Цель урока: ознакомление учащихся с произведением Виталия Бианки "Мышонок Пик".
Планируемые результаты:
Учебник: "Литературное чтение" Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий.
Проверка домашнего задания
- Ребята, вашим домашним задание было пересказать главы "Как мышонок Пик попал в мореплаватели" и "Кораблекрушение". (Дети пересказывают главы)
Мышонку шепчет мышь:
"Ты все шуршишь – не спишь?"
Мышонок шепчет мыши:
Шуршать я буду тише".
- Прочитайте скороговорку медленно, грустно, тихо, быстро.
- Почему Мышонок говорит: "Шуршать я буду тише?" (Рядом могут быть враги)
- Вы, наверное, уже догадались, чем мы займемся на сегодняшнем уроке? (Да, мы продолжим знакомство с произведение В. Бианки "Мышонок Пик")
Словарная работа
Работа с текстом (по группам)
Класс делится на три группы и выполняет задание
1 группа: читают главу "Страшная ночь" по цепочке.
- Почему Пик не выходил из-под куста? (Он боялся выйти, так как с реки доносились крики чаек)
- Когда мышонок вышел из-под куста? (Когда стемнело и все утихло)
- Что ел мышонок? (Стебли растений, их сок был похож на молоко мыши-матери)
- Какие звуки услышал Пик, когда ел стебли? (Плюх-шлеп)
- Кого увидел мышонок? (Лягушонка)
- Кого увидел мышонок позади лягушонка? (Тело серебристо-черной змеи)
- Где Пик провел остаток ночи? (На ветке куста)
2 группа: читают главу "Хвост-цеплялка и шерстка-невидимка" по цепочке.
- Почему голодная смерть больше не грозила Пику? (Т.к. он научился находить себе пищу)
- Для чего Пик отправился на розыски других мышей? (Он был один, и ему было страшно)
- Почему мышонок боялся спускаться на землю? (На земле было много змей)
- Как передвигался мышонок по кустам? (Он научился хорошо лазать, особенно помогал ему хвост. Он был длинный, гибкий и цепкий)
3 группа: читают главу "Соловей-разбойник" по цепочке.
- Почему проснулся Пик? (Его разбудила громкая музыка)
- Кого увидел мышонок, когда выглянул из-под корней? (красивую птичку)
- Почему Пик не боялся птиц? (Потому что певчие птицы никогда не трогали его)
- Что за птица сидела на ветке? (Сорокопут-жулан)
- Почему птица накинулась на мышонка? (Хоть она была и певчая, но промышляла разбоем)
- Для чего соловей-разбойник начал красиво петь? (Чтобы мышонок вылез из-под коней)
- Сколько сторожил жулан Пика? (Целый день)
- Когда мышонок вылез из-под куста? (Когда стемнело, и птица улетела спать)
Вторичное чтение с вопросами по содержанию
- Кто герой произведения? (Мышонок)
- Как автор относиться к нему? (Автор его любит, относится к нему с симпатией. Он называет его ласково)
- Какие чувства вы испытали при прочтение? (Ответы детей)
- Ребята, сейчас мы проверим внимательно, вы читали это произведение.
1. Мышонок был:
а) серый;
б) желтый;
в) рыжий.
2. Брат хотел убить мышонка за то, что:
а) мыши кусаются;
б) разносят болезни;
в) воруют хлеб.
3. Кораблик был:
а) сосновый;
б) еловый;
в) дубовый.
4. Первыми заметили Пика на кораблике:
а) чайки;
б) вороны;
в) коршуны.
5. Мышонок не утонул, потому что:
а) поплыл;
б) его спасли;
в) ухватился зубами за кораблик.
6. Лягушонок съела:
а) птица;
б) змея;
в) другой зверек.
7. Находить себе пищу Пик научился:
а) через день;
б) через два дня;
в) в первую ночь на берегу.
8. По тоненьким веточкам лазать помогли мышонку:
а) хвост;
б) лапки;
в) зубки.
9. Певчая птичка, которая охотилась на мышонка - это:
а) соловей;
б) дрозд;
в) жулан.
- Какой рассказ мы с вами читали на уроке? (Мышонок Пик)
- Кто автор? (Виталий Валентинович Бианки)
- Кто главный герой? (Мышонок)
- Чему учит произведение? (дети отвечают на вопросы учителя)
- Как вы думаете, почему девочка просила брата не убивать мышонка?
- Мышонок так хотел жить, что научился плавать. Он научился добывать себе пищу, чтобы не умереть от голода. Как он ел?
- Мышонок прошел через многие трудности один и не сдавался, он боролся за свою жизнь. Для чего нам автор показал храбрость и отвагу этого мышонка?
- Что вам понравилось?
- Что было трудно?
- Вам было интересно?
- Что нового вы узнали?
- Что запомнилось больше всего?
Домашнее задание
- Прочтите еще раз это произведение. Подготовьте пересказ понравившейся вам главы.