Конспект урока: «Пытаемся понять, почему люди фантазируют» Т.Пономарёва «Автобус». 3 класс

Цели  урока:

- учить школьников видеть в тексте присутствие не только героев рассказа, но и героя рассказчика;

- обсудить с детьми особенности жанров сказки, рассказа, небылицы и выяснить, что они различаются по своей цели и построению;

- при помощи системы вопросов побудить детей неоднократно перечитывать и просматривать текст для подтверждения своего ответа;

- подвести детей к выводу, что под взглядом человека, обладающего фантазией и развитым воображением, обычные предметы становятся чудесными.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Этап мобилизации.

Сегодня очередное занятие клуба «Ключ и заря». Мы продолжим начатую нами тему на прошлых уроках. Кто помнит, как она называется?

3. Постановка цели урока.

4. Проверка д. з. (хр. с.36 – 38)

Выразительное чтение стихотворения Э. Мошковской «Мотылёк».

5. Определение новой темы по оглавлению с.5

Чтение интриги на стр.113.

6. На слайде показать портрет писателя и книгу «Укротитель макарон».

Рассказ учителя: Татьяна Дмитриевна Пономарёва родилась 9 ноября 1977г. В Москве у Покровских ворот. Училась в маленькой сельской школе в подмосковном посёлке Клязьма, потом в любимой 720-й московской  школе, потом в медицинском  училище. Закончила Литературный институт  им. Горького.

Работала медицинской сестрой, воспитателем в детском саду, библиотекарем, редактором… «Думаю – все эти мои  работы были по призванию,  обо всех вспоминаю с благодарностью».

В детстве хотела стать балериной, любила читать сказки.

На вопрос:

- Почему Вам нравиться быть писателем?

Она отвечает:

- Не знаю. Наверное, потому, что уже поздно становиться балериной.

А ещё потому, что мне всё время дарят ручки и разные блокнотики.

7. Рассматривание книги «Укротитель макарон».

Поймать сбежавшего из зоопарка льва, укротить сбесившиеся макароны, успокоить грустное приведение и приютить бездомный автобус – не  так  уж и просто. Но отважная и добрая бабушка легко справляется с этими трудными делами.

8. Чтение текста Т. Пономарёвой «Автобус». (с.114 – 115)

9. Выполнение заданий  с.115 - 118.

Сколько героев (действующих  лиц) в этой истории? (Ответы детей)

Миша говорит, что  двое, а Маша – что  их не меньше  трёх.

А как думаешь ты ?

Поведение автобуса напоминает тебе чьё- то ещё поведение? Чьё именно? Объявление в газете подтверждает твою догадку? (Дети ищут  подтверждение своих ответов в тексте.)

Симпатичный ли человек бабушка? Она похожа на твою бабушку?

10. Определение Жанра произведения. (стр.115-117)

- Это сказка или рассказ? – спросила Машина подружка Таня Перова?

- Конечно, это сказка! – рассмеялся Миша. - Разве  автобус  может потеряться? Может вести себя, как собака?

- Это рассказ! – убеждённо возразила Маша, но доказать не смогла.

- Это небылица, - сказал Костя Погодин. Все выжидательно посмотрели на Михаила Потаповича.

- Выдумка может быть и в небылице, и в рассказе, и в сказке, - сказал Главный Библиотекарь. - Я предлагаю сначала обсудить Костино мнение. Чтобы решить, прав ли Костя, нужно задуматься над тем, что у небылицы, у сказки и у рассказа - разные цели.

Познакомься с содержанием плаката Летучей Мыши.

Цель небылицы - поразить воображение слушателей необыкновенной
выдумкой, тем, чего не бывает.

Цель сказки - приоткрыть слушателям тайны природных сил и научить общаться с одушевлённым миром природы и с волшебным миром.

Цель рассказа - «рассказать» случай из жизни (пусть даже выдуманный!), но так, чтобы раскрыть характеры конкретных людей.

Теперь ты сможешь ответить на вопрос: прав ли Костя? Этот текст - действительно небылица?

