УМК: "Школа 2100"
Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка продуктивного чтения.
Задачи:
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово!
- Давайте поприветствуем наших гостей!
- Каким вы хотите видеть наш урок литературного чтения?
- Что вы хотите пожелать своим одноклассникам в начале урока?
Литературная викторина "Узнай название произведения по иллюстрации"
"Золотой луг", "Берестяная трубочка", "Ёж".
- Что объединяет эти произведения? (Автор - Михаил Пришвин)
Появление темы урока: Михаил Пришвин "Изобретатель".
- Кто такой изобретатель? (ответы детей)
- В толковом словаре Ожегова написано:
Изобретатель - тот, кто создал, изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное
- О чем писал М. Пришвин? (О природе?)
Постановка проблемного вопроса
- Какие вопросы возникают к теме урока?
- Кого в рассказе называют "изобретателем"? Почему?
Работа с текстом до чтения
- Художник уже прочитал этот рассказ и нарисовал иллюстрацию. Что вы на ней видите?
- Можно ли по иллюстрации предположить, кто будет главным героем текста? (Утенок)
- Почему вы так решили? (Она нарисована крупнее)
- Попробуйте предположить, о каких событиях мы будем читать в рассказе?
- Давайте обратимся за помощью к ключевым словам.
- Вывелись утята, оставили ночевать, бегал утенок.
- Проверим наши предположения, прочитав текст.
Работа с текстом во время чтения
"Медленное чтение" вслух с комментированием. (дети и учитель)
- Кто рассказывает нам историю про утят?
- Про каких утят говорится в тексте?
- Смогут ли дикие утки жить вместе с домашними?
- Как назвали уточек?
- Кого посадили на утиные яйца?
- Понравится ли утятам в огороде?
- Почему пиковая Дама была сердита?
Физминутка под музыку "Танец маленьких утят"
- Что случилось утром?
- Зачем автор завязал ленточку утенку?
- Как утенок мог вылезти из корзины?
- Можно ли утенка назвать изобретателем?
– Почему слово Изобретатель написано с заглавной буквы?
Работа с текстом после чтения
Возвращение к проблемному вопросу.
- Как по-другому можно озаглавить текст?
1. Характер героев
- Подберите для каждого героя главные черты характера. Докажите примерами из текста. (Дуся - добрая, заботливая. Муся – безответственная, глупая. Пиковая Дама – добросовестная, ответственная. Утенок – ловкий, находчивый. Автор – любознательный, добрый)
2. "Погружение в образ"
- Представьте себя в образе героев и ответьте на вопросы.
- Дуся, почему ты приняла в свою семью чужих утят?
- Муся, чувствуешь ли ты вину перед утятами, и в чем она проявляется?
- Уважаемая Пиковая Дама, не пожалели ли вы о том, что высиживали яйца, после того, как утята убежали от вас?
- Что бы вы хотели сказать утятам?
- Утенок, что ты почувствовал, когда первый раз выбрался из корзины?
- Когда ты больше радовался, когда выбрался сам, или когда это сделали твои братья и сестра?
- Михаил Михайлович, какие мысли вы хотели донести до своих читателей через этот рассказ?
3. "Портрет художника" (его внутреннего мира)
Из слов, отражающих качества характера автора, составляется картинка с изображением сердца
- Я желаю вам иметь такое же доброе и любящее сердце. Любите природу и свою Родину!
Домашнее задание
Обязательное задание: перечитать рассказ.
Творческое задание: пересказ, вопросы, тест, кроссворд… (по выбору детей)
Продолжите фразу:
- Спасибо за работу! (Отметки)