблица умножения и деления с числом 9)
- Чему мы должны были научиться? (составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать ее)
- Достигли мы своей цели?
- Кто помнит каким годом объявлен 2021 год?
- Мы сегодня можем сказать, что мы стали маленькими учеными потому что достигли цели урока.
- Закончить урок я хочу притчей.
Шел мудрец и встретил 3 работников.
"Что ты сегодня делал?" - спросил он каждого.
Первый ответил: "Я работал ниже своих возможностей".
Второй ответил: "Я старался".
Третий ответил: "Я работал эффективно, творчески, активно".
- Кто из вас на уроке был первым работником, вторым работником, третьим работником.
- Нарисуйте улыбку, в зависимости от того, каким работником вы были на уроке.
- Ребята, покажите мне каким работником вы были на уроке.
- Урок окончен. Попрощаемся. Спасибо!