Развитие творческого потенциала дошкольников в театрально-игровой деятельности

Тема, над которой я работаю в детском саду «Формирование взаимосвязи театральной и организованной образовательной деятельности в группе в целях художественно-эстетической амплификации личности дошкольника».

В детском саду разработана поэтапная система внедрения программы «Театр - Творчество - Дети» Н.Ф. Сорокиной в воспитательно-образовательный процесс МКДОУ по разделам:
1. Создание материальной базы.
2. Работа с педагогами.
3. Работа с детьми.
4. Работа с родителями.

Целью данной системы стало не воспитание детей-актёров, а решение всех задач согласно образовательной программы ДОУ, в том числе и по театрализованной деятельности. С помощью театральных занятий решаются 2 типа задач:

1. Воспитательные – направленные на развитие эмоциональности, интеллекта, коммуникативных способностей ребёнка;

2. Образовательные, которые связаны с развитием речи, с развитием психических процессов: памяти, мышления, воображения, творчества (художественно-речевого, музыкального, игрового, танцевального, сценического).

В моей группе проводится большая работа по созданию условий для театрализованной деятельности. В этот процесс вовлечены и родители. Это их руками создано огромное количество театральных кукол, театральных ширм разного вида, костюмов для драматизации, шумовых музыкальных инструментов, сказочных сундучков, в которых живут куклы.

Работа по театрализованной деятельности 

Работа по театрализованной деятельности проводиться в интеграции с воспитательно-образовательным процессом, поэтому элементы театрализации использую на всех занятиях: музыкальных (инсценирование песен, импровизация мелодий на заданные темы), по развитию речи и математике (инсценирование сказок, стихотворений, развлечения на развитие дыхания, артикуляции, выразительности, обучению порядкового счета, ориентировке в пространстве, во времени).

По ознакомлению с окружающим миром и художественной литературой (обыгрывание произведений, инсценирование эпизодов по ОБЖ, ЗОЖ, ПДД), по изодеятельности и конструированию (рисование пригласительных билетов, персонажей по просмотренным спектаклям, оформление элементов декораций, костюмов), и др.

Имею большой опыт работы по проведению интегрированных занятий, которые помогают детям лучше усвоить материал, справиться с заданием на занятии. Общее содержание работы по театрализованной деятельности дополняется различными формами: совместной деятельностью детей и взрослых, театральные занятия, праздники, развлечения с участием родителей в кукольных и театрализованных постановках, постановка театрализованных спектаклей детьми, театрализованные мини-игры на других занятиях.

Кружковая работа, посещение детьми театров города, постановка семейных кукольных спектаклей, конкурс семей на лучшую театральную куклу, коррекционные занятия по сказкотерапии, выступления различных театров города в детском саду, самостоятельная театрально-художественная деятельность детей.

Благодаря совместной деятельности через использование различных форм работы с родителями получается положительный результат: родители стали активными участниками воспитательно - образовательного процесса, чаще стали видеть семьи в театрах, культурных заведениях. Родители стремятся развивать в своих детях творческую личность: дети обучаются в музыкальных школах, танцевальных кружках, изостудиях.

Работу с родителями дополняю такими формами: конкурс театральных кукол, изготовленных совместно детьми и родителями, «Театральная весна» (постановка семейных спектаклей), создание семейного портфолио «Развитие творческой личности ребёнка в семье», проведение с родителями практикумов по изготовлению театральных кукол, конкурс семей «Сочини сказку», «Старая сказка на новый лад», консультации «Организация домашнего театра», «Театр своими руками». 

Показ спектаклей и театральных занятий для родителей, участие родителей в утренниках и в развлечениях, изготовление родителями декораций, костюмов и других атрибутов для театрализованной деятельности, творческий отчёт на родительском собрании по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников.

Кукольное представление для детей 

Театрализованная деятельность способствует развитию у детей уверенности в себе и социальных навыков поведения, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого использую разнообразные приёмы: выбор детей роли по желанию, проигрывание ролей в парах, назначение на главные роли наиболее застенчивых, робких детей. Кукла помогает восстанавливать контакт с ребёнком, особенно если он закрепощён, эмоционально зажат, боится незнакомых людей.

Активно взаимодействуя с театральной куклой, ребёнок постепенно становится более открытым, смелым в прямых контактах с окружающим миром, с людьми. Управляя театральной куклой, ребёнок от её лица рассказывает о своих собственных мыслях, таким образом, с помощью куклы он может выражать и регулировать свои собственные переживания.

Спектакль «Золушка» в подготовительной группе

(подготовительная группа «Золушка» спектакль по мотивам произведения С. Маршака «Сказка о глупом мышонке»)

Таким образом, мероприятия по интеграции театрализованной деятельности и организованной образовательной деятельности позволили:

1. Решить многие педагогические задачи: формирование выразительности речи, ознакомление детей с окружающим миром, художественно-эстетического воспитания.

2. Систематизировать направление работы по интеллектуальному и творческому развитию воспитанников.
3. Повышать динамику развития детей и заинтересовать родителей данным вопросом.

Автор: Виллисова Елена Борисовна, воспитатель МКДОУ № 191 г. Киров
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: детский сад