Тема: Рассказ В. К. Железникова "Рыцарь"
Цель урока: создать условия для осознания учащимися силы благородного поступка на материале рассказа В. К. Железникова "Рыцарь".
Задачи урока:
- формировать умения работать с текстом произведения;
- развивать внимание к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки;
- раскрыть учащимся содержание понятий "благородство", "ответственность", "благородный поступок";
- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции. ("А как бы поступил я в данной ситуации?")
Оборудование:
Учитель читает отрывки из стихотворений О. Хайяма:
Благородное сердце живет для тебя,
С мотыльком оно сходно, горя и любя.
Благородные люди друг друга любя,
Видят горе других, забывают себя.
Благородство и подлость, отвага и страх -
Все с рожденья заложено в наших сердцах.
Продолжи предложение
Учитель: ребята, мы прочитали рассказ "Рыцарь" на прошлом уроке и познакомились с его героями. Но чтобы урок был для Вас интересным, продолжите фразу:
Из этого рассказа я хочу узнать…
Мне было бы интересно …
Я бы хотел(а) научиться …
Меня удивило …
Меня очень взволновало …
Работа по Толковым словарям. Объяснение содержания понятий "благородство", "благородный поступок", "ответственность", "рыцарь" учащимися в группах.
Объяснение учащимися 1 группы:
"Благородство" – это качество личности, отражающее сочетание высокого уровня развития таких черт, как нравственность, честность и самоотверженность. Благородный поступок - это тот поступок, который совершается в интересах или для пользы кого-нибудь или чего-нибудь.
Объяснение учащимися 2 группы:
"Ответственность" – это особое отношение между поступками человека (людей), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.
Объяснение учащимися 3 группы:
"Рыцарь" - 1. В средневековой Европе - тяжеловооруженный всадник, состоящий в зависимости от своего сюзерена. 2. Дворянский почетный титул. 3. Переносное значение. Самоотверженный, мужественный и благородный человек.
"Выбери цель"
Учитель предлагает выделить цель урока учащимся по теме урока "Сила благородного поступка" (среди предложенных целей) по данному рассказу:
Сравнить благородные и плохие поступки героев.
Учащиеся: проанализировать поступки героев в рассказе "Рыцарь" и дать им оценку. Это цель урока.
Учитель просит поразмышлять над качествами благородного поступка на уроке и назвать их при подведении итогов.
Беседа по вопросам. Выборочное чтение учащихся.
Учитель: давайте подумаем, можно ли главного героя назвать рыцарем и почему?
Вопросы для обсуждения:
Поиск и чтение наиболее драматических моментов рассказа
Чтение 1-го учащегося: "Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.
- Эй, тетка! - грубо крикнул шофер. - Нашла где стоять, а то толкану машиной - костей не соберешь".
Чтение 2-го учащегося: "Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
- Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас... я вас ударю! - Он кричал высоким тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
- Ух ты! - сказал шофер. - Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! - Он оглушительно рассмеялся".
Чтение 3-го учащегося: "А Саша стоял перед ним, как дикий зверек, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие".
Продолжение беседы по вопросам:
Беседа о журналистах
Учитель: Ребята, а вы знаете, чем занимаются журналисты? Какими профессиональными качествами должен обладать журналист?
Ответы учащихся: журналист-это человек, работник журнала, газеты или телевидения, который занимается сбором, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации.
- Журналисты должны обладать решительностью, честностью, ответственностью, сообразительностью, обладать литературными способностями.
"Мы журналисты". Заполнение таблиц. Работа в группах
Учитель: предлагаю поработать журналистами и выделить изменения, которые произошли с главными героями в начале и в конце рассказа в таблицах.
Доказательства 1 группы – в таблице "Анализ изменений в поведении и поступках Саши":
Саша и его поступки |
|
В начале рассказа |
Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины. Саша был счастлив и горд, что шофёр обратил на него внимание. Мальчик вежлив в обращении со взрослыми. Был готов оказать помощь взрослым в работе. |
В конце рассказа |
Решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Но в глубине глаз Саши были обида и боль. |
Доказательства 2 группы – в таблице "Анализ изменений в поведении и поступках молодого шофера":
Поступки шофёра «Волги» |
|
В начале рассказа |
Улыбчивый молодой шофёр был приветливый и дружелюбный по отношению к мальчику. Пригласил его заходить к себе в гараж. Был заботливым: заметил Саше, что ведро с водой «пожалуй, было для него тяжелым…». |
В конце рассказа |
Шофер способен на хулиганский поступок: «…а то толкану машиной, костей не соберешь». Грубость он считал обычным делом: «До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их». Обижал людей, не задумываясь. Даже растерялся перед мальчишкой. Душа шофёра не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика. |
Доказательства 3 группы – в таблице "Анализ душевного состояния бабушки Саши":
Душевное состояние бабушки |
|
Настроение бабушки |
У неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у неё было радостно на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё! |
С помощью приёма олицетворения |
Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы. Пели руки. Пела душа. |
Чувства бабушки |
Испытывала радость за внука и гордость за то, что у неё есть такой защитник. Испытывала гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека… |
Определение качеств благородного поступка рыцаря и современного человека. Заполнение кластера в парах
Ответы учащихся: для рыцарей обязательными считались такие качества, как смелость, справедливость, честь, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
- Сейчас слово "рыцарь" стало употребляться в переносном значении. Им называют самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны.
Определение главной мысли рассказа
Работа над заголовком рассказа
Учитель: вернемся к заголовку. Почему именно так В.К.Железников назвал этот рассказ?
Ответы учащихся: настоящий мужчина, прежде всего, – защитник своей семьи, своих близких, защитник Родины. Этому и учит рассказ.
- Писатель называет рыцарем обычного современного мальчика из-за его благородного поступка. Потому что главный герой поступил благородно: защитил от грубости женщину, свою бабушку.
Саша вступил в неравную схватку с сильным взрослым человеком, который мог с мальчиком расправиться физически. Мальчишка поступил бы так же, защищая не только свою бабушку. Потому что этот мальчик отважный и справедливый. Саша очень сильный духом. Он совершает "рыцарский поступок".
Обсуждение главной мысли рассказа
Учитель: обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею:
Ответы учащихся: главная мысль рассказа: близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
Работав группах. Учитель предлагает распределить карточки с пословицами, которые показывали бы внутреннее состояние героев рассказа. Работа в группах.
1. Беседа с учащимися по вопросам:
2. Рефлексия. "Телеграмма герою"
Учитель просит учащихся написать короткие телеграммы главным героям рассказа "Рыцарь".
Телеграммы учащихся:
Саше: Сашка, ты молодец. Станешь настоящим мужчиной! Опорой и защитником своей семьи.
Бабушке: Гордимся Вашим внуком. Саша - порядочный, воспитанный мальчишка, сумевший защитить женщину.
Саше: Саша, мне хочется быть похожим на тебя. Я тоже буду стремиться совершать рыцарские поступки.