Конспект урока по литературному чтению 2 класс: В. А. Осеева «Хорошее»

Автор: Деревянченко Инна Александровна, учитель начальных классов. Старобешевская общеобразовательная школа І-ІІ ступеней, пгт Старобешево

Цели:

- формировать навыки правильного и осознанного чтения, умения составлять характеристику героя, формулировать главную мысль произведения;

- развивать мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение;
- воспитывать нравственные качества личности ребенка.


Оборудование: учебник «Литературное чтение» 2 класс Л. Ф. Климанова и др., листы-заготовки слов для составления характеристики литературного героя, индивидуальные карточки с пословицами, словарь характеристик, компьютер, презентация к уроку.

Методы и формы организации учебной деятельности: эвристическая беседа, фронтальная, парная, групповая.

Ход урока

І. Орг. момент

Уважаемые ребята! Предлагаю начать наш урок с упражнения «Поздороваемся ладошками!»
- Пожелаем друг другу здоровья. Повернитесь друг к другу, посмотрите в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не прикасайтесь. Теперь соединяем пальцы со словами:
- желаю (соприкасаются большими пальцами);
- успеха (указательными);
- большого (средними);
- во всём (безымянными);
- и везде (мизинцами);
- здравствуйте! (прикосновение всей ладонью)

ІІ. Актуализация опорных знаний

- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. Путешествие будет длиться целый урок, на нашем пути будут препятствия и интересные задания.

Стадия вызова. Игра «Верите ли Вы»:
- что нас ждёт увлекательный урок - путешествие?
- что можно научиться делать хорошие дела просто так?
- что можно думать о том, что читаете?
- что сделать, что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.?
- что мы сегодня познакомимся с интересным произведением?
- Давайте выберем, чем на уроке мы будем заниматься? (учиться думать и предполагать, размышлять и рассуждать, понимать смысл прочитанного и услышанного, а также делать для себя какие-то выводы). И, возможно, в конце урока вы поверите в то, во что раньше не верили.

III. Подготовка к работе

1) Разминка речевого аппарата
- На уроке будем много читать и говорить, поэтому подготовим свой речевой аппарат. Посмотрите на доску. Прочитайте и скажите, что это?

Про пёстрых птиц поёт петух,
Про перья пышные, про пух.

- Для чего нужны скороговорки? (Чтобы правильно произносить все звуки языка. Улучшается речь, дикция. Это упражнение для дикторов радио и телевидения, ораторов.)
- Какие правила чтения скороговорок мы знаем? (Сначала надо читать медленно, затем в обычном темпе, а потом быстро.)
- Хором проговорите шёпотом медленно, проговаривая каждый звук. Теперь прочитайте в обычном темпе. А сейчас постарайтесь прочитать быстро.
Прочитайте друг другу, а потом всему классу.

2) Подготовка к изучению нового материала
- Я не зря подготовила для вас именно эту скороговорку.
- О ком говорится в скороговорке? (О петухе)
- Недавно мы с вами читали одно произведение, где одним из героев тоже был петушок, который так любил свою хозяйку, но хозяйка эта не очень хорошо поступила с ним и другими своими друзьями.
- Догадайтесь, о коком рассказе идёт речь? А кто его автор?

"Жила-была девочка. И был у неё петушок. Встанет утром петушок, запоёт:
- Ку-ка-ре-ку! Доброе утро, хозяюшка!" (В.Осеева "Добрая хозяюшка")
- Итак, о ком будем говорить на уроке? (О В.Осеевой)
Какой раздел мы изучаем? (Я и мои друзья). Мы уже читали некоторые произведения этого раздела.
- Чему учат нас эти произведения? (дружбе, вежливости, доброте)
– В этот раздел включено и произведение В. Осеевой.

IV. Изучение нового материала

1. Знакомство с творчеством В. А. Осеевой
Пока мы с вами беседовали, к нам пришло письмо из прошлого.
«Дорогие ребята!
Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:
– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:
– Не знаю. Я о нём не думала.
Мама очень огорчилась.
– Мало уметь читать, надо уметь думать, – сказала она.
С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать».
–Попробуйте догадаться? Кто прислал нам письмо?
– Верно. Это письмо прислала Валентина Александровна Осеева.
- Что интересного из жизни писательницы вы знаете?

Подготовленные ребята рассказывают сообщение о В. Осеевой
1. Валентина Александровна Осеева родилась в 1902г. на Украине. Она училась на драматическом факультете Киевского института искусств.
2. В юные годы Валентина Осеева мечтала стать актрисой и даже поступила на актерский факультет.
Но однажды, когда увидела беспризорных детей, поняла, что ее настоящее призвание – воспитывать детей. Шестнадцать лет она отдала воспитанию детей-беспризорников и малолетних правонарушителей.
- Ребята, кто такие беспризорники? (Человек, оставшийся без присмотра, живущий на улице, бездомный.)

