Конспект урока по литературному чтению 4 класс "Михаил Пришвин "Изобретатель"

УМК: "Школа 2100"

Цель: создание условий для формирования у учащихся навыка продуктивного чтения.

Задачи:

  • учить оценивать поступки героев, эмоционально переживать текст;
  • высказывать свое предположение о содержании текста;
  • учить понимать смысл заглавия произведения, размышлять о характере героев;
  • находить ответы на вопросы используя учебник, свой жизненный опыт, информацию полученную на уроке.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Ножки вместе,
Спинки ровно,
И к уроку все готово!

- Давайте поприветствуем наших гостей!

Мотивация

- Каким вы хотите видеть наш урок литературного чтения?
- Что вы хотите пожелать своим одноклассникам в начале урока?

Актуализация знаний

Литературная викторина "Узнай название произведения по иллюстрации"

"Золотой луг", "Берестяная трубочка", "Ёж".
- Что объединяет эти произведения? (Автор - Михаил Пришвин)

Появление темы урока: Михаил Пришвин "Изобретатель".

- Кто такой изобретатель? (ответы детей)
- В толковом словаре Ожегова написано:

Изобретатель - тот, кто создал, изобрел что-нибудь новое, прежде неизвестное

- О чем писал М. Пришвин? (О природе?)

Постановка проблемного вопроса

- Какие вопросы возникают к теме урока?
- Кого в рассказе называют "изобретателем"? Почему?

Работа с текстом до чтения

- Художник уже прочитал этот рассказ и нарисовал иллюстрацию. Что вы на ней видите?

- Можно ли по иллюстрации предположить, кто будет главным героем текста? (Утенок)
- Почему вы так решили? (Она нарисована крупнее)

- Попробуйте предположить, о каких событиях мы будем читать в рассказе?
- Давайте обратимся за помощью к ключевым словам.

- Вывелись утята, оставили ночевать, бегал утенок.
- Проверим наши предположения, прочитав текст.

Работа с текстом во время чтения

"Медленное чтение" вслух с комментированием. (дети и учитель)

- Кто рассказывает нам историю про утят?

- Про каких утят говорится в тексте?
- Смогут ли дикие утки жить вместе с домашними?

- Как назвали уточек?
- Кого посадили на утиные яйца?

- Понравится ли утятам в огороде?
- Почему пиковая Дама была сердита?

Физминутка под музыку "Танец маленьких утят"

- Что случилось утром?
- Зачем автор завязал ленточку утенку?
- Как утенок мог вылезти из корзины?

- Можно ли утенка назвать изобретателем?
– Почему слово Изобретатель написано с заглавной буквы?

Работа с текстом после чтения

Возвращение к проблемному вопросу.
- Как по-другому можно озаглавить текст?

Работа в группах

1. Характер героев

- Подберите для каждого героя главные черты характера. Докажите примерами из текста. (Дуся - добрая, заботливая. Муся – безответственная, глупая. Пиковая Дама – добросовестная, ответственная. Утенок – ловкий, находчивый. Автор – любознательный, добрый)

2. "Погружение в образ"

- Представьте себя в образе героев и ответьте на вопросы.

- Дуся, почему ты приняла в свою семью чужих утят?
- Муся, чувствуешь ли ты вину перед утятами, и в чем она проявляется?

- Уважаемая Пиковая Дама, не пожалели ли вы о том, что высиживали яйца, после того, как утята убежали от вас?
- Что бы вы хотели сказать утятам?
- Утенок, что ты почувствовал, когда первый раз выбрался из корзины?

- Когда ты больше радовался, когда выбрался сам, или когда это сделали твои братья и сестра?
- Михаил Михайлович, какие мысли вы хотели донести до своих читателей через этот рассказ?

3. "Портрет художника" (его внутреннего мира)

Из слов, отражающих качества характера автора, составляется картинка с изображением сердца
- Я желаю вам иметь такое же доброе и любящее сердце. Любите природу и свою Родину!

Домашнее задание

Обязательное задание: перечитать рассказ.
Творческое задание: пересказ, вопросы, тест, кроссворд… (по выбору детей)

Рефлексия

Продолжите фразу:

  • сегодня я узнал...
  • мне было легко…
  • мне было трудно…
  • дома я перечитаю рассказ и …
  • работать в группе нам было…
  • я хочу сказать спасибо…

- Спасибо за работу! (Отметки)

Размер:
7.34 Kb
Скачали:
2