Цели и задачи урока:
Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), выставка книг Х.К. Андерсена.
Литературное чтение – прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ!
Вы учите их - они учат вас!
- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными мгновениями.
Не бойся правды, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет…
Тихонько сказку расскажи,
На свете добрых больше станет.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями)
- На столах у вас конверты, листочки с заданиями, которые нам потребуются сегодня на уроке. Вы готовы?
- Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе.
- Итак, мы начинаем наше исследование….
Работа в парах
- Соедините половинки пословиц, прочитайте и объясните смысл выбранной одной пословицы.
- У вас на парте лежат конверты, вам нужно собрать пословицы из частей и узнать что получится.
Добрый человек всегда правдой живет.
Добрые слова лучше мягкого пирога.
Доброе дело без награды не останется.
Доброе слово слаще меда.
Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Что общего между пословицами? В каких произведениях добро побеждает зло? (в сказках)
- А что такое сказка? (ответы учащихся)
Сказка – это литературное произведение, где всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит. (Словарь Ожегова)
- На какие группы можно поделить сказки? (Народные и литературные – авторские)
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных)
- Молодцы! Над каким произведением мы работаем сейчас? ("Дикие лебеди")
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен)
- А какие сказки Андерсена вы еще знаете? (учащиеся перечисляют)
- А кто ее написал? (Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен)
Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки.
- Мы с вами прочитали сказку, понравилась ли она вам?
- Все ли мы узнали о героях этой сказки? Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Цели - будем дальше работать над произведением и проводить наше исследование.
- Когда вы читали сказку – Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Найдите и прочитайте -Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля.
- Какими представляет автор принцев и Элизу? (прочитать)
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
– Почему принцы не превратились в черных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте. (2 часть, чтение 3-го абзаца)
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули ее братья? (королева увидела, как прекрасна ее падчерица и еще больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри ее в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – черная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
- Найдите и прочитайте. (2 глава 1 и 2 абзац)
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший)
- Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог)
Взаимопроверка. Работа с тестом по вопросам учебника: с. 40 № 2-5.
- Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
- Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас
Пожеланье "В добрый час".
Доброта - она от века
Украшенье человека…
- И в сказке, и в жизни между мирами Добра и Зла идет постоянная борьба, противопоставление друг другу.
- Мы с вами в нкачале урока составляли пословицы а какая пословица подойдет к этой сказке?
- Составим сравнительную характеристику двух миров, опираясь на персонажей сказки: Элизу и мачеху.
Элиза
Верная. Трудолюбивая
Плетет. Молчит. Спасает
Элиза спасает братьев от колдовства
Мачеха
Злая. Коварная
Колдует. Превращает. Выгоняет
Мачеха превратила принцев в лебедей
Колдунья
- В сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни?
- Почему в жизни часто происходит наоборот?
- Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза?
- Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?
- Спасибо за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при своем мнении.
- Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.
- А теперь давайте выберем самую подходящую пословицу к этой сказке. (Свет не без добрых людей. Добрый пример лучше ста слов)
Работа с методом 6 шляп.
- Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
- Чем для вас стало творчество Х.К. Андерсена?
- Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
- В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость – все как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, "Королю сказок", в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
- Андерсен писал что в человеке изначально заложено добро и зло и он сам делает выбор каким ему быть... Я желаю вам стараться делать правильный выбор.
Домашнее задание
Написать письмо (по выбору): королю-отцу мачехе Элизе молодому королю. Подумайте с чего вы начнете что расскажите за что похвалите о чем спросите а может быть покритикуете.
Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Ведь знания ваши нам всем пригодились.
Хотя вы все разные и сегодня результаты у нас разнообразные,
Но хвала вам дети и честь,
Мы любим вас такие, какие вы есть!
- Вы все очень хорошо работали, все молодцы, спасибо за работу на уроке. (Выставление отметок)