3. Работая воспитательницей в детских учреждениях, в свободное время Осеева сочиняла для ребят сказки, сама писала пьесы и ставила их вместе с детьми. Она любила придумывать игры.
Осеева много писала для малышей – стихи, сказки, короткие рассказы.
4. Заслуги Валентины Александровной Осеевой в деле воспитания подрастающего поколения не остались незамеченными. В 1951 году она получила Сталинскую премию за повесть “Васёк Трубачёв и его товарищи”. Это трилогия. По II части создан кинофильм “Отряд Трубачёва сражается”.

Осеева прожила 67 лет.
- О чём, о ком её рассказы, догадались? ( О детях, их хороших и плохих поступках)
- Зная тему урока, пользуясь опорными словами, поставьте его задачи.

Познакомиться … (с новым произведением В.А.Осеевой).
Учиться правильно …(и выразительно читать её произведение «Хорошее»).
Проанализировать … (поступки героя).
- А еще сегодня обсудим проблемы, которые В.Осеева поднимает в своих произведениях, и подумаем, как надо вести себя в подобных ситуациях.
- С каким произведением мы сегодня познакомимся на уроке, вы узнаете, прочитав слово в обратном направлении ЕЕШОРОХ (Хорошее)

2. Целеполагание
- Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе «Хорошее»?
Что означает слово «хорошо»? («Хорошо» - это как?)
С чем ассоциируется слово «Хороший»

3. «Ассоциативный куст»
- Сейчас мы прочтем рассказ и определим, чье предположение оказалось более точным?
(Значит, достойно, прилично, о человеке с образцовым поведением говорят, что он хороший.)
Постановка задачи: А чтобы проверить и уточнить свои предположения мы должны провести «диалог с автором» через текст. Ведь чтение – это общение с автором не непосредственно, а через текст, созданный автором.

2. Работа над рассказом "Хорошее"
1) Первичное чтение рассказа (учитель) (у детей учебники закрыты)
- Я прочитаю рассказ ,а вы подмечайте всё хорошее в этом рассказе.
Чтение текста учителем с остановками

Проснулся Юрик утром. Посмотрел в окно. Солнце светит. Денёк хороший.
И захотелось мальчику самому что-нибудь хорошее сделать.
Вот сидит он и думает:
«Что, если б моя сестрёнка тонула, а я бы её спас!»
А сестрёнка тут как тут:
— Погуляй со мной, Юра!

1 остановка
- Предположите, что будет дальше?
— Уходи, не мешай думать!
Обиделась сестрёнка, отошла.
А Юра думает:
«Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил!»
А няня тут как тут:
— Убери посуду, Юрочка.

2 остановка
-Как вы думаете, выполнит ли Юра просьбу няни? Почему?
— Убери сама — некогда мне!
Покачала головой няня. А Юра опять думает:
«Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил!»
А Трезорка тут как тут. Хвостом виляет: «Дай мне попить, Юра!»

3 остановка
- Как вы думаете, дал ли Юра попить Трезорке?
— Пошёл вон! Не мешай думать!
Закрыл Трезорка пасть, полез в кусты. А Юра к маме пошёл:
— Что бы мне такое хорошее сделать?

2) Проверка первичного восприятия.
- Понравился рассказ?
- Чье же предположение оказалось более точным?
- Скажите в форме одного предложения, о чем это произведение, используя для этого следующую запись на доске (слайде): Это произведение о том, как Ю..(Правильный ответ: «Это произведение о том, как Юра мечтал совершить хорошие поступки».)
- Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не смог ее никому доставить?

3) Чтение рассказа детьми. Чтение рассказа вслух «Гонка за лидером».
Гимнастика для глаз.

- После чтения выполним гимнастику для глаз. Встали возле своих парт.
Вверх-вниз, влево- вправо. Зажмурились, широко открываем глаза.
Представьте себе, что ваш нос стал длинным и вы можете им рисовать. Закрываем глаза, и с закрытыми глазами нарисуйте что-нибудь хорошее, красивое.

Анализ произведения. Выборочное чтение:

- Итак, насколько вы были внимательны во время чтения, сможете ли ответить на мои вопросы.

- Скажите, почему мальчику Юрику захотелось сделать что-нибудь хорошее?
- В какое время суток происходит действие рассказа?
- Какая погода была в тот день? Найдите и прочитайте эти строки.
- Прочитайте о чём мечтал Юра вначале. (Что, если б моя сестренка тонула, а я бы ее спас).

- Есть ещё слово сестра. А чем отличаются между собой слова сестра и сестрёнка?
- Что вы можете сказать о его мечте: хорошая она или плохая? (Хорошая)
- О чём он мечтал потом? Прочитайте. (Вот если б на няню волки напали, а я бы их застрелил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Прочитайте о чём Юрик ещё мечтал? (Вот если б Трезорка в колодец упал, а я бы его вытащил)
- Что можете сказать об этой мечте?
- Итак сделайте вывод, какие мечты были у Юры? ( Мечты у Юры были хорошие)

- А теперь посмотрим на его поступки.
- Найдите в тексте и прочитайте разговор Юры с сестрой.
- Какой хороший поступок мог совершить Юра для сестры? (Погулять с ней)
- А как он поступил? (Он обидел сестру)
- Как он ее обидел? (Грубо ее прогнал)

Скачать полную версию урока

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

Метки к статье: конспект урока, чтение, 2 класс

Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.