Конструкт урока литературного чтения "Сказка Ш. Перро "Кот в сапогах"

УМК: "Школа России"

Цель: развитие эмоционального интеллекта в процессе работы над сказкой Ш. Перро "Кот в сапогах".

Задачи:

  • познакомить обучающихся со сказкой Ш. Перро "Кот в сапогах";
  • развивать умение читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя;
  • учить сравнивать героев зарубежных сказок с героями русских сказок, находить сходство и различие.

Оборудование: презентация по теме "Ш. Перро "Кот в сапогах", портрет Ш. Перро, аншлаги (тема, план урока).

Ход урока

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята.
- Предлагаю проверить свою готовность к уроку – на столе должен лежать учебник, пенал и дневник.
- Кто готов к работе – покажите знак "класс". (Сигнализируют)

- Прекрасно, вижу, что все готовы начать работать.
- Сейчас тихо сядет 1 ряд, еще тише 2 ряд, тихо-тихо 3 ряд. (Выполняют)
- Замечательно.

Прием развития ЭИ

- Ребята, мне сегодня очень интересно, с каким настроением вы пришли на сегодняшний урок литературного чтения.
- У вас на парте лежат интересные изображения. Придвиньте их к себе. Посмотрите внимательно, кто изображен? (Коты)

КотыКоты

- А что вы интересного заметили? В чем различия? (Они выражают разную эмоцию). А можете назвать, какие это эмоции?

- Спасибо, ребята вы были близки/точны в определении эмоций котов. Сейчас я вам предлагаю выбрать то изображение кота, которое описывает ваше эмоциональное состояние.
- Например, я выбрала вот этого котика (показываю изображение), он испытывает эмоцию … и я сейчас испытываю эту эмоцию, потому что пришла к вам на урок.

- А сейчас мне бы хотелось увидеть ваш выбор, покажите котиков. Катя, как называется эмоция у котика? У тебя она такая же? Почему? (Нескольких обучающихся)
- Спасибо, ребята, за мнение, я неспроста спросила у вас об этом, потому что в конце нашего урока мы проверим, изменилось ли ваше настроение или осталось прежним.
- А теперь сели правильно. Руки? На месте! Ноги? На месте! Локти? У края! Спина? Прямая! В течение урока соблюдаем правила посадки.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

- Перед тем, как узнать тему нашего урока проведем речевую разминку.

Речевая разминка

Читает учитель быстро, учитель читает в нормальном темпе, вместе в медленном темпе, вместе быстрее, самостоятельное чтение скороговорки 1-2 обучающимися.

Как у нашего кота
Шубка очень хороша.
Как у котика усы
Удивительной красы.

  1. Прочитайте скороговорку вполголоса
  2. Прочитайте скороговорку как роботы по слогам
  3. Прочитайте как черепашки медленно
  4. Прочитаем быстро как зайчики
  5. Прочитайте весело

- У вас отлично получается!
- Ребята, подскажите, какой новый раздел по литературному чтению мы сейчас изучаем? (Литература зарубежных стран)
- Верно. Уже на протяжении нескольких уроков мы работаем с этим разделом и сегодня тоже продолжим знакомство с новым произведением.

- Ребята, вам интересно узнать, с каким произведением мы сегодня с вами познакомимся?
- Но для начала я предлагаю разгадать шифр, который поможет вам узнать имя и фамилию писателя произведения.

На экране: ЬЛРАШ ОРРЕП
- Кто догадался, как нужно прочитать шифр? (Справа-налево)
- Верно!

- Кто разгадал шифр – покажите знак класс. (Сигнализируют о готовности)
- Вижу, молодцы. Миша, скажи, как зовут писателя? (Шарль Перро. Вывешиваю на доску портрет писателя)

Шарль Перро (1628-1703) - французский писательШарль Перро (1628-1703) - французский писатель

- Кто согласен с Мишей – покажите класс.
- Все верно, молодцы.

- Ребята, знаком ли вам этот писатель? Знакомы ли вы с его произведениями? Какие?
- Чтобы узнать, с каким произведