Открытый урок по литературному чтению в 4 классе: Рассказ Е.И. Чарушина "Кабан"

Цель открытого урока: познакомить учащихся 4 класса с рассказом Е.И. Чарушина "Кабан"

Задачи:

  • развивать навыки правильного, сознательного и выразительного чтения;
  • развивать внимание, мышление, речь учащихся;
  • воспитывать любовь к животным.

Оборудование: учебник Л.Ф. Климанова "Родная речь 4 класс (2 часть)", карточки для самостоятельной работы, компьютер, проектор, презентация к уроку.

Ход урока

Организационный момент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Разминка

Была у Фрола,
Фролу на Лавра наврала.
К Лавру пойдет,
Лавру на Фрола наврет.

Проверка домашнего задания

Рассказы учащихся о диких животных.
Вариант 1 – об олене.
Вариант 2 – о кабане.

Сообщение темы

Игра "Кто быстрее"

Вариант 1. Из разрезных букв составить фамилию писателя. (Чарушин)
Вариант 2. Из букв составить слово – название нового рассказа.

Объявление темы урока: рассказ Е.И. Чарушина "Кабан".

Вступительная беседа

Чтение детьми высказывания Е.И. Чарушина
"Входи в мир природы! Будь внимательным и пытливым, добрым и смелым. Больше узнавай, больше умей, чтобы вся природа обернулась для тебя родиной"

Беседа

- К чему призывает нас Е.И. Чарушин?
- Можете ли вы по этим словам судить о его отношении к природе?

Рассказ о жизни и творчестве Е.И. Чарушина

(Рассказывает подготовленный ученик)

Евгений Иванович Чарушин родился в 1901 году в городе Вятке. Отец его был художником-архитектором. Дома очень любили животных.

Евгений Иванович Чарушин (1901-1965) - советский график, скульптор и писательЕвгений Иванович Чарушин (1901-1965) - советский график, скульптор и писатель

Евгений Иванович рассказывал: "Моя мать, любящая все живое, передала мне эту любовь. Цыплята, индюшата, поросята, с которыми всегда было много хлопот, козы, кролики, голуби, цесарка с перебитым крылом, которое мы лечили; ближайший мой приятель – трехногий пес… Вот со всем этим связано мое раннее детство, к этому возвращаются мои воспоминания".

Отец брал мальчика во все свои поездки. "Я очень благодарен моим родным за мое детство, потому что все впечатления его остались для меня и сейчас наиболее сильными, интересными и замечательными. И если я сейчас художник и писатель, то только благодаря моему детству".

Евгений мальчик был озорным, но талантов у него было множество. Он играл на скрипке, писал стихи, лепил, рисовал, был актером, все время что-то изобретал, за что в семье его прозвали Евгеша-изобретатель.

В 1922 году он поступил в Петроградскую (Санкт-Петербург) Академию художеств и окончил ее в 1926 году. Рисовать животных он начал в раннем детстве, а окончив Академию художеств стал иллюстрировать детские книги. Он познакомился с С. Маршаком, В. Бианки, Б. Житковым, К. Чуковским, М. Пришвиным.

Однажды ему сказали: ведь вы прекрасно рассказываете, попробуйте писать. И он написал "Волчишку", а потом и другие рассказы. Любимыми героями Чарушина стали звериные малыши: волчата, лисята, котята, щенки.

Здесь вы видите иллюстрации Чарушина к книге Маршака "Детки в клетке". В 1965 году Евгению Чарушину за иллюстрации к детским книгам присуждена Золотая медаль на Международной выставке детской книги в Лейпциге. В этом же году Чарушин умер, прожив 64 года.

Словарная работа

  • Олень марал – дальневосточный олень.
  • Студень – холодное кушанье из сгустившегося мясного или рыбного навара с кусочками мяса, рыбы, холодец.
  • Чехол – покрышка из мягкого материала, сделанная по форме предмета и защищающая его от загрязнения, влаги.
  • Зуд – ощущение болезненно щекочущего раздражения кожи.

Чтение рассказа "Кабан"

Рассказ читают подготовленные учащиеся до слов "…вырвались на волю!"
- Как вы думаете, что дальше будет делать художник? (ответы учащихся)

Иллюстрация к рассказу Е.И. Чарушина "Кабан"Иллюстрация к рассказу Е.И. Чарушина "Кабан"

Чтение рассказа учителем до конца.

Беседа по рассказу "Кабан"

- Понравился рассказ?
- Как теперь мы называем зоосад?
- Что заставило автора пойти туда?

- Кто такой Сережка?
- Что вы узнали о нем?

- Как вы думаете, почему Сережка вел себя агрессивно, когда увидел художника?
- Почему в конце рассказа художнику стало стыдно?

Физминутка под музыку

Чтение рассказа учащимися цепочкой.

Работа с иллюстрацией

- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике.
- Найдите в тексте слова, которые повествуют о том, что предшествовало моменту, изображенному на рисунке.
- Прочитайте их. Расскажите, что произошло дальше.

Самостоятельная работа

Вариант 1. Прочитай рассказ Е.И. Чарушина "Кабан". Перечисли по памяти всех обитателей зоосада.

Вариант 2. Опиши оленя Сережку.

Проверка самостоятельной работы.

Заочная экскурсия в Ростовский зоопарк

- Кого вы видели в зоопарке?
- Кто вам понравился больше всех?
- Ваши чувства?

Итог урока

- Какое произведение мы сегодня читали? ("Кабан")
- Кто автор? (Евгений Чарушин)

- Можно ли назвать этот рассказ юмористическим?
- Чему учит этот рассказ? (ответы учащихся)
Выставление оценок.

Домашнее задание

- Подготовить рассказ о том, что видели дети во время своего посещения зоопарка. (сочинение)
- Придумайте название, выразите свое отношение к увиденному, свои чувства, эмоции.

Размер:
10.21 Kb
Скачали:
10