Цель: Развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы.
Развитие письменной и устной речи.
Воспитание интереса к предмету, стремления к прекрасному, пробуждение стремления к творчеству.
Оборудование: на столах учащихся лежат репродукции картин художников, наборы цветных карандашей, у учителя подготовлена картина Рылова «Зелёный шум».
Ход урока
Учитель: Я не называю темы нашего урока, чтобы в конце занятия вы сами дали название - и мы выберем лучшее.
1. Ученики сначала про себя, а затем вслух читают стихотворение Абрамова «Скажи, скажи художник»
2. Беседа: - Как вы думаете, о чём мы сегодня будем с вами говорить в 1-й части урока?
- Почему вы так решили? (Действительно, сегодня мы поговорим о тайне цвета, о том, какую роль играет цвет в нашей жизни, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира.
- Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете? (именно художник чувствует все краски жизни, находит самые обычные сюжеты и пытается показать их красоту)
- Как художник может нам рассказать обо всех красках жизни? (своими картинами)
- Посмотрите на картины, лежащие у вас на столах. Какие мгновения жизни запечатлели художники?
3. Если бы вы вместо оценок в школе получали жетоны разного цвета, то какого бы цвета, по- вашему, были бы «5», «4», «3», «2» ?
- Да, оказывается, каждая оценка создаёт своё цветовое настроение. Значит цветом можно выразить настроение человека.
- Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему настроению, объясните свой выбор.
- А можно ли изобразить настроение цвета? Попробуйте изобразить мимикой и жестами следующие цвета: жёлтый, чёрный, розовый, красный.
4. А теперь займёмся устным рисованием.
- Какого цвета дождь, ветер, вьюга, день, ночь, утро?
5. Художник Рылов назвал свою картину «Зелёный шум».
- Как вы думаете, что изображено на картине? Напишите об этом 3-5 предложениями (какое время года, какие краски присутствуют, какое настроение она создаёт). Начните так: «На картине изображено яркое лето. Яркую, сочную , зелёную листву треплет летний тёплый ветер. Она шумит так, что заглушает все звуки»
6. Прочитайте, что вы написали.
- А теперь посмотрите на картину. Каковы ваши впечатления? Кто ближе всех был к разгадке?
7. А теперь представьте такую ситуацию: «Дождь. Ты стоишь у окна, смотришь, прислушиваешься, и тебе начинает казаться , что у всех вещей есть голос, что все они разговаривают, и твои цветные карандаши тоже.
Слышишь, говорит красный: « Я- мак! Я- огонь! Я- знамя!»
Вслед за ним откликается оранжевый: «Я- морковь! Я- апельсин! Я –заря!»
Жёлтый тоже не молчит: «Я –пух утёнка! Я- пшеница! Я- солнце!»
И зелёный шелестит: «Я – трава! Я-сады! Я- леса!»
И синий не отстаёт: «Я- колокольчик! Я- чернила! Я-море!»
И фиолетовый шепчет: «Я- слива! Я- сирень в цвету! Я – сумерки!»
- Допишите существительные, которые ассоциируются у вас с каждым из цветов. Прочитайте!
«Но дождь смолкает. И вместе с ним смолкают цветные карандаши…»
- Закончите рассказ по своему усмотрению, обязательно включив слово «радуга».
Прочитайте свои работы.
- Какое хорошее, доброе слово и весёлое напоминает вам слово радуга?
Запишите: радуга — радость — радушие — радушный. Всё это однокоренные слова. Кого мы называем радушным человеком? Вы правы: того, кто рад людям, душевного человека.
- Что общего между радугой и радостью? (радость такая же яркая, весёлая, как радуга. Чёрного цвета нет как в радуге, так и в радости)
Свет и тепло передаёт человек радостный, весёлый. На востоке, в Индии, считается, что пищу может готовить только добрый человек. На Руси, когда пекли пряники, пели песни. Люди кушали пряники и чувствовали удовольствие
- А в чём можно находить радость, чему можно радоваться? (В красоте полей и лесов, неба и солнца, деревьев и трав. Радуют капли росы на листьях, улыбки людей, полёт ласточки…) Продолжите, чему ещё можно радоваться?
- Да, жизнь много радости приносит человеку. Надо только видеть красоту вокруг себя.
- А богатство может приносить радость? (Может стать радостью в том случае, если оно служит на благо обществу. Ведь только то, что ты даёшь другим людям, может вернуться к тебе. Приятно получать подарки, но ещё приятнее дарить)
- Мне бы хотелось, чтобы вы, если сможете, улыбнулись друг другу, улыбнулись себе. Давайте забудем всё плохое, что было в нашей жизни, настроим себя на доброе и напишем сочинение- миниатюру на тему «Какой я представляю себе радость?». Можете нарисовать, на что похожа радость, своего рода символ радости, пользуясь цветными карандашами, фломастерами, красками.
8. В заключении давайте прочитаем ваши сочинения, покажем получившиеся рисунки…
9. А теперь вспомним задание, полученное вами в начале урока – дать ему название. Итак, как бы вы озаглавили наш урок?
- Из предложенных названий мы выбираем такое: «Радость красок жизни».