Цели урока:
Основные понятия: басня, мораль, крылатые выражения, пословицы, литературные жанры.
Оборудование: проектор, ноутбук, презентация, музыкальная физминутка, раздаточный материал (карточки с заданием).
- Настал новый день. Какой он сегодня? Хмурый, пасмурный, светлый или солнечный? (Ответы учащихся)
- Какое настроение вызывает у вас такая погода?
- А знаете, что нужно сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? (Надо улыбнуться)
- Я хочу с вами поделиться улыбкой, я дарю ее вам. Улыбнитесь и вы мне, друг другу. У вас такие лучистые улыбки, что от них стало так тепло, ярче стал день.
- Подумайте, как хорошо, что мы здесь все вместе. Я вижу ваши умные глаза, желание узнать новое.
- Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните беспокойство, тревогу, обиду.
- Вдохните в себя свежесть зимнего дня, тепло солнечных лучей, чистоту белого снега, красоту окружающего мира.
- Думаю, мы подарим друг другу много приятных мгновений. Я верю в вас.
1. Фонетическая ритмика
- Сегодня дежурный звук ж.
жа, жо, жу
ожа, ажо, ажу
жна, жно, жну, жни
жанр, лужок, сапожник
- На уроке хорошо говорите, слушайте внимательно меня и друг друга.
2. Слухо-речевая зарядка
- Спросите у меня, какой будет урок.
- Елена Сергеевна, какой будет урок?
- Будет урок литературного чтения.
- Назовите жанры литературных произведений, которые вы знаете.
- Какой жанр мы изучали? (басня)
- Как называют писателя, который пишет басни? (баснописец)
- Сегодня на уроке будем читать, отвечать на вопросы, рассказывать.
- Что будем делать на уроке?
- Сегодня мы будем читать журнал, посвященный одному очень знаменитому писателю.
- Советский поэт Михаил Исаковский посвятил свое стихотворение этому автору.
- Послушайте стихотворение и назовите фамилию писателя. (фамилия Крылов закрыта)
Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим все сильней.
- Назовите фамилию писателя. (Крылов)
- Какому писателю будет посвящен наш журнал?
- Правильно. Великому писателю Ивану Андреевичу Крылову.
- Что писал Иван Крылов? (басни)
- Какие басни мы читали? (Ворона и Лисица, Щука и кот, Квартет)
- Подумайте, какая будет тема урока.
- Тема урока "Басни И.А. Крылова".
- У вас на парте у каждого есть лист самооценки. Прочитайте этапы работы. (название страниц нашего журнала)
- Оценивать свои знания вы будете по листу самооценки.
- Наш журнал состоит из нескольких страниц, открываем первую страницу.
- Прочитайте название.
1 страница журнала "Тест"
- Какое задание будем выполнять?
- Будем выполнять тест.
- Тест называется "Особенности басни"
- У каждого из вас на парте лежит тест. Выберите правильный ответ и обведите цифру на листе.
Особенности басни
Басня – это...
1) стихотворение для детей;
2) сказочная история;
3) краткий рассказ в стихах поучительного характера.
Цель басни ...
1) рассмешить людей;
2) высмеять пороки людей;
3) прославить русский народ.
В басне есть ...
1) мораль;
2) отгадка;
3) волшебство.
Мораль – это ...
1) вывод или поучение, в котором выражена главная мысль;
2) концовка;
3) план.
Герои басни ...
1) богатыри;
2) волшебные вещи;
3) животные, растения, люди, вещи.
Крылатое выражения – это ...
1) выражение, у которого есть крылья;
2) выражение, вошедшее в речь из литературно-художественных произведений;
3) диалог.
- Обменяйтесь тестами. Правильные ответы на доске, проверьте тест друг у друга. (Проверка по презентации)
Беседа "Недостатки людей"
- Кто герои басен?
- Почему герои басен Крылова всегда животные?
- Иван Андреевич Крылов, чтоб не хотел обижать людей, высмеивая их недостатки.
- Под видом животных он изображал людей.
