Урок литературного чтения в 3 классе "Ф. Тютчев "Листья"

УМК: "Школа России".

Раздел: "Поэтическая тетрадь".

Цель урока: создание условий для формирования ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по овладению приемами выразительного чтения и применению умений чувствовать отношения автора к описываемым событиям.

Задачи урока:

  • побуждать детей к овладению приемами выразительного чтения и их совершенствованию;
  • развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношение автора к описываемым событиям, речь учащихся;
  • воспитывать любовь к своей Родине, русской природе.

Оборудование:

  • учебник для 3 класс "Литературное чтение", автор Л.Ф. Климанова;
  • музыка П. Чайковского "Четыре времени года. Осень";
  • альбомные листы с нарисованными листьями;
  • листья из картона;
  • портрет поэта Ф. Тютчева.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Я рада вас приветствовать.

- Улыбнитесь друг другу, нам предстоит сегодня интересная работа – нужно улыбкой поддержать друг друга.

- Проверьте, всё ли готово у вас для успешной работы.

- Покажите своё настроение: смайликами

- Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением, надеюсь, что к концу урока оно не изменится.

- Показывают своё настроение смайликами, которые нарисованы на карточках.

Постановка цели и задач урока

- Скажите, какой урок сейчас будет?

- Для чего нам нужны уроки литературного чтения?

- Начнём мы наш урок с эпиграфа. Давайте хором прочитаем эпиграф (на доске).

Красота родной природы в произведениях русских поэтов и писателей

- Замечаем ли мы красоту вокруг нас?

- Когда человек появился на земле и впервые увидел, услышал, почувствовал красоту, ему захотелось передать это другим людям.

- А как он мог это сделать?

- Так родилось искусство слова - литература, искусство красок – живопись, искусство звуков - музыка.

- Ребята, когда вы слышите, видите, чувствуете красоту, какое настроение у вас возникает?

- Кто нам помогает увидеть, услышать, понять красоту окружающего мира?

- С произведениями какого раздела учебника мы начали работать?

- Какую цель мы поставили себе при изучении художественных произведений данного раздела?

- Как мы сможем достичь поставленной цели?

- Урок литературного чтения.

- Высказывают свои предположения.

 

- Читают хором.

- Не всегда.

- Высказывают предположения.

 

- Художники, поэты, композиторы.

 

- Раздел называется: «Поэтическая тетрадь».

 

- Научиться у художников и поэтов видеть, замечать красоту природы.

Проверка выполнения домашнего задания

- Вспомните, с какими сборниками книг мы познакомились на прошлом уроке?

- Что было задано к этому уроку?

Почему именно этого автора мы вспоминали на прошлом уроке?

- Проверим выразительное чтение стихотворения «Осень» Василий Шелыгина.

По каким критериям мы будем оценивать.

- Давайте оценим чтение ребят, кому лучше удалось передать чувства и задумку автора стихотворения.

- Сборники книг об осени.

- Найти в библиотеке стихотворение об осени В. Шелыгина и прочитать выразительно.

- Это наш земляк.

- Вспоминают критерии оценки выразительного чтения.

- Читают стихотворениеэ

Подготовка к основному этапу изучения нового знания

Поёт куплет песни:

Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
И от осени не спрятаться
Не скрыться
Листья жёлтые
Скажите, что вам снится?…

О каком времени года поётся в песне?

-Кто главный герой песни?

– Прочитайте предложение на экране:

Листья жёлтые
Над городом кружатся
С тихим шорохом
Нам под ноги ложатся
- Как произнесёт эту фразу человек, которому безразлично данное событие?

- А если ему неприятно это событие?

- Как произнесёт эту фразу человек, который рад видеть осеннюю природу?

- С какой целью мы прочитали эти строчки с разными интонациями.

- Кто догадался, как будет называться наша стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся?

 

- Слушают.

- Об осени.

- Осенние листья.

Произносят фразу с различными интонациями.

- Монотонно, без интонаций.

- С раздражением, грубо.

- Радостно, но спокойно. Вдохновенно, с сильным эмоциональным чувством.

- Мы учились передавать интонации в стихотворном тексте.

- Высказывают предположения, но в итоге приходят к одному мнению. Стихотворение называется «Листья»

Работа над новым материалом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Сегодня мы познакомимся со стихотворением «Листья».

- Найдите его в учебнике.

- Какая цель урока у нас будет?

- Кто автор стихотворения? (Показываю портрет)

- Знакомы ли вы с творчеством поэта?

- Проверка знаний о биографии Тютчева/.- Предположите по названию стихотворения, о чём пойдёт речь?

- Давайте проверим, кто был прав, кто был ближе к замыслу автора – послушайте стихотворение: будьте очень внимательны – постарайтесь представить себе нарисованные в нём картины, почувствуйте настроение.

- Чтение стихотворения учителем:

- Найдите слово, объяснение которого нам автор учебника предлагает посмотреть в нашем толковом словаре.

- Кто знает, как называются ветра у нас в Архангельской области?

- Сейчас нам ребята расскажут про название некоторых ветров нашей области.

