УМК: "Школа России".
Раздел: "Поэтическая тетрадь".
Цель урока: создание условий для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.
Задачи урока:
Оборудование:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный этап |
- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать. - Улыбнитесь друг другу, нам предстоит сегодня интересная работа – нужно улыбкой поддержать друг друга. - Проверьте, всё ли готово у вас для успешной работы. - Покажите своё настроение: смайликами - Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением, надеюсь, что к концу урока оно не изменится. |
- Показывают своё настроение смайликами, которые нарисованы на карточках. |
Постановка цели и задач урока |
- Скажите, какой урок сейчас будет? - Для чего нам нужны уроки литературного чтения? - Начнём мы наш урок с эпиграфа. Давайте хором прочитаем эпиграф (на доске). Красота родной природы в произведениях русских поэтов и писателей - Замечаем ли мы красоту вокруг нас? - Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту, ему захотелось передать это другим людям. - А как он мог это сделать? - Так родилось искусство слова - литература, искусство красок – живопись, искусство звуков - музыка. - Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту, какое настроение у вас возникает? - Кто нам помогает увидеть, услышать, понять красоту окружающего мира? - С произведениями какого раздела учебника мы начали работать? - Какую цель мы поставили себе при изучении художественных произведений данного раздела? - Как мы сможем достичь поставленной цели? |
- Урок литературного чтения. - Высказывают свои предположения.
- Читают хором. - Не всегда. - Высказывают предположения.
- Художники, поэты, композиторы.
- Раздел называется: «Поэтическая тетрадь».
- Научиться у художников и поэтов видеть, замечать красоту природы. |
Проверка выполнения домашнего задания |
- Вспомните, с какими сборниками книг мы познакомились на прошлом уроке? - Что было задано к этому уроку? Почему именно этого автора мы вспоминали на прошлом уроке? - Проверим выразительное чтение стихотворения «Осень» Василий Шелыгина. По каким критериям мы будем оценивать. - Давайте оценим чтение ребят, кому лучше удалось передать чувства и задумку автора стихотворения. |
- Сборники книг об осени. - Найти в библиотеке стихотворение об осени В. Шелыгина и прочитать выразительно. - Это наш земляк. - Вспоминают критерии оценки выразительного чтения. - Читают стихотворениеэ |
Подготовка к основному этапу изучения нового знания |
Поёт куплет песни: Листья жёлтые О каком времени года поётся в песне? -Кто главный герой песни? – Прочитайте предложение на экране: Листья жёлтые - А если ему неприятно это событие? - Как произнесёт эту фразу человек, который рад видеть осеннюю природу? - С какой целью мы прочитали эти строчки с разными интонациями. - Кто догадался, как будет называться наша стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся? |
- Слушают. - Об осени. - Осенние листья. Произносят фразу с различными интонациями. - Монотонно, без интонаций. - С раздражением, грубо. - Радостно, но спокойно. Вдохновенно, с сильным эмоциональным чувством. - Мы учились передавать интонации в стихотворном тексте. - Высказывают предположения, но в итоге приходят к одному мнению. Стихотворение называется «Листья» |
Работа над новым материалом
|
- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листья». - Найдите его в учебнике. - Какая цель урока у нас будет? - Кто автор стихотворения? (Показываю портрет) - Знакомы ли вы с творчеством поэта? - Проверка знаний о биографии Тютчева/.- Предположите по названию стихотворения, о чём пойдёт речь? - Давайте проверим, кто был прав, кто был ближе к замыслу автора – послушайте стихотворение: будьте очень внимательны – постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, почувствуйте настроение. - Чтение стихотворения учителем: - Найдите слово, объяснение которого нам автор учебника предлагает посмотреть в нашем толковом словаре. - Кто знает, как называются ветра у нас в Архангельской области? - Сейчас нам ребята расскажут про название некоторых ветров нашей области. - Прочитай, пожалуйста, стихотворение про себя, может, вам ещё встретятся непонятные