Форма проведения: нестандартный урок с использованием карт-схем.
Цель:
Оборудование: алгоритм индивидуально, примеры на доску в столбик, геометрические фигуры на доску, карточка-задача (индивидуально), карточка на доску «Молодцы!», карты схемы: цепочка чисел, индивидуальные карточки-цепочки, графический диктант «Собачка», план-схема класса (индивидуально).
Минутка чистописания
Начнем с минутки чистописания. Чтобы узнать какое число мы сегодня будем писать, вы постарайтесь решить задачу. Будьте внимательны!
В комнате горело 10 свечей. Шел мимо человек и затушил 2 из них. Сколько осталось свечей?
Итак, сегодня мы пишем цифру 10. Начинаем писать в клетке с красной точкой.
Сколько клеток потребуется для написания числа 10? (2)
Пишем число и классная работа.
Сегодня на уроке мы будем путешествовать по нашему классу: находить задания и выполнять их. Если мы правильно выполним все задания, то в конце урока найдем клад. А начнем мы с решения цепочки.
Устный счет
Сережа, Надя, Эдик и Катя будут решать цепочку на карточках. Внимательно просмотрите и приступайте. Остальные будут работать со мной.
На доске схема-цепочка с числами и знаками действий. Ее необходимо решить. Промежуточные значения записываем около стрелочек между числами. Решив схему-цепочку правильно, мы откроем ответ.
Приступаем. (Дети решают с объяснением)
Давайте проверим, правильно ли мы решили. (Учитель переворачивает последнее число). Молодцы! Это число 0.
У кого, кто решал на карточках получился 0, поднимите руки. Молодцы! У кого не получилось, в следующий раз все получиться, нужно быть внимательными!
(ученики повторяют движения за вызванным ребенком)
На болоте две лягушки
Две зеленые квакушки
Утром умываются,
Полотенцем вытираются,
Ножками топают,
Ручками хлопают,
Вот здоровья в чем секрет!
Всем друзьям: «Физкульт привет!»
Глазная гимнастика
Глазки хорошо зажмурить и быстро-быстро поморгать. И выполним движения глазками вверх-вниз (8 раз), влево-вправо (8 раз), вращение глазами по кругу влево (8 раз) и вправо (8 раз).
Но здесь написано не только число, но и еще что-то. Катя, прочитай. (Дать ребенку сидящему на своем месте)
Покажите все рукой, где находится правая сторона? Где свободная парта?
Алена, подойди к коробочке и возьми из нее следующее задание. Что это? (Задачи)
Раздай их. Я помогу. Читай задачу.
О какой фигуре говориться в задаче?
Найдите среди фигур на доске, прямоугольник. Верно.
Какой из двух прямоугольников подходит для нашей задачи?
Как по особому можно назвать другой прямоугольник. (Квадрат)
Что известно о прямоугольнике в задаче?
Почему даны только две стороны? (Противоположные стороны равны)
Давайте подпишем на доске стороны прямоугольника.
Почему достаточно подписать только две стороны?
Что необходимо найти в задаче?
Как найти периметр?
Как обозначается периметр? (лат. Р)
Приступим к решению задачи. Все в тетради, Геля у доски с проговариванием/
Такие фигуры как прямоугольник мы чертили много раз, а теперь попробуйте вычертить под мою диктовку необычную фигуру. Если вы правильно ее начертите, то узнаете, где спрятано следующее задание. Возьмите карандаш, линейку и будьте внимательны.
Отступите вниз 5 клеток и в бок 3 клетки. Поставьте точку
На кого похожа ваша фигура? (Собачку) Оглянитесь вокруг и найдите глазками, где в классе находится собачка. Под ней спрятано следующее задание.
Сережа, возьми и прочитай его. «Решите примеры, используя алгоритм». Вот эти примеры. Их два. (на доску)
Физминутка
(ученики повторяют движения за вызванным ребенком)
У нас славная осанка, мы свели лопатки,
Мы походим на носках, а потом на пятках,
Пойдем мягко, как лисята и как мишка косолапо,
И как заинька трусишка, и как серый волк-волчишко.
Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся, ежик сладко потянулся.
Глазная гимнастика
Подойдите к окну. Встаньте на расстоянии вытянутой руки от окна. Каждый нашел свою точку на стекле. Сконцентрируйте взгляд на точке, переведите взгляд на дерево и на детский сад, опять на дерево и на точку (4 раза)
Примера два, значит к доске нужны 2 человека с алгоритмом. Остальные решают самостоятельно в тетради. Не спешите списывать с доски, они могут ошибаться. Проверка.
Сегодня мы много работали. Давайте подведем итог этой работе.
Что мы сегодня решали? (Примеры и задачу)
Периметр какой фигуры мы находили? Какую фигуру можно назвать прямоугольником?
Как найти периметр?
Сейчас я раздам вам карты-схемы. Внимательно посмотрите на них. Что же на них изображено? (Класс)
Какие предметы имеют прямоугольную форму? (Парты, учительский стол, шкафы)
А что обозначает красный крестик на вашем плане-схеме? (Место, где спрятан клад)
А теперь как мышки потихоньку каждый ищет свое место, где зарыт клад. (Дети ищут)
Давайте посмотрим, что же это такое? Что это написано?
Так как вы себя сегодня можете назвать?!
Женя, как себя назовет? А Надя?