Цель: формировать навык осознанного чтения как средство для знакомства с новым произведением
Задачи урока:
Оборудование: учебник "Литературное чтение: 2 класс" Ефросинина Л.А., презентация.
"Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами поразитесь: какие вы умные, как много и хорошо вы умеете, если будете работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению" Ж.Ж. Руссо (французский писатель)
Лягушка. (Как веселые лягушки тянем губы прямо к ушкам)
Слоненок. (А теперь слоненок я, хоботок есть у меня)
- Над какой главой мы работаем?
- Какие произведения вам понравились или запомнились из этой главы?
- Название рассказа Л. Толстого "Филиппок" соответствует теме или основной мысли?
- Какими переживаниями хотел поделиться с нами Лев Николаевич Толстой?
- Главный герой наш современник? Он похож на вас?
- Чем он отличается от вас, современных школьников? (Фото учеников в школе)
- Как учитель относится к Филиппку?
- В те далекие времена детям труднее было учиться или легче?
- Ребята, а хотите послушать рассказ про вашего современника? (Усаживайтесь поудобнее)
- Виктор Драгунский "Тайное становится явным". Предположите, название рассказа соответствует его теме или основной мысли?
- Чем должен закончиться рассказ? Тайна будет раскрыта? (Нет такой тайны, которая не стала бы явью)
Словарная работа
Грановитая палата, клевета, язвительный, интеллигентный человек.
- Вы хотите что-либо сказать? Вспомните наши предположения. Название отражает тему или основную мысль?
- А какой фрагмент вам показался самым веселым, смешным?
Физминутка
- Весело, смешно и комично рассказал нам эту историю В.Ю.Драгунский.
- Мы смеемся и грустим, слушая эту историю.
Родился писатель в 1913 году в Нью-Йорке. Но вскоре его родители переехали в Москву. Прожил писатель 59 лет. Учился в литературно-художественной мастерской и стал актером. Сначала работал в трех театрах, потом в цирке и стал писать произведения для эстрады. В 46 лет написал первую детскую книгу - "Он живой и светится" В ней было 16 рассказов.
Главный герой его рассказов – современный городской мальчик – Денис Кораблев, похожий на его собственного сына. Такой же озорной и любопытный. От лица Дениски и идет повествование.
Чтение первых двух абзацев
- Что услышал однажды Дениска от мамы и как она объяснила эти слова? (Ответы учащихся)
- Дениска – послушный мальчик?
Чтение буксиром. Чтение хором
- Какую хитрость придумал Дениска, чтобы съесть яйцо?
- А что у него еще было на завтрак?
- Каша была любимым блюдом у Дениски?
- Так зачем же мама заставляла Дениску ее есть? (Заботится о здоровье сына)
- Какое событие послужило завязкой?
- Пойти именно в Кремль для Дениски важно?
- Что помогло понять это?
- Найдите предложение в котором автор пишет: "А я остался наедине с кашей..."
- Для Дениски каша друг или враг?
- А если это враг, то с ним надо бороться, его надо одолеть.
Чтение цепочкой
- Что делал наш герой, чтобы каша стала вкуснее?
- Что значит "глаза на лоб полезли?"
- Задумал ли он с самого начала выбросить кашу в окно?
- А почему он выплеснул кашу на улицу? (Хотел от нее избавиться)
- Как говорит автор об этом? (И я, наверно, потерял сознание)
- Он действительно потерял сознание?
- Он хорошо подумал прежде чем сделать это? Почему? (Ему плохо. Кашу не только есть, на нее смотреть невозможно и в таком состоянии Дениска не контролирует свои поступки)
- А что бы вы сделали в похожей ситуации? (Успокоиться, договориться с мамой)
- Как можно озаглавить эту часть? (Мучения с кашей)
3 часть
- Какое чувство испытала мама увидев пустую тарелку?
- Зачитайте с радостной интонацией! Почему Дениска не сказал маме правду? Он лжец? (Не успел опомниться. Все произошло очень быстро)
- Подтвердите текстом. (В ту же минуту…)
- О чем подумал Дениска, увидев пострадавшего?
- Зачитайте! (Главное …)
- Вам смешно? А кто еще смеялся с нами? Дениска? Мама? Милиционер? Пострадавший?
- Какое чувство испытывает в этот момент мама? (Стыд, боль, недоумение)
- А вот зачем автор смеется сам и дает возможность посмеяться нам, когда другим не смешно?
- Какова роль смеха в этом рассказе? (Посмеявшись над другими не захочешь оказаться на их месте)
- Обратите внимание, что это добрый смех, а не злой, это юмор.
- Хорошо ли Дениска знал свою маму? Подтверждайте текстом.
- Почему мама не ругала сына, а долго смотрела ему в глаза?
- Внимание Я даю вам варианты ответов, выберите нужный ответ?
- Как озаглавим? (Урок на всю жизнь)
- Понял ли Дениска мамины слова?
- А вы разделяете переживания автора?
- Чему вас научила история с манной кашей?
- Продолжите мою мысль… надо быть честным, смелым, уметь признавать свои ошибки, приносить извинения близким, если вы были неправы.
- А легко ли быть честным? Легко ли признать, что ты был неправ?
- Надо ли этому учиться? У кого? Почему именно у них? (Опыт, знание, талант умение видеть необычное в обычном)
- За что бы вы похвалили себя на уроке? Что вы поняли?
- Вы большие молодцы, так как сумели понять и принять переживание писателя Виктора Юзефовича Драгунского. У вас есть желание быть честными, желание работать над собой, дарить любовь и заботу близким. А значит мы с вами счастливые люди.
- Я Аким, друг Драгунского "Юному человеку нужны все витамины, в том числе все нравственные витамины. Витамины доброты, благородства, честности, порядочности, мужества.
- Все эти витамины дарил нашим ребятам щедро и талантливо В. Драгунский".
- Читайте рассказы Драгунского и получайте нравственные витамины.
Домашнее задание
Стр. 100-105. Подготовить чтение по ролям, подобрать пословицы к этому рассказу.