Цели урока:
Учитель: Прозвенел долгожданный звонок – начинается урок!
- Ребята, вас ждет интересная учебная неделя, скоро мы примем участие в смотре песни и строя, посвященный Дню защитника Отечества.
- Есть такая профессия – Родину защищать. Многие люди выбирают профессию, связанную с военной службой. Честь, отвага, мужество – это отличительные качества военного человека.
- А вы знаете, кем был Александр Иванович Куприн? (ответы учащихся)
- Он окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. У него еще была мечта, которая связана с литературой, он хотел стать поэтом или романистом.
Роман – это художественное произведение большого объема, в котором развернуто, повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц и их судьбах
Константин Паустовский писал об Александре Ивановиче: "Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, доброту и за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…" Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей.
Повторение
Раскрыть карточки из букв Ч, У, В, С, Т, В, О – в разброс. (собрать слово ЧУВСТВО)
Вопросы:
- Раскройте содержание иллюстраций словами из текста.
Чтение по цепочке, по ролям
Физкультминутка
Песня "Доброта" (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко)
Первичное знакомство – прослушать аудиозапись.
- А теперь прочитайте самостоятельно рассказ.
Словарная работа "Знатоки на помощь!"
Невидаль - необычайное; не видали. (так говорили раньше)
"Эка невидаль? " - как по-другому это сказать? (ничего особенного)
Кружился волчком - быстро вокруг себя. (провести связь с детской игрушкой – юлой)
Лихо завернул - резко, неожиданно.
- Ребята, понравились ли вам рассказы? Что объединяет эти два рассказа? (они о человеческих чувствах, о двух девочек 6 лет)
- Что вы испытывали при чтении текста, какое было настроение в начале рассказа и в конце "Слон" и "На катке"?
- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? (Старше был Витя)
- Почему? Подтвердите словами из текста.
- Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.
- Как вы думаете, почему она так ездила? (она еще неуверенно стояла на коньках)
- А что выделывал Витя? Прочитайте.
- О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках)
- Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала)
- Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой)
- Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и отъехал)
- Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним)
- Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников)
- Что нового мы узнали о взаимоотношениях людей? (Нельзя скрывать свои чувства сожаления, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над другим человеком)
Самостоятельная работа с текстом в рабочей тетради
Рассказ имеет важное воспитательное значение. Продолжить работу "Открытый микрофон": рассмотреть разные варианты – мнения учащихся, помочь создать ситуацию успеха героям произведений.
- А как бы вы поступили?
- В беде нужно помогать людям, а не смеяться.
- Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим. Чуткость, доброта, любовь – это бесценный дар человечества!
- Живите дружно, уважайте друг друга! Спасибо за творческую работу.