- Обсудим мнение Маши и Миши, - предложил Михаил Потапович. - Ещё раз прочитайте, каковы цели сказки и рассказа. Итак, «Автобус» - это сказка или рассказ?

Как ты ответишь на этот вопрос?

Мнения ребят разделились. Михаил Потапович сказал, что так и должно быть: по смыслу это сказка-рассказ!

- Но вот по ПОСТРОЕНИЮ это точно...

Как ты думаешь, что ещё хотел сказать Михаил Потапович? Ты соглашаешься с ним?

В рассказе события развиваются так же, как в обычной жизни, то есть подчиняются СЛУЧАЮ. А в сказке развитие событий подчиняется строгим сказочным ЗАКОНАМ.

- Хотите проверить своё предположение? - спросила ребят Анишит Йокоповна.

- Замените в тексте слово «автобус» словом «пёс» и прочитайте ещё раз. Сразу всё увидите.

- Тогда придётся ещё кое-что заменить, - озабоченно сказал Костя. - Пёс не может быть со спущенной шиной и треснутым стеклом!

- Хорошо, - согласилась Волшебница. - Пусть он будет со спутавшейся шерстью и с маленькой царапиной на боку. Мне важно, чтобы вы увидели, как именно развиваются события в этом тексте.

Ты тоже замени слово «автобус» словом «пёс» и проверь, действительно ли по построению это рассказ, хотя события в нём — необыкновенные?
Можно ли сказать, что автор этого произведения воспринимает неодушевлённые предметы как живые? Как называется такой приём?

Итог: Главная героиня (бабушка), и автор (Татьяна Пономарёва) – это люди, обладающие фантазией и развитым воображением, и что под их взглядом обычные предметы становятся чудесными, способными на превращения.

11. Поход в «музейный  дом» с.122-124. Работа по фотографии «Нарвские ворота» и по репродукции картины Павла Филонова «Нарвские  ворота».

1) Рассказ ученика про Нарвские ворота.

Эти ворота находятся в Петербурге. Они были построены в 1834 году в память об Отечественной войне 1812 года, когда Россия воевала с Наполеоном. Сами ворота кирпичные, покрытые медными листами. А наверху - колесница. Конями управляет богиня Славы. Кони сделаны из меди!

2) Выполнение Заданий  на  с.122 – 124.

Рассмотри Нарвские ворота на картине художника Павла Филонова. Видишь коней? Фигуру наездника? А арку под конной группой? догадываешься, какое время года изобразил художник? Почему ты так думаешь? А какой день: погожий и солнечный или хмурый и пасмурный? Докажи своё мнение.
А теперь сравни ворота на картине и на фотографии. Где ворота слились с городом в единое целое? А где они стоят обособленно, отдельно от города?

Где видно, что ворота - это вход в большой город с многоэтажными домами?

Сравни изображение коней на картине и на фотографии.

- На картине коней меньше и они очень смешные, - сказал Миша, - а на фотографии кони очень важные и торжественные.

- На картине кони как будто ожили, - заметила Маша.

А у тебя какое впечатление?

- Знаете, как называется изображение, составленное из разноцветных кусочков какого-нибудь материала? - спросила Анишит Йокоповна. - Такое изображение называется МОЗАИКОЙ.

А ты когда-нибудь видел(а) мозаику? Может быть, ты сам(а) составлял(а) мозаичное изображение?

- Художник пишет свою картину так, чтобы создать впечатление мозаики, - сказала Анишит Йокоповна. - Кто догадался, зачем он это делает?

А тебе удалось догадаться?

Миша сказал:

- Из-за этой мозаики кажется, что на улице очень солнечно и снег блестит.
Маша уверена, что разноцветные пятнышки делают картину нарядной и праздничной.

Костя Погодин решил уточнить:

- Мозаика из пятен создаёт впечатление большого города, который сверкает окнами многоэтажных домов.

А что скажешь ты?

3) Итог: Для того, чтобы глядя на Нарвские ворота, изобразить их так, как это сделал Павел Филатов, нужно обладать воображением и фантазией.

12. Подведение итогов и контроль  результатов.

Размер:
42.5 Kb
Скачали:
69