В последнее время, к сожалению, мы замечаем, что у детей снижается интерес к чтению. Уже в дошкольном возрасте дети предпочитают книге просмотр телевизора или компьютерные игры, а также всевозможные гаджеты: планшеты, телефоны и т.д., ведь книга требует систематического чтения, напряжения мысли.
Как результат, уже младшие школьники не любят и не хотят читать.
Конечно же, я понимаю, что прогресс не стоит на месте, гаджеты не исключить из нашей жизни, поэтому решила показать детям, что книги не менее интересны, чем просмотр мультфильма на компьютере, с ней тоже можно отлично провести время.
Свою работу я вела в двух направлениях: это работа с детьми и работа с семьей. Как пример, представляю работу по ознакомления старших дошкольников с творчеством В. В. Бианки.
|
Название блока |
Работа воспитателя |
Сотрудничество с родителями |
1 |
Биографическая справка о детстве В.В. Бианки |
Организация встречи с сотрудником детской библиотеки. Оформление выставки по творчеству В. В. Бианки в книжном уголке |
Помощь в сборе книг В. В. Бианки. |
2 |
«Московская лесная газета» |
Знакомство с произведением «Лесная газета», прочтение, работа над текстом. Фотовыставка «Удивительная встреча». Познавательное занятие «Мир животных московских лесов и парков». Сюжетная игра «Редакция «Московской Лесной газеты». |
Подбор фотографий ребёнка с животным. Запись детских рассказов, заметок о встрече с животным. Чтение произведений В.В.Бианки
|
«Как Муравьишка спешил домой» |
Знакомство со сказкой «Как Муравьишка спешил домой», работа с текстом, иллюстрациями. Театрализованные игры по сказке. Изготовление игры – ходилки по сюжету сказки. |
Изготовление макета сказки , изготовление героев из подручного материала. Чтение произведений В.В.Бианки. |
|
«Мой хитрый сынишка» |
«Пятничные посиделки», на которых дети загадывают загадки по произведениям В. В. Бианки, придумывают истории от лица животного. |
Семейные чтения: рассказ «Мой хитрый сынишка», работа над текстом, обыгрывание сюжета . |
После встречи с работниками детской библиотеки, ребята узнали, что отец писателя был ученым-орнитологом, который часто брал сына с собой в лес, где научил его видеть вокруг интересный живой мир. Самой долгой работой (более 30 лет) была работа над книгой "Лесная газета". Опираясь на этот факт, прочитав заметки из "Лесной газеты", мы решили попробовать стать корреспондентами собственной "Московской лесной газеты".
Ребята вспоминали интересные случаи, когда он встречались с каким либо живым существом, наблюдали за ним, и описывали свои эмоции при встрече, делились знаниями в своих заметках, которые записывали взрослые. Потом мы собрали все заметки с зарисовками описанного животного в единую "Московскую Лесную газету". Родители помогли оформить фотовыставку "Удивительная встреча", где запечатлены воспитанники группы с различными зверьками, насекомыми, птицами.
Итогом стала сюжетная игра, которая помогла детям понять какой путь проходит заметка, прежде, чем окажется на странице газеты или журнала. Ребята разделились на 3 группы: "Журналисты" - дети, которые представляли на суд экспертной комиссии свою заметку о встрече с животным, "Экспертная группа" - те, кто оценивал сообщение, дополнял, задавал вопросы по содержанию и "Фотоотдел", который занимался подборкой интересных фото и иллюстрации к сообщениям юных журналистов.
Продолжением знакомства с творчеством В. В. Бианки стало чтение сказки "Как Муравьишка спешил домой". Мы исследовали весь путь героя, используя макет, детали которого выполняли родители с детьми дома и приносили в сад. В группе же, опираясь на макет мы нарисовали карту для игры-ходилки. Обыгрывая ситуации , которые происходили с героями, ребенок получал новые знания, анализировал поступки, делал умозаключения.
Театрализованная деятельность по прочитанному способствует пониманию и усвоению детьми смысла художественного произведения, позволяет раскрыть их актерские таланты, заставляет сопереживать своим героям и просто помогает детям находить общий язык друг с другом.
Работа с родителями не ограничивалась только изготовлением дидактического материала. Для самостоятельного чтения дома я предложила им рассказ В. В. Бианки "Мой хитрый сынишка". Некоторые семьи, прочитав сыну это произведение, придумали даже игру по сюжету, нарисовав запутанные следы зайца и расшифровав путь хитреца. Видео игры, сделанное родителями, мы с удовольствием посмотрели с детьми в группе и на мастер-классе по приобщению детей к чтению.
Заканчивая работу над произведением, я старалась дать зачин для нового исследования, привлекая детей продолжить работу с книгой, чтобы узнать как можно больше нового, интересного и поучительного.
Подводя итоги работы я сделала вывод: у детей повысился интерес к книге, дети стали более активными на занятиях, расширился их словарный запас, речь детей стала более грамотной, насыщенной, сформировалась монологическая речь, обогатилось их воображение, фантазия. Дети стали проявлять больше сочувствия к героям, стали переживать вместе с ними их невзгоды, приключения, победы. У многих детей появилось желание научиться читать самостоятельно.