- Прочитай, пожалуйста, стихотворение про себя, может, вам ещё встретятся непонятные слова

- Чтение детьми вслух по частям с комментированием, задавание вопросов автору по ходу чтения.

- Прочитайте первую строфы.

- Какие вопросы возникают после чтения этой строфы?

- Прочитайте вторую строфу.

- Какие вопросы возникают после чтения этой строфы?

- Прочитайте третью строфу.

- Какие вопросы возникают после чтения этой строфы?

- Прочитайте четвёртую строфу.

- Какие вопросы возникают после чтения этой строфы?

- Какой приём использовал поэт в своём стихотворении?

- Найдите строчки, в которых подтверждается, что листья выполняют функцию живого существа.

- Какое настроение у автора?

- Какие строчки передают настроение радости?

- Какие строчки передают настроение грусти?

- Какую мелодию вы слышите в стихотворении?

- Подумайте, каким должен быть темп чтения: быстрый, неторопливый или медленный.

 

- Формулируют цель урока

- Фёдор Тютчев – автор стихотворения.

- Работают в парах. Читают текст и исправляют ошибки.

- Читают лексическое значение слова: зефиры – лёгкие тёплые ветра

- Выступление обучающихся. (Эти дети готовят исследовательский проект по теме «Погода севера»)

Объясняют лексическое значение следующих слов (у обучающихся есть толковые словари): побледнели, докучных, племя.

С чем автор сравнивает иголки хвойных деревьев? и другие...

Задают вопросы друг другу:

- С чем листья себя сравнивают?

- На чём листья гостят?

- С чем они играли?

Ученики читают.

Задают вопросы друг другу:

- Кто отпел? Что ушло?

Задают вопросы друг другу.

- Олицетворение.

- Мы ж, лёгкое племя, мы были в красе, мы ждать не хотим, мы с вами летим.

- Радостное и грустное.

- Мы цветём и блестим, играли с лучами, купались в росе.

- Но птички отпели, цветы отцвели, лучи побледнели, зефиры ушли.

- Спокойную, негромкую, распевную.

- Первые три столбика подсказывают, что стихотворение надо читать певуче, неторопливо. Четвёртый столбик с призывом.

Физминутка

Многие композиторы обращались к теме осени в своих произведениях. Одним из самых известных произведений является "Октябрь" из фортепьянного цикла русского композитора П.И. Чайковского "Времена года". Насладимся этой замечательной музыкой

 

Учащиеся под музыку выполняют зарядку для глаз.

Закрепление

- Как вы считаете, чтобы нарисовал поэт, рисуя картину листьев к своему стихотворению

- Какие картинки вы бы нарисовали к этому стихотворению?

- Подготовьтесь к выразительному чтению этого стихотворения в парах.

Чтобы научиться выразительно читать это стихотворение, наметьте паузы, логическое ударение и определите темп чтения, опираясь на памятки.

- Прочитайте стихотворение друг другу, высказав своё мнение и свои замечания.

- Проверка самостоятельной работы.

- Высказывают предположения.

- Словесно описывают картину.

Дети выразительно читают стихотворение в парах.

Учащиеся читают стихотворение друг другу.

Обобщение изученного материала

- Какова тема стихотворения?

- Какие чувства, настроение выразил поэт?

Ребята, не только поэтов и музыканты, но художников красота осени.

- А художник Исаак Левитан написал прекрасную осеннюю картину «Золотая осень». (показываю картину)

- Рассмотрите репродукцию картины и поделитесь своими чувствами с нами.

- Чему учат нас эти произведения искусства?

- Предлагаю и вам сегодня стать поэтами.

Задание: создать своё стихотворение – синквейн, выразите в нём своё отношение к прочитанному.

- Работать будем группами. Повторим правила работы в группах.

- Выслушаем ваше произведение.

- Показать осенние листья.

- Любование картинами осеннего листопада.

- Высказывают предположения.

- Учат видеть красоту осени.

- Каждая группа представляет свою работу.

1. Листья.

2. Яркие, лёгкие.

3. Закутались, летят, горят.

4. Любуемся красотой листопада.

5. Красота!

Итоги урока

- С чего мы начали урок?

- Удалось ли Тютчеву показать в своём стихотворении красоту русской природы?

- Как вы считаете, достигли ли мы цели урока?

- Что на вас произвело наибольшее впечатление?

- С эпиграфа.

- Высказывают предположения.

- Ответы детей.

Рефлексия

 

 

- На доске за время нашего урока появилось осеннее дерево.

- Выразите своё настроение по окончанию урока с помощью осеннего листика.

Красный – урок понравился, мне было интересно.

Жёлтый - урок не понравился, мне было скучно.

 

 

- Показывают свое настроение листочком на

дереве.

 

 

Домашнее задание

Дифференцированное домашнее задание:

1. Выразительное чтение стихотворения и нарисовать иллюстрацию к произведению.

2. Выучить стихотворение наизусть.

- Спасибо всем за урок!

Дети записывают домашнее задание по своему выбору.

Размер:
39.15 Kb
Скачали:
14