Цели урока:
Планируемые результаты:
Ресурсы урока: учебник "Литературное чтение" 3 класс 1 ч., репродукция картины И. Остроухова "Золотая осень", аудиозапись произведения П.И. Чайковского, изображение нотного стана, карточки с заданиями.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Слово учителя: "Творить искусство может лишь избранник, любить искусство – каждый человек". Жюльен Грюн.
- Как вы понимаете это высказывание?
- Каждый культурный и образованный человек должен понимать и любить настоящую красоту поэтического слова.
- Этому мы с вами и учимся на уроках чтения. Поэзия волнует душу, будит воображение, дает почувствовать красоту земли и родного слова.
- Посмотрите на доску. Что вы видите?
- Как вы думаете, о чем и о ком мы сегодня будем говорить? (На доске картина В. Поленова "Золотая осень", портрет П.И. Чайковского, нотный стан)
Обучающиеся высказывают свое мнение, определяют тему урока с помощью учителя.
Работа с карточкой 1
На карточке записаны фамилии поэтов. Учитель предлагает отметить только те, которые изучали в данном разделе.
Учитель организует проверку после окончания работы.
Работа с карточкой 2
Учитель предлагает обучающимся соотнести фамилию поэта и его имя, отчество.
Фет |
Иван Саввич |
Тютчев |
Афанасий Афанасьевич |
Суриков |
Иван Захарович |
Никитин |
Фёдор Иванович |
Проверка после окончания работы.
Учитель предлагает назвать поэтов, чьи стихи особенно запомнились, и прочитать стихотворные отрывки.
- Какие средства выразительности используют поэты в своих произведениях?
- Пользуясь учебником, найдите в текстах стихотворений олицетворение, сравнение, эпитет, метафору.
- Как бы вы ответили, что такое стихотворение, чем оно отличается от прозы?
- Найдите рифму в стихотворении И.С. Никитина "Полно, степь моя, спать беспробудно…"
Работа с учебником
Стр. 78, задания № 5.
- Как вы думаете, зачем поэты пишут стихи?
- Не только поэты, но и художники, и музыканты изображают в своих произведениях родную природу.
- Перед вами картина Василия Дмитриевича Поленова "Золотая осень".
- Определите жанр картины. Расскажите, что вы видите на картине. Постарайтесь использовать в своем рассказе средства выразительности.
- Почему осень называют золотой?
- А какая еще бывает осень?
- Послушайте отрывок из произведения П.И. Чайковского и скажите, о какой осени хотел рассказать нам автор?
Физкультминутка
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились.
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнись.
Продолжение работы по теме урока
Слово учителя: Каждое из видов искусств воздействует на слушателей по-своему. Музыка - через звуки, мелодию. Поэзия - через слово и рифму. Живопись – через цвет, оттенки, сюжет. Все виды искусства взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Они пробуждают в нас различные чувства, эмоции, создают определенное настроение, помогают фантазировать, размышлять. Когда мы слушаем то или иное произведение, то в нашем воображении возникают различные образы. И чем богаче фантазия у человека, тем ярче и разнообразнее образы.
Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться.
Чтоб ясной любовью наполнилось сердце
Здесь мало услышать, здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья нахлынули дружно.
- Откройте стр. 59 учебника и прочитайте, чему мы должны были научиться, изучая этот раздел?
- Справились ли мы с поставленной задачей?
- Оцените свою работу на уроке.
Домашнее задание
Повторить произведения раздела, подготовиться к проверочной работе.