Конспект урока литературного чтения 4 класс "Сказка Г.Х. Андерсена "Чайник"

Цель: расширение знаний учащихся о жизни и творчестве Ганса Христиана Андерсена;

Планируемые результаты:

  • расширение знаний о зарубежной литературе, определение ее особенностей;
  • беглое осозннаное выразительное чтение вслух, выделение при чтении важных по смыслу слов, соблюдение пауз;
  • умение задавать вопросы по прочитанному произведению, находить нужную информацию в тексте.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок литературного чтения.
- А начать урок мне хотелось бы со слов французского писателя Анатоля Франса "Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом".

- Я желаю, чтобы наш урок был очень вкусным, аппетитным и очень полезным для вас и для меня.
- Кстати, об уроках! Можете ли вы составить рейтинг трех любимых уроков? (опрос 2 чел.)

Актуализация знаний. Постановка цели урока

- Рейтинги бывают разные. Вот один из них. (Слайд)
- Что это за рейтинг? Попробуйте дать ему название. (Рейтинг великих сказочников)
- И вот что интересно. Если вторые, пятые позиции могут меняться, то на первом месте неизменно находится Г.Х. Андерсен.

- Как вы думаете почему? (ответ учащихся)
- Сегодня мы откроем еще одну сказку этого замечательного писателя.
- Я подготовила для вас вопрос: Когда разбитое может быть лучше целого?

- Думайте, любые ваши предположения. К этому вопросу мы вернемся в конце урока.
- А определить название сказки нам поможет предмет в коробке. Вернее части предмета. (Показываю)
- Можно ли по черепкам догадаться какой это предмет? (Чайник)

- Сказка Андерсена так и называется "Чайник". А вот о чем пойдет речь в произведении, мы попробуем определить, используя ключевые слова, иллюстрацию и название сказки.
- Ваши предположения. Столько много предположений. Как нам прийти к одному мнению.
- При помощи вопросительных слов попробуйте задать вопрос на который вы бы хотели получить ответ. О чем? Кто? Какой? Чему?

- Я надеюсь в конце урока мы получим ответы на ваши вопросы.
- Мы прочитаем сказку, проведем диалог с автором и ответим на ваши вопросы.

- Но прежде чем начнем читать сказку, мы поработаем с таблицей предположения. (у ребят карточки)
- Возьмите листочки желтого цвета. Работаем с колонкой до чтения. Если вы согласны с утверждением ставим +, не согласны -. Это ваши личные предположения.

Словарная работа

- Отложите таблицу, мы к ней еще вернемся. Возьмите карточки со словарной работой. Слайд. Соотнесите слово с его значением. Можно работать в парах. Давайте проверять.
- А теперь приступим к самому интересному, к чтению сказки.

- Задавая вопрос автору, вы должны будете ответить на него сами. Поэтому будьте внимательными и вдумчивыми читателями.
- А задача настоящего читателя отгадать главный секрет сказки. Возьмите карандаши, чтобы делать отметки когда мы остановимся.

Чтение с остановками

1 остановка (после второго абзаца)

- Какие вопросы вам хотелось бы задать автору?
- Какие чувства по отношению к главному герою испытываете?

2 остановка (после 3-го абзаца)

- Какие вопросы не терпится задать Андерсену?
- Предположите, как может сложиться дальнейшая судьба чайника?

Чтение текста до конца аудио запись.
- Выразите свое мнение о прочитанном одним словом.

Исследование текста

- Правильно ли мы предположили содержание сказки? Давайте вернемся к таблице предположений. Работаем с колонкой после чтения.
- Мне очень интересно послушать ваше мнение по второму вопросу "Главный герой - отрицательный персонаж?"
- Как вы ответили до чтения и после чтения? (ответы детей)

- Для того чтобы разобраться в характере главного героя, еще раз перечитаем текст, разберем на какие отрезки жизни можно разделить жизнь чайника.
- Сначала как автор его называет? (Чайник)
- Потом что с ним происходит, как прозвал его автор? (Калека)

- Какое обидное слово.
- Потом кем он стал? (Горшком)
- А дальше кем он стал? (Черепками)

Работа в группах

- Ребята, объединитесь в группы по 4 человека. Подчеркните те качества которые соответствуют главному герою в этот отрезок жизни. (У каждой группы плакат)
- Чья группа готова, размещаем плакат на доске. (Один представитель группы зачитывает)
- Давайте посмотрим, может с чем то не согласимся. (Находят ошибки, доказывают)

- Посмотрите, что по этим таблицам можно проследить?
- Как меняется чайник?
- Каким он был в начале сказки?

- Он вам нравится?
- А каким он стал?
- Как вы думаете, ребята, каким быть важнее в жизни красивым снаружи или внутренне красивым?

- Как мы ответим на вопрос положительный или отрицательный Чайник?
- И вот как вы думаете, Чайник счастливый или несчастливый? Почему?

- Найдите и прочитайте предложение в котором отражена главная мысль сказки?
- Можем ли мы сейчас ответить на вопрос: "Когда разбитое может быть лучше целого?"
- Сам Андерсен писал: "Приносить пользу миру - это единственный способ стать счастливым"

Дифференцированное домашнее задание

- Захотелось ли вам что-то изменить в сказке? (Дети: изменить грустный конец сказки на счастливый)
- Предлагаю вам самим побыть сказочниками и сочинить сказку на выбор:

  • счастливую концовку этой сказки;
  • свою сказку по подобию;
  • нарисовать иллюстрацию к сказке.

- Выберите то задание, которое будет вам посильным

Рефлексия

- Ребята, достигли ли мы поставленной цели? Ответили на свои вопросы?
- Получился ли у нас урок вкусным, полезным и интересным?

Разговор с писателем

(Беру портрет Андерсена беру в руки)
- Давайте, ребята, проведем разговор со сказочником. Начнем с этих слов Уважаемый сказочник…

Оценивание

- Кому бы вы поставили сегодня отметку на уроке?
- Выберите утверждение и оцените себя.

Итог урока

- Ребята, концовка сказки какой была?
- А как мы можем повторно использовать черепки?

- Я уже использовала черепки в своей работе и дарю ее вам. Я хочу чтобы эта рамка напоминала вам о том какую чудесную сказку вы сегодня прочитали и напоминала вам о том о чем хотел вам сказать этот замечательный сказочник.

- Ребята, я благодарю вас за урок! Мне было очень интересно работать.
- Спасибо. Урок окончен.

Размер:
22.74 Kb
Скачали:
8