Многим детям сложно делить в столбик из-за неотработанного до автоматизма приема вычитания и деления в столбик, а также недоученной назубок таблицы умножения.
Все остальное – тренировка!
Еще очень важно показать, где можно применить полученные знания в жизни.
Для деления в столбик используют алгоритм. Разберем деление в столбик на примере деления трехзначного числа на однозначное по алгоритму.
Пример:
1. Записываю деление 968 на 4 уголком.
2. Определяю неполное частное. Для этого слева направо сравниваю цифры делимого и делителя. Первое неполное делимое – 9 сотен, потому что оно больше делителя «4». Ставлю первую точку под уголком. В делимом осталось еще 2 цифры. Значит в частном будет число, состоящее из сотен, десятков и единиц – трехзначное число. Ставлю 3 точки под уголком.
Чтобы избежать ошибок, не забывайте определять количество цифр в частном.
3. Делю сотни и вспоминаю таблицу на 4: 9 делю на 4, получается 2. Записываю в частное первую цифру - 2 сотни. Умножаю 4 на 2, получается 8. Разделили 8 сотен. Вычитаю из 9 число 8, получается 1. Осталось разделить 1 сотню. Сравниваю остаток с делителем: 1 < 4, значит, цифру 2 в частном подобрали верно.
Если остаток получился больше делителя, значит мы ошиблись в расчете и есть произведение более близкое, чем то, которое взяли мы.
4. Делю десятки. Образуется второе неполное делимое: 1 сотни и 6 десятков – это 16 десятков. Делю 16 на 4, получается 4. В частном будет 4 десятка. Умножаю 4 на 4, получается 16. Разделили 16 десятков. Вычитаю: 16 – 16 = 0. Остатка нет. Десятки разделили все.
5. Делю единицы. 8 разделить на 4, получится 2. В частном будет 2 единицы. Умножаю 4 на 2, получается 8. Разделили 8 единиц. Вычитаю: 8 - 8 = 0. Остатка нет. Единицы разделили нацело.
6. Читаю ответ. Частное 968 и 4 равно 242.