Урок литературного чтения в 3 классе "Сила благородного поступка"

Тема: Рассказ В. К. Железникова "Рыцарь"

Цель урока: создать условия для осознания учащимися силы благородного поступка на материале рассказа В. К. Железникова "Рыцарь".

Задачи урока:

- формировать умения работать с текстом произведения;

- развивать внимание к внутреннему состоянию героя, определяющему его поступки;

- раскрыть учащимся содержание понятий "благородство", "ответственность", "благородный поступок";

- формировать нравственные убеждения через развитие чувства сопереживания героям, оценивание поступков героев, осознание своей нравственной позиции. ("А как бы поступил я в данной ситуации?")

Оборудование:

  • учебник В. А. Лазаревой "Литературное чтение", 3 класс;
  • толковые словари С. И. Ожегова, Д. Н. Ушакова, Т. Ф. Ефремовой;
  • карточки для групповой и парной работы;
  • таблички для анализа поступков героев;
  • карточки-пословицы;
  • "телеграммы" героям.

Ход урока

Введение в тему урока "Сила благородного поступка"

Учитель читает отрывки из стихотворений О. Хайяма:
Благородное сердце живет для тебя,
С мотыльком оно сходно, горя и любя.
Благородные люди друг друга любя,
Видят горе других, забывают себя.

Благородство и подлость, отвага и страх -
Все с рожденья заложено в наших сердцах.

Продолжи предложение

Учитель: ребята, мы прочитали рассказ "Рыцарь" на прошлом уроке и познакомились с его героями. Но чтобы урок был для Вас интересным, продолжите фразу:
Из этого рассказа я хочу узнать…
Мне было бы интересно …
Я бы хотел(а) научиться …
Меня удивило …
Меня очень взволновало …

Актуализация знаний

Работа по Толковым словарям. Объяснение содержания понятий "благородство", "благородный поступок", "ответственность", "рыцарь" учащимися в группах.

Объяснение учащимися 1 группы:

"Благородство" – это качество личности, отражающее сочетание высокого уровня развития таких черт, как нравственность, честность и самоотверженность. Благородный поступок - это тот поступок, который совершается в интересах или для пользы кого-нибудь или чего-нибудь.

Объяснение учащимися 2 группы:
"Ответственность" – это особое отношение между поступками человека (людей), намерениями, а также оценками этих действий другими людьми или обществом.

Объяснение учащимися 3 группы:
"Рыцарь" - 1. В средневековой Европе - тяжеловооруженный всадник, состоящий в зависимости от своего сюзерена. 2. Дворянский почетный титул. 3. Переносное значение. Самоотверженный, мужественный и благородный человек.

"Выбери цель"

Учитель предлагает выделить цель урока учащимся по теме урока "Сила благородного поступка" (среди предложенных целей) по данному рассказу:

  • Познакомиться с героями рассказа "Рыцарь".
  • Проанализировать поступки героев в рассказе "Рыцарь" и дать им оценку.
  • Поговорить о чувстве долга рыцаря перед отечеством.

Обложка книги В. К. Железникова "Рыцарь"Обложка книги В. К. Железникова "Рыцарь"

Сравнить благородные и плохие поступки героев.

Учащиеся: проанализировать поступки героев в рассказе "Рыцарь" и дать им оценку. Это цель урока.

Учитель просит поразмышлять над качествами благородного поступка на уроке и назвать их при подведении итогов.

Работа над темой урока. Анализ рассказа В. К. Железникова "Рыцарь"

Беседа по вопросам. Выборочное чтение учащихся.

Учитель: давайте подумаем, можно ли главного героя назвать рыцарем и почему?

Вопросы для обсуждения:

  • Прочитайте, как Саша и молодой шофер познакомились?
  • Как шутливо назвал шофер мальчика? ("Здравствуй, малый, если не шутишь, - ответил шофер")
  • Каким человеком в начале рассказа считал Саша своего нового друга? (Шофер казался ему необыкновенным человеком. Саша был счастлив и горд, что шофер обратил на него внимание, что он, маленький мальчик, может чем-то помочь такому сильному взрослому человеку)
  • Почему Саша сразу же решился помочь шоферу "Волги"? (Хотелось показаться лучше и сильнее. Живет в этом доме. Надеялся, что парень запомнит его, и их дружба продолжится)
  • Почему мальчик жалел о том, что некому показать во дворе руку, вымазанную машинным маслом? (Гордился знакомством с шофером, хотелось похвастаться перед ребятами, про себя называл шофера лучшим другом)
  • Почему Саша стал считать шофера своим лучшим другом?
  • Как шофер отнесся к мальчику? ("…протянул Саше руку", "Заходи, когда будет время")
  • Как вы думаете, этих действий достаточно, чтобы называться другом?
  • Как вы думаете, а отношение Саши к шоферу изменилось? Докажите.

Поиск и чтение наиболее драматических моментов рассказа

Чтение 1-го учащегося: "Прошло несколько дней, и как-то этот шофер, выезжая из ворот, обругал Сашину бабушку. Она стояла в воротах, разговаривала с женщиной и не видела, что загородила дорогу машине.
- Эй, тетка! - грубо крикнул шофер. - Нашла где стоять, а то толкану машиной - костей не соберешь".

Чтение 2-го учащегося: "Он подскочил к шоферу и крикнул ему в лицо:
- Если вы еще раз когда-нибудь закричите на мою бабушку, я вас... я вас ударю! - Он кричал высоким тонким голоском.
Вот сейчас что-то должно было случиться.
- Ух ты! - сказал шофер. - Какой рыцарь, прямо благородный рыцарь! - Он оглушительно рассмеялся".