слова - Чтение детьми вслух по частям с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения. - Прочитайте первую строфы. - Какие вопросы возникают после чтения этой строфы? - Прочитайте вторую строфу. - Какие вопросы возникают после чтения этой строфы? - Прочитайте третью строфу. - Какие вопросы возникают после чтения этой строфы? - Прочитайте четвёртую строфу. - Какие вопросы возникают после чтения этой строфы? - Какой приём использовал поэт в своём стихотворении? - Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа. - Какое настроение у автора? - Какие строчки передают настроение радости? - Какие строчки передают настроение грусти? - Какую мелодию вы слышите в стихотворении? - Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный. |
- Формулируют цель урока - Фёдор Тютчев – автор стихотворения. - Работают в парах. Читают текст и исправляют ошибки. - Читают лексическое значение слова: зефиры – лёгкие тёплые ветра - Выступление обучающихся. (Эти дети готовят исследовательский проект по теме «Погода севера») Объясняют лексическое значение следующих слов (у обучающихся есть толковые словари): побледнели, докучных, племя. - С чем автор сравнивает иголки хвойных деревьев? и другие... Задают вопросы друг другу: - С чем листья себя сравнивают? - На чём листья гостят? - С чем они играли? Ученики читают. Задают вопросы друг другу: - Кто отпел? Что ушло? Задают вопросы друг другу. - Олицетворение. - Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим. - Радостное и грустное. - Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе. - Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли. - Спокойную, негромкую, распевную. - Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом. |
Физминутка |
Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является "Октябрь" из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского "Времена года". Насладимся этой замечательной музыкой |
Учащиеся под музыку выполняют зарядку для глаз. |
Закрепление |
- Как вы считаете, чтобы нарисовал поэт, рисуя картину листьев к своему стихотворению - Какие картинки вы бы нарисовали к этому стихотворению? - Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения в парах. Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки. - Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания. - Проверка самостоятельной работы. |
- Высказывают предположения. - Словесно описывают картину. Дети выразительно читают стихотворение в парах. Учащиеся читают стихотворение друг другу. |
Обобщение изученного материала |
- Какова тема стихотворения? - Какие чувства, настроение выразил поэт? Ребята, не только поэтов и музыканты, но художников красота осени. - А художник Исаак Левитан написал прекрасную осеннюю картину «Золотая осень». (показываю картину) - Рассмотрите репродукцию картины и поделитесь своими чувствами с нами. - Чему учат нас эти произведения искусства? - Предлагаю и вам сегодня стать поэтами. Задание: создать своё стихотворение – синквейн, выразите в нём своё отношение к прочитанному. - Работать будем группами. Повторим правила работы в группах. - Выслушаем ваше произведение. |
- Показать осенние листья. - Любование картинами осеннего листопада. - Высказывают предположения. - Учат видеть красоту осени. - Каждая группа представляет свою работу. 1. Листья. 2. Яркие, лёгкие. 3. Закутались, летят, горят. 4. Любуемся красотой листопада. 5. Красота! |
Итоги урока |
- С чего мы начали урок? - Удалось ли Тютчеву показать в своём стихотворении красоту русской природы? - Как вы считаете, достигли ли мы цели урока? - Что на вас произвело наибольшее впечатление? |
- С эпиграфа. - Высказывают предположения. - Ответы детей. |
Рефлексия
|
- На доске за время нашего урока появилось осеннее дерево. - Выразите своё настроение по окончанию урока с помощью осеннего листика. Красный – урок понравился, мне было интересно. Жёлтый - урок не понравился, мне было скучно. |
- Показывают свое настроение листочком на дереве.
|
Домашнее задание |
Дифференцированное домашнее задание: 1. Выразительное чтение стихотворения и нарисовать иллюстрацию к произведению. 2. Выучить стихотворение наизусть. - Спасибо всем за урок! |
Дети записывают домашнее задание по своему выбору. |