Цель урока: познакомить учащихся 2 класс с биографией Николая Булгакова и его произведением "Анна, не грусти!".
Задачи:
Оборудование: учебник, презентация.
Учебник: Литературное чтение. 2 класс. (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий)
- Ребята, подготовьтесь к уроку литературного чтения.
- И перед тем как начать давайте с вами немного разомнем наш речевой аппарат.
На доске:
спе-ци-аль-на-я – специальная
про-ко-ря-бал - прокорябал
не-зна-ко-мых - незнакомых
ку-дря-вы-ми - кудрявым
по-лу-ле-жа-ла - полулежала
встре-пе-ну-лась - встрепенулась
у-лыб-ну-лась - улыбнулась
сча-стли-ва-я - счастливая (Щ)
не-за-кра-шен-ну-ю - незакрашенную
рас-крас-ку - раскраску
за-пла-кан-но-е - заплаканное
трол-лей-бус - троллейбус
о-ка-зы-ва-ет-ся – оказывается
- Эти слова встретятся нам в произведении, которое мы будем изучать, давайте их прочитаем по слогам и полностью.
- Молодцы, мы разогрели наш речевой аппарат и готовы к работе.
- Дома вы читали произведение "Анна, не грусти"
- О чем оно? (Вспомнить названия произведений, отрывки, которых даны)
- Ребята, сегодня мы с вами познакомимся с еще одним проведением о дружбе. Чтобы узнать каким, откройте учебник на стр. 79.
Знакомство с писателем
- Николай Булгаков родился в столице нашей Родины в середине прошлого века. Он учился на журналиста в университете в литературном институте.
- Н. Булгаков - автор книги о сестрах Ане и Кате, которые растут и учатся жить в мире, дружбе и любви.
- Ребята, прочитав, название произведения, как вы думаете, о чем оно будет? (О девочке Анне, она грустит)
- Сейчас вы предположили, о чем будет стихотворение, что будет происходить. Потом мы узнаем, совпали ваши предположения или нет.
Физминутка
- Сейчас я вам буду читать с остановками, а вы внимательно следите, я буду задавать вопросы.
Читаю с начала до слов "…не пускают к ним взрослых, даже взрослых…"
- Что случилось с Катей? (Она сломала ногу)
- Куда ее отвезли? (В строгую больницу)
Читаю со слов "… Катя еще маленькая…" до слов "… что-нибудь видеть сквозь стекло…"
- Что сделала Аня? (Пришла в больницу к подруге)
- Что увидела героиня рассказа в больнице, найдите в тексте.
- Как вы думаете, почему Аня заплакала? (Ей жалко Катю, она скучает)
Читаю со слов "… Аня подумала…" до слов "… закивал головой папа …"
- О чем подумала Аня? Найдите слова из текста.
- Опишите эмоции Кати. (Описывают эмоции)
- Кто еще стоял рядом с Аней? (Папа другой девочки)
- Что попросила девочка у папы? (Веер)
Читаю со слов "… Тут Аня опять посмотрела…" до слов "… надо было расходиться …"
- Как девочки общались через стекло? (Записками, рожицами)
Читаю со слов "… Аня подумала …" до конца рассказа.
- О чем подумала Анна, прочитайте слова из текста.
- Какая была Аня, почему? (Печальная, переживала за подругу)
- Что написала Катя в последней записке? (Анна, не грусти!)
- Как чувствовала себя Катя в этот момент? Найдите в тексте. Почему? (Радостно и хорошо, потому что к ней пришла Аня, и у нее сразу стало все совсем другое, не печальное)
- Ребята, а какой это жанр произведения? (Рассказ, т.к. в нем повествуется о нескольких небольших событиях, также он маленьких по содержанию, из одной ситуации вытекает следующая)
- Какое впечатление произвел на вас рассказ? Понравился ли он вам? Чем? (Отвечают)
- Как зовут девочку, попавшую в беду? (Катя)
- Что произошло на горке? (Она упала)
- Как описана в рассказе больница? Прочитайте.
- А как отреагировала на приход подруги Катя? (Сначала не поняла, а потом очень обрадовалась)
- Кто из девочек был печальным Аня или Катя? Почему? (Аня, переживала за подругу)
- Как вы считаете, в каких словах выражена главная мысль этого рассказа? (Можно пережить все трудности, если есть поддержка близкого и дорогого человека)
- Чему учит это произведение? (Состраданию, милосердию, не падать духом, надеяться на лучшее)
Домашнее задание
- Ребята, домашнее задание будет на выбор.
- Что значит пересказать от лица Ани? (ответы учащихся)
- Откройте первую я покажу как это.
Пример: Как-то раз я и Катя катались на горке. И моя подружка Катя упала. Она лежит и зовет тихо меня. Говорит мне, у меня очень болит нога…
- Так как же это рассказать от лица Ани? (Значит поставить себя на место Ани, и говорить как будто это все происходит со мной)
- Ребята, кто запомнил, какие произведение мы сегодня читали? ("Анна, не грусти!")
- Почему оно так называется?
- Кто его написал? (Николай Булгаков)
- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Предлагаю вам оценить свою работу с помощью пантомимы.
- Ребята, если вам было неинтересно и вы не узнали ничего нового, то покажите х руками; если вам было интересно, но вы не все поняли, то покажите руками галочку; если вы были активны и вы узнали много нового, то покажите класс, соединив обе руки!