Урок литературного чтения 3 класс "Человеческие чувства в произведениях А. Куприна "Слон" и В. Осеевой "На катке"

Цели урока:

  • закрепить работу с рассказом А. Куприна "Слон";
  • познакомиться с рассказом В. Осеевой "На катке";
  • учить правильному и осознанному чтению, умению ориентироваться в тексте, понимать поступки и состояние героев;
  • обогащать словарный запас через работу с толковым словарем.

Ход урока

Орг. момент

Учитель: Прозвенел долгожданный звонок – начинается урок!
- Ребята, вас ждет интересная учебная неделя, скоро мы примем участие в смотре песни и строя, посвященный Дню защитника Отечества.

- Есть такая профессия – Родину защищать. Многие люди выбирают профессию, связанную с военной службой. Честь, отвага, мужество – это отличительные качества военного человека.
- А вы знаете, кем был Александр Иванович Куприн? (ответы учащихся)
- Он окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. У него еще была мечта, которая связана с литературой, он хотел стать поэтом или романистом.

Роман – это художественное произведение большого объема, в котором развернуто, повествуется о событиях в жизни главных действующих лиц и их судьбах

Константин Паустовский писал об Александре Ивановиче: "Мы должны быть благодарны Куприну за все - за его глубокую человечность, за его тончайший талант, доброту и за любовь к своей стране, за непоколебимую веру в счастье своего народа…" Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей.

Повторение

Викторина по рассказу А.И. Куприна "Слон"

Раскрыть карточки из букв Ч, У, В, С, Т, В, О – в разброс. (собрать слово ЧУВСТВО)

Вопросы:

  • Ч. Как звали доктора, который ходил каждый день к девочке? (Михаил Петрович)
  • У. Что сказал маме главный доктор, прощаясь? (Главное – не давайте ей скучать. Исполняйте все ее капризы)
  • В. Чем была больна девочка? (Равнодушием к жизни)
  • С. Что попросил папа у хозяина зверинца? (Отпустить слона к нему домой)
  • Т. За что слон снял шляпу мальчишки и перекинул ее через соседний забор? (Мальчик стал кривляться)
  • В. Что крикнула девочка утром? (Молочка)
  • О. Какие слова попросила передать Надя слону Томми? (Что она уже совсем здорова)

- Раскройте содержание иллюстраций словами из текста.

Чтение по цепочке, по ролям

  1. Сон. Каприз или желание? (стр 27 Но однажды утром…)
    Мама, Надя, папа, авторы по абзацам 1-2-3.
  2. Зверинец. (стр 29 Через два часа…)
    Папа, хозяин зверинца, автор
  3. Ночное путешествие. (стр 32 Ночью слона ведут в гости…)
  4. В гостях у девочки слон. (стр 34 На другой день девочка просыпается чуть свет… Описание слона стр 35)

Физкультминутка

Песня "Доброта" (сл. Н. Тулуповой, муз. И. Лученко)

Работа с новым текстом В. Осеевой "На катке"

Первичное знакомство – прослушать аудиозапись.
- А теперь прочитайте самостоятельно рассказ.

Словарная работа "Знатоки на помощь!"

Невидаль - необычайное; не видали. (так говорили раньше)
"Эка невидаль? " - как по-другому это сказать? (ничего особенного)
Кружился волчком - быстро вокруг себя. (провести связь с детской игрушкой – юлой)
Лихо завернул - резко, неожиданно.

Работа с текстом, анализ

- Ребята, понравились ли вам рассказы? Что объединяет эти два рассказа? (они о человеческих чувствах, о двух девочек 6 лет)
- Что вы испытывали при чтении текста, какое было настроение в начале рассказа и в конце "Слон" и "На катке"?

  • Было очень грустно и тревожно в начале текста. Девочка больна, не могут понять, чем она больна и как ее лечить. А потом было очень интересно, когда слона привели к Наде.
  • Было весело, но потом стало грустно и хочется даже поменять историю, закончить его по-другому. Чтобы всем было весело, чтобы мальчики научили кататься девочку на коньках.

- Как вы думаете, кто был старше - Витя или девочка? (Старше был Витя)
- Почему? Подтвердите словами из текста.
- Как маленькая девочка ездила на коньках? Прочитайте.

- Как вы думаете, почему она так ездила? (она еще неуверенно стояла на коньках)
- А что выделывал Витя? Прочитайте.
- О чем это говорит? (Витя очень хорошо катался на коньках)

- Что случилось во время того, как Витя показывал свое умение кататься на коньках? (Когда Витя показывал свое умение кататься на коньках, он наскочил на маленькую девочку, и та упала)
- Чем ударилась маленькая девочка? (Маленькая девочка ударилась коленкой)
- Как поступил Витя? (Сначала Витя начал помогать девочке, но потом отвернулся и отъехал)

- Почему Витя изменил свое поведение? (Витя изменил свое поведение потому, что остальные школьники стали смеяться над ним)
- Оцените поведение Вити. (Витя поступил неправильно, оставив девочку одну. Вите не надо было обращать внимания на смех других школьников)
- Что нового мы узнали о взаимоотношениях людей? (Нельзя скрывать свои чувства сожаления, стесняться помочь другому, стыдно смеяться над другим человеком)

Самостоятельная работа с текстом в рабочей тетради

Рефлексия "Открытый микрофон"

Рассказ имеет важное воспитательное значение. Продолжить работу "Открытый микрофон": рассмотреть разные варианты – мнения учащихся, помочь создать ситуацию успеха героям произведений.

- А как бы вы поступили?
- В беде нужно помогать людям, а не смеяться.
- Не нужно стыдиться и стесняться помощи другим. Чуткость, доброта, любовь – это бесценный дар человечества!
- Живите дружно, уважайте друг друга! Спасибо за творческую работу.

Размер:
21.94 Kb
Скачали:
7