Конспект урока литературного чтения во 2 классе на тему "Сказка Г. Цыферова "Жил на свете слоненок"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с творчеством Геннадия Цыферова на примере сказки "Жил на свете слоненок".
  • продолжить знакомство с понятием "точка зрения", закрепить знания о способах видеть мир по-разному;
  • развитие умения составлять картинный план и план - озаглавливание каждой части.

Ход урока

Оргмомент

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку.

Актуализация знаний

- Какой большой раздел в учебнике мы изучаем?
- Где мы это можем посмотреть, чтобы вспомнить?

- Выберите из предложенных иллюстраций те, которые мы можем использовать для того, чтобы увидеть окружающий мир по-новому. (рамочка, бинокль, лупа, цветные стеклышки, окно)
- Какие способы мы еще знаем?

- А можно ли без инструментов смотреть на одно и то же, а видеть разное?
- В правильности ваших предположений мы убедимся сегодня на уроке, вернувшись в конце его к этому вопросу.

Постановка цели, введение в тему

- В нашей школьной библиотеке очень мало книг автора, с чьим произведением мы сегодня будем знакомиться.
- Поэтому наша задача не только поговорить о видение мира, но и изготовить необычную книгу – самоделку для других ребят, которые захотят познакомится с творчеством автора, чью фамилию мы узнаем, выполнив работу в группах.

- Ваша задача – выбрать капитана команды, который будет направлять работу своей группы.

Разгадывание кроссворда

КроссвордКроссворд

1. Название стихотворения Марины Бородицкой "Лесное …" (болотце)

2. Из какого произведения данный отрывок?
"Потолок над нами
Белым был сперва,
Вдруг он стал зеленым,
Как в саду трава" (Стеклышки)

3. Название стихотворения Сергея Махотина, в котором мальчик хотел делать семейный портрет. (Фотограф)
4. Автор стихотворения "Картинки в лужах". (Берестов)
5. Автор произведения "Игра", "Стеклышки". (Дриз)

6. Прибор, в который смотрела собачка Соня, сидя на подоконнике. (Бинокль)
7. Кто написал стихотворение "Когда ты прячешь солнце – мне грустно". (Козлов)

- Произведение какого автора мы будем сегодня изучать? (ответы учащихся)
- Начните оформлять вашу книгу. У вас на столах лежат листочки с фамилией и портретом писателя. Прикрепите их на обложку вашей книги.

- Что еще, кроме фамилии и имени автора указывается на обложке? (название)
- Найдите в учебнике литературного чтения страницу, на которой дано сегодняшнее произведение Геннадия Цыферова. Как оно называется? (Жил на свете слоненок)
- Давайте укажем это на обложке нашей самодельной книги.

- Наверняка те, кто будет знакомиться с произведением Цыферова в вашей книге, захотят узнать о писателе побольше.
- Я предлагаю поработать с биографией автора и, ответив на мои вопросы, найти в тексте основные моменты в жизни и творчестве Геннадия Цыферова, прикрепив информацию в книгу.

- Когда Геннадий Цыферов родился?
- Кем работал писатель по окончании института и что в это время он начал писать?

- В каких журналах работал автор?
- Вел ли передачи на радио и телевидении?
- Были ли созданы мультфильмы по произведениям Геннадия Цыферова и какие?

Знакомство с произведением "Жил на свете слоненок"

- Ну а теперь, еще раз перечитаем название произведения, с которым нам предстоит познакомиться.
- Как вы думаете, о чем пойдет речь?
- Что вы знаете об это м удивительном животном?

- Ваше мнение – это рассказ, сказка, басня или стихотворение?
- Почему так решили?
- Давайте проверим ваши предположения, послушав произведение Г. Цыферова. (Читаю текст, мелодия – фон)

Знакомство с содержанием сказки. Первичная беседа

- Понравилось ли вам произведение?
- Какая задача была поставлена перед прочтением?
- Какой же это литературный жанр? Почему?

- Какое впечатление произвел на вас главный герой?
- На что обратил внимание лисенок, глядя на слоненка?
- Почему? Найдите в тексте.

- А где остановил свой взгляд зайчонок, глядя на этого же слоненка?
- Как об этом говорится в тексте?
- Почему лисенок и зайчонок, глядя на слоненка, видели его в разных качествах, ведь у них не было ни лупы, ни бинокля, ни цветных стеклышек?

- Можно ли сказать, что у них было свое видение мира, т.е. своя точка зрения?
- Почему слоненок вел себя странно: то радовался, то грустил?
- А сам слоненок на себя с какой точки зрения посмотрел?

- Какое чувство испытывал главный герой, став лесным пожарным?
- Что же ему помогло приобрести профессию?

Закрепление

- А вы можете посмотреть на слоненка со своей точки зрения?
- Представьте ситуацию, что пожар в лесу потушен, изменится ли настроение у героя?

Придумывание сказки

- Давайте поможем герою, придумаем сказке продолжение, поработав в группах. У вас на столах лежат листочки синего цвета.
- Продолжите сказку вместо точек и приготовьтесь ответить на вопрос задания.

Группа 1
И снова на улице дождь, и опять слоненок загрустил, потому что не знал, кем же ему быть. Снова сел у окошка. А в это время проходили мимо Бобры-строители, увидев слоненка сказали…
Обрадовался слоненок и стал…
- С какой точки зрения посмотрели на слоненка бобры?

Группа 2
И снова загрустил слоненок, потому что не знал, кем же ему быть. И снова сел у окошка. А в это время проходил мимо Волк-директор лесного цирка, увидел слоненка и говорит…
Обрадовался слоненок и стал…

- С какой точки зрения посмотрел на слоненка волк?

Группа 3
И опять стало грустно слоненку. И снова он сел у окошка. А в это время проходил мимо доктор Айболит, увидел слоненка и говорит…
Обрадовался слоненок и стал…

- С какой точки зрения посмотрел на слоненка доктор Айболит?

Группа 4
И снова стало грустно слоненку. И снова сел он у окошка. А в это время пролетала мимо мудрая сова-директор школы. Увидела слоненка и говорит…
Обрадовался слоненок и стал…

- С какой точки зрения посмотрел на слоненка сова?
- Обсуждение сказок.

Работа с планом

- А теперь настало время продолжить работу над созданием книги.
- Как называется краткая информация о произведении? (аннотация)
- Мы тоже составим аннотацию, но только в виде плана.

- На сколько частей можно разделить рассказ? На что будем ориентироваться?
- В файле № 2 у 2 групп даны иллюстрации. Вам необходимо их распределить по ходу действия сказки.
- У других групп даны названия частей сказки. Вам необходимо распределить эти части по порядку.

Защита проектов

Рефлексия

- Итак, ребята, что же такое точка зрения?
- Вернемся к началу урока. Кто помнит, какой вопрос был задан: "Можно ли смотреть на один предмет, а видеть разное?"
- Какова основная мысль этой сказки? (хорошо тому, кто нашел в жизни свое дело)

- Вы, наверное, тоже мечтаете об интереной профессии?
- Какие качества характера нужно в себе воспитывать, чтобы ваша мечта сбылась?
- Давайте прочитаем, что думает об этом наш Кот на стр. 32?

- У каждого из вас силуэт слоника. Дорисуйте недостающие детали, тем самым высказав свою точку зрения.
- А нашу книгу мы продолжим оформлять на уроке ИЗО.
Домашнее задание

Стр. 30-32 учебника, выразительно читать, передавая интонацией настроение слоненка.

Размер:
20.69 Kb
Скачали:
4