Урок литературного чтения в 4 классе "Х.К. Андерсен "Дикие лебеди"

Цели и задачи урока:

  • обобщение знаний учащихся по сказке Х.К. Андерсена "Дикие лебеди";
  • продолжить исследовательскую работу над сказкой;
  • обобщить знания по теме "Характеристика героя, моделирование обложки книги, работа с сюжетом произведения";
  • работа над техникой и выразительностью чтения.

Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), выставка книг Х.К. Андерсена.

Ход урока

Оргмомент

Литературное чтение – прекрасный урок.
Много полезного в каждой из строк.
Стих это будет, сказка, рассказ!
Вы учите их - они учат вас!

- Пусть этот урок принесет нам радость общения и наполнит наши души прекрасными мгновениями.

Не бойся правды, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет…
Тихонько сказку расскажи,

На свете добрых больше станет.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет

- Сегодня на уроке вы будете не просто учениками, а учениками-исследователями. А кто такой исследователь? Какого человека называют исследователь? (человек, занимающийся научными исследованиями)

- На столах у вас конверты, листочки с заданиями, которые нам потребуются сегодня на уроке. Вы готовы?
- Ну, тогда не будем терять время и перейдем к работе.
- Итак, мы начинаем наше исследование….

Повторение изученного

Работа в парах

- Соедините половинки пословиц, прочитайте и объясните смысл выбранной одной пословицы.
- У вас на парте лежат конверты, вам нужно собрать пословицы из частей и узнать что получится.

Добрый человек всегда правдой живет.

Добрые слова лучше мягкого пирога.

Доброе дело без награды не останется.

Доброе слово слаще меда.

Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.

- Что общего между пословицами? В каких произведениях добро побеждает зло? (в сказках)
- А что такое сказка? (ответы учащихся)

Сказка – это литературное произведение, где всегда идет борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит. (Словарь Ожегова)

- На какие группы можно поделить сказки? (Народные и литературные – авторские)
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных)
- Молодцы! Над каким произведением мы работаем сейчас? ("Дикие лебеди")

- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен)
- А какие сказки Андерсена вы еще знаете? (учащиеся перечисляют)
- А кто ее написал? (Датский писатель Ханс Кристиан Андерсен)

Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки.

Ханс Кристиан Андерсен - датский писательХанс Кристиан Андерсен - датский писатель

- Мы с вами прочитали сказку, понравилась ли она вам?

- Все ли мы узнали о героях этой сказки? Кто догадался, какая тема нашего урока?
- Цели - будем дальше работать над произведением и проводить наше исследование.

Анализ произведения

- Когда вы читали сказку – Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Найдите и прочитайте -Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля.

- Какими представляет автор принцев и Элизу? (прочитать)
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

– Почему принцы не превратились в черных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте. (2 часть, чтение 3-го абзаца)
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули ее братья? (королева увидела, как прекрасна ее падчерица и еще больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри ее в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – черная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
- Найдите и прочитайте. (2 глава 1 и 2 абзац)
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?

- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший)
- Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог)

Викторина по сказке "Дикие лебеди"

  1. Как мачеха избавилась от Элизы? (Она отправила ее в деревню каким-то крестьянам на воспитание)
  2. Какой должна сделаться Элиза, когда вторая жаба сядет ей на лицо? (Безобразной, как вторая жаба)
  3. За какую чудесную вещь было отдано пол королевства? (За чудесную книжку с живыми картинками)
  4. Когда лебеди превращались в принцев? (С закатом солнца)
  5. Элиза не успела доплести рукав на последней рубашке, и поэтому у младшего брата вместо левой руки так и осталось... (Лебединое крыло)

Взаимопроверка. Работа с тестом по вопросам учебника: с. 40 № 2-5.

Обобщение

- Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
- Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
"Добрый день" и "Добрый вечер".
И не зря ведь есть у нас

Пожеланье "В добрый час".
Доброта - она от века
Украшенье человека…

- И в сказке, и в жизни между мирами Добра и Зла идет постоянная борьба, противопоставление друг другу.
- Мы с вами в нкачале урока составляли пословицы а какая пословица подойдет к этой сказке?
- Составим сравнительную характеристику двух миров, опираясь на персонажей сказки: Элизу и мачеху.

Составление синквейна

Элиза
Верная. Трудолюбивая
Плетет. Молчит. Спасает
Элиза спасает братьев от колдовства

Мачеха
Злая. Коварная
Колдует. Превращает. Выгоняет
Мачеха превратила принцев в лебедей
Колдунья

- В сказках Добро всегда побеждает. Всегда ли так бывает в жизни?
- Почему в жизни часто происходит наоборот?
- Как вы думаете, есть ли сейчас в нашей жизни такие персонажи, как Элиза?

- Где вы о них слышали? Где вы с ними встречались?
- Спасибо за ваши мысли и высказывания. Кого-то вы смогли переубедить, кто-то остался при своем мнении.

- Самое главное, что каждый из вас задумался, а это уже хорошо.
- А теперь давайте выберем самую подходящую пословицу к этой сказке. (Свет не без добрых людей. Добрый пример лучше ста слов)

Рефлексия

Работа с методом 6 шляп.

  • Cиняя - чего мы добились на уроке?
  • Зеленая – новые идеи.
  • Белая - какой мы обладаем информацией
  • Красная - какие чувства у вас возникли на нашем уроке?
  • Черная - что здесь неправильно? Какие есть недостатки?
  • Желтая - какие плюсы есть в сказке

Итог урока

- Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
- Чем для вас стало творчество Х.К. Андерсена?

- Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

- В этих сказках рядом живут слезы и смех, горе и радость – все как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, "Королю сказок", в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

- Андерсен писал что в человеке изначально заложено добро и зло и он сам делает выбор каким ему быть... Я желаю вам стараться делать правильный выбор.

Домашнее задание

Написать письмо (по выбору): королю-отцу мачехе Элизе молодому королю. Подумайте с чего вы начнете что расскажите за что похвалите о чем спросите а может быть покритикуете.

Спасибо, ребята, огромное вам,
За то, что упорно и дружно трудились,
Ведь знания ваши нам всем пригодились.

Хотя вы все разные и сегодня результаты у нас разнообразные,
Но хвала вам дети и честь,
Мы любим вас такие, какие вы есть!

- Вы все очень хорошо работали, все молодцы, спасибо за работу на уроке. (Выставление отметок)

Размер:
21.28 Kb
Скачали:
22