- Какие пороки человека высмеивают басни Крылова? (учитель прикрепляет на доске таблички)
- А чему нас учат басни Крылова? (прикрепляет на доске таблички)
Высмеивает |
Учат быть |
Лень Жадность Глупость Хитрость |
Честными Добрыми Отзывчивыми Трудолюбивыми |
2 страница АМО "Крылатые выражения"
(Выразительное чтение отрывков)
- Мы вспомнили такое важное понятие – крылатые выражения. Сейчас внимание.
- Я буду читать крылатое выражение, вы должны назвать басню из которой взято это выражение.
Учитель читает крылатое выражение, учащиеся называют басню. Затем учащиеся выходят парами и читают отрывок из этой басни.
Крылатые выражения
1. Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье –
И уши ваших понежней, …
2. Беда, коль пироги начнет печи сапожник,
А сапоги тачать пирожник, …
3. Ворона каркнула во все воронье горло: …
Выразительное чтение отрывка.
- Ребята, послушайте отрывок из басни. Внимательно слушайте, замечайте ошибки, которые могут допустить ребята при чтении.
- Оценивайте выразительность чтения. (После выразительного чтения учащиеся задают вопросы классу)
- Назовите героев басни. Какие черты характера высмеивает автор?
Физминутка "Мы веселые Мартышки"
3 страница АМО "Путаница"
(Работа по карточкам)
- Прочитайте название третьей страницы. Как вы думаете, какое задание будет на этой странице? (Высказывают предположения, какое будет задание)
- Будем работать по карточкам. Возьмите карточку. Прочитайте задание и выполните его.
Класс делится на пары. Один обучающийся из каждой пары вытягивает карточку с заданием, заранее подготовленным учителем. Дается время на подготовку. Затем каждая пара отвечает на свои вопросы.
Карточки № 1. Басня "Ворона и лисица"
- Прочитайте предложения из басни, найдите ошибки, исправьте.
Плутовка к берегу на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с кукушки глаз не сводит.
Выберите пословицу, соответствующую басне.
- Расскажите мораль басни.
Карточки № 2. Басня "Щука и кот"
- Прочитайте предложения из басни, найдите ошибки, исправьте.
Зубастой кошке в мысль пришло
За рыбье приняться ремесло.
- Выберите пословицу, соответствующую басне.
- Расскажите мораль басни.
Карточки № 3. Басня "Квартет"
Прочитайте предложения из басни, найдите ошибки, исправьте.
Достали нот, баса, альта, три скрипки
И сели на бережок под липки
- Выберите пословицу, соответствующую басне.
- Расскажите мораль басни.
После работы по карточке учащиеся оценивают работу.
4 страница "Театральная"
(Инсценировка басни "Ворона и Лисица")
- Прочитайте название четвертой страницы.
- Как думаете, чему будет посвящена эта страница?
- Басня никогда не бывает нудной, навязчивой. Она поучает незаметно, мудро, лукаво, весело.
- Некоторые басни похожи на спектакли, их легко инсценировать. Ребята приготовили для нас инсценировку басни.
- Пока они готовятся, вы должны сказать, как называется басня. В этом вам помогут загадки.
- Отгадав загадки, вы сможете назвать басню.
Что хитрей плутовки нет
Знает целый белый свет.
Все облазила леса
Эта рыжая… (Лиса)
Хочет с детства эта птица
Стать известною певицей.
День и ночь неугомонно
Песни нам поет … (Ворона)
- Вы правильно отгадали загадки.
- Кто догадался, какую басню будем слушать и смотреть?
- Ребята покажут нам басню "Ворона и Лисица". (Учащиеся инсценируют басню)
- Ребята, мы перелистнули последнюю страницу нашего литературного журнала.
- О чем говорили на уроке?
- Чему учат нас басни? (Доброте, чуткости, вежливости, взаимовыручке, взаимопониманию)
- Какая страниц была более интересной, трудной?
- Как вы справились с работой?
- Оцените свою работу на уроке. (Оценивают, выставляют отметку)
Домашнее задание
- Вам понравилось читать басни? Тогда я предлагаю вам взять в библиотеке книги с баснями И.А. Крылова и прочитать.
- Прочитав басни, может кто-нибудь сам станет баснописцем, сочинит басню и прочитает нам ее на следующем уроке.
- Большое спасибо, ребята, за хороший урок, замечательную работу в парах.
- Мы еще раз с вами проверили наши знания и теперь уж точно не забудем "Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье".
- До свидания!