Чтение 3-го учащегося: "А Саша стоял перед ним, как дикий зверек, - решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку. Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые. Пусть все-все люди смотрят на него, а он ничего не боится. Пусть на него смотрят случайные прохожие".

Продолжение беседы по вопросам:

  • Почему шофер рассмеялся? (Ему нечего было сказать, ему было стыдно)
  • От чего шоферу стало стыдно? (Что замечание ему сделал "маленький мальчик)
  • Какой новый персонаж появляется в конце рассказа?
  • Почему бабушка не стала ругать Сашу?

Закрепление

Беседа о журналистах

Учитель: Ребята, а вы знаете, чем занимаются журналисты? Какими профессиональными качествами должен обладать журналист?
Ответы учащихся: журналист-это человек, работник журнала, газеты или телевидения, который занимается сбором, подготовкой и оформлением информации для редакции средства массовой информации.
- Журналисты должны обладать решительностью, честностью, ответственностью, сообразительностью, обладать литературными способностями.

"Мы журналисты". Заполнение таблиц. Работа в группах
Учитель: предлагаю поработать журналистами и выделить изменения, которые произошли с главными героями в начале и в конце рассказа в таблицах.

Доказательства 1 группы – в таблице "Анализ изменений в поведении и поступках Саши":

Саша и его поступки

В начале рассказа

Саша был стеснительным, робким мальчиком, любил машины.

Саша был счастлив и горд, что шофёр обратил на него внимание.

Мальчик вежлив  в обращении со взрослыми.

Был готов оказать помощь взрослым в работе.

В конце рассказа

Решительный, отчаянный, готовый до конца отстоять свою бабушку.

Он сейчас совсем не боялся и совсем не стеснялся, это было с ним впервые.

Но в глубине глаз Саши были обида и боль.

Доказательства 2 группы – в таблице "Анализ изменений в поведении и поступках молодого шофера":

Поступки шофёра «Волги»

В начале рассказа

Улыбчивый молодой шофёр был приветливый и дружелюбный по отношению к мальчику. Пригласил его заходить к себе в гараж.

Был заботливым: заметил Саше, что ведро с водой «пожалуй, было для него тяжелым…».

В конце рассказа

Шофер способен на хулиганский поступок:

«…а то толкану машиной, костей не соберешь».

Грубость он считал обычным делом: «До сих пор он часто так гремел басом на людей и никогда не задумывался, что обижает их».

Обижал людей, не задумываясь.

Даже растерялся перед мальчишкой.

Душа шофёра не полностью огрубела, он еще способен был почувствовать боль и обиду мальчика.

Доказательства 3 группы – в таблице "Анализ душевного состояния бабушки Саши":

Душевное состояние бабушки

Настроение бабушки

У неё в голове вдруг запела старая, забытая песня. Ей хотелось запеть эту песню вслух – так у неё было радостно на сердце, ведь до чего дожила: Саша заступился за неё!

С помощью приёма олицетворения

Пели одни глаза, пели тысячи мелких морщинок около глаз, пели губы. Пели руки. Пела душа.

Чувства бабушки

Испытывала радость за внука и гордость за то, что у неё есть такой защитник.

Испытывала гордость за себя, что она воспитала хорошего, настоящего человека…

Определение качеств благородного поступка рыцаря и современного человека. Заполнение кластера в парах

Определение качеств благородного поступкаОпределение качеств благородного поступка

Ответы учащихся: для рыцарей обязательными считались такие качества, как смелость, справедливость, честь, верность долгу, благородство по отношению к женщине.
- Сейчас слово "рыцарь" стало употребляться в переносном значении. Им называют самоотверженных, благородных людей, вставших на защиту слабых, а также своей Отчизны.

Определение главной мысли рассказа

Работа над заголовком рассказа

Учитель: вернемся к заголовку. Почему именно так В.К.Железников назвал этот рассказ?
Ответы учащихся: настоящий мужчина, прежде всего, – защитник своей семьи, своих близких, защитник Родины. Этому и учит рассказ.

- Писатель называет рыцарем обычного современного мальчика из-за его благородного поступка. Потому что главный герой поступил благородно: защитил от грубости женщину, свою бабушку.

Саша вступил в неравную схватку с сильным взрослым человеком, который мог с мальчиком расправиться физически. Мальчишка поступил бы так же, защищая не только свою бабушку. Потому что этот мальчик отважный и справедливый. Саша очень сильный духом. Он совершает "рыцарский поступок".

Обсуждение главной мысли рассказа

Учитель: обсудите в парах, какое предложение будет выражать главную мысль рассказа, его идею:

  • Надо помогать взрослым.
  • Близких надо любить.
  • Близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.
  • Надо слушаться старших.
  • Надо ответственно оценивать свои поступки.

Ответы учащихся: главная мысль рассказа: близких надо любить, уважать, заботиться о них, защищать.

Обобщение. Работа с пословицами, которые характеризуют поступки героев рассказа

Работав группах. Учитель предлагает распределить карточки с пословицами, которые показывали бы внутреннее состояние героев рассказа. Работа в группах.

Итог урока

1. Беседа с учащимися по вопросам:

  • Чему научились вы у главного героя в рассказе "Рыцарь"?
  • Каким человеком станет Саша, когда вырастет?

2. Рефлексия. "Телеграмма герою"

Учитель просит учащихся написать короткие телеграммы главным героям рассказа "Рыцарь".

Телеграммы учащихся:
Саше: Сашка, ты молодец. Станешь настоящим мужчиной! Опорой и защитником своей семьи.
Бабушке: Гордимся Вашим внуком. Саша - порядочный, воспитанный мальчишка, сумевший защитить женщину.
Саше: Саша, мне хочется быть похожим на тебя. Я тоже буду стремиться совершать рыцарские поступки.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!