Цель урока: формирование у обучающихся чувства любви и ответственности к окружающему миру на примере художественного произведения Виктора Астафьева "Капалуха".
Задачи урока:
УМК: "Школа России".
Приветствие обучающих и гостей
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Светит солнце золотое,
Ветер листьями играет,
тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года -
Это все вокруг – природа!
- Приветствуем все живое вокруг. Всему и всем мы рады, приветствуем гостей.
- В оценочной таблице отметьте свое настроение вначале урока.
Выставка рисунков
- Ребята, вот ваши рисунки. Что объединяет ваши творческие работы и те литературные произведения, которые мы прочитали?
- Верно, их объединяет общая тема - "Люби живое". (На доске тема)
- Как вы понимаете эти слова?
- К кому может быть направлена любовь?
- В доказательство сказанного приведите примеры из прочитанного. (Например: цитата известного вам писателя)
Мы прочитали несколько произведений по этой теме. Проверим ваши знания. Возьмите карточки № 1 и прочитайте задание. (Установи взаимосвязь, соедини линиями)
Автор |
Произведение |
В. Белов |
"Моя Родина" |
М. Пришвин |
|
В. Бианки |
"Про обезьянку" |
Б. Житков |
"Про Мальку" |
- Проверь по образцу, проведи коррекцию. Оцени себя и занеси в оценочный лист.
- Кто справился с работой без ошибок? Есть ошибка? Нужна помощь.
- Я попрошу Диану подойти к импровизированной книжной полке и представить книги.
- Найди книгу, которую вы еще не читали?
- Как вы думаете, случайно ли она оказалась на этой полке?
- Значит, темой нашего урока будет? (знакомство с творчеством писателя В. Астафьева)
- Цель урока – через чтение художественных произведений воспитывать в себе чувство любви к окружающему миру.
- Какие учебные задачи поставим перед собой? (Предстоит узнать о писателе, прочитать его произведение, понять его, определить замысел автора, связать рассказ с темой раздела)
- Так мы наметили план работы. Решим первую поставленную задачу.
- Послушаем Владу. (Краткие сведения о писателе)
- Откройте учебную книгу на стр. 98, прочитайте название произведения. (В. Астафьев "Капалуха" (в сокращении)
– Что значит в сокращении? (Текст дан не полностью)
- Можно ли по названию произведения понять, о чем пойдет речь? (Нет. Непонятное слово)
- Подготовимся к чтению. Перед вами карточки № 2. Самостоятельно прочитаем слова по пометам орфографически, карандашом помечая незнакомые слова.
- Прочитайте орфоэпически по цепочке, назовите непонятные слова.
- Кто сможет объяснить их значение? (ответы учащихся)
- Где еще можно найти нужную информацию? (спросить учителя, найти в словаре, Интернете)
- Найдите в словаре значение слов: просека, валежник, космы.
- Проверим вашу работу. Чья группа нашла толкование всех слов? (желтый смайлик)
- Два слова - зеленый. Кто испытывал затруднения в поиске - красный.
Физминутка
- Не вставая найдите на своем рабочем месте необычный знак. Что это? (Яичко необычного цвета)
- Те, кто нашел знак, будет читать текст, в соответствии с порядковым номером. (Дети: я - первый, я – второй…)
- Остальные следят за читающим.
Первичное чтение
- Вернемся к задачам урока. Узнали о писателе.
- Подготовились к чтению. Пришла пора прочитать текст.
Детализированная работа по тексту
- Какие чувства испытывали в процессе чтения произведения?
- Можете теперь дать ответ на вопрос "Кого называют капалухой?" (Рассказ о птице)
- Решим следующую задачу урока - понять замысел автора, связать рассказ с темой раздела.
- Найди в тексте и прочитай где и как обнаружили ребята гнездо птицы?
- Какие чувства вызвала у них эта находка?
- Что почувствовал рассказчик, когда увидел птицу?
- Работаем по карточке № 4.
- Прочитай в паре беседу рассказчика с мальчиком.
- Кто из нихотносится к окружающей природе как к живой, а кто относится беспечно, не задумываясь о последствиях?
- Распределите роли. Прочитайте. Впишите ответ.
Мальчик: "Возьмем!"
Рассказчик: "Зачем?"
Мальчик: "Да так!"
Рассказчик: " А что будет с капалухой?"
- Кто относится к природе беспечно,не задумываясь о последствиях?
- Что бы ответили мальчику вы?
- Поясните свой ответ.
Работа по тексту
- Продолжим работу. Найди в тексте эпизод, где описывается поведение птицы при встрече с людьми.
- Прочитай слова-действия, которые помогут описать поведение капалухи. Заполним таблицу на карточке № 6.
Поведение капалухи |
|
В начале рассказа |
В конце рассказа |
|
|
- Приглашаю помощника к доске. (Выставляет предложенные учителем таблички с ответами на доске)
Запишем в первом столбике:
- Продолжим заполнять таблицу. Запишем во втором столбике?
- Как вы понимаете такое поведение капалухи? (Боялась за будущих птенцов. Готова отдать свою жизнь за них)
- Почему ребята решили не трогать птицу? (Восхищались ее поведением. Стало жаль птицу)
- Кому по-прежнему интересна работа над рассказом?
- Найди в тексте, прочитай эпизод, который соответствует иллюстрации в учебнике.
- Прослушай музыкальный фрагмент. К какому моменту рассказа соответствует настроение музыки? Обоснуй свой выбор. (Она спокойная, распевная)
- Слушаем второй фрагмент. Какому эпизоду рассказа соответствует он?
- Обоснуй свой выбор. (Передает тревогу, волнение, опасность)
- Как вы думаете, почему я выбрала эту музыку?
- Вернемся к задачам урока. Можно ли эти слова считать главной целью рассказа? Созвучна ли она с темой раздела.
- Как вы думаете, асогласился ли бы автор с нашим ответом?
Ответь на вопрос № 8 на стр. 102 учебника.
- Перечитай последний абзац рассказа. Почему именно им Виктор Астафьев завершает свой рассказ? (Жизнь будущих глухарят вне опасности)
- Тех, кого эта история не оставила равнодушными, подойдет к доске и окружит теплом своих рук гнездо капалухи.
- Вернемся к задачам урока. Мы решили поставленные задачи?
- С какими чувствами вы заканчиваете урок?
- Какими словами выразите свои чувства?
- Оцени свое эмоциональное состояние в конце урока.
- Кто из вас испытывает чувство любви, сострадания к птице?
- Окружим заботой и теплом капалуху, защитим ее. (на доске выложите свои смайлики вокруг гнезда птицы)
Домашнее задание
стр. 98-100, читать, подготовить пересказ от лица мальчиков, от лица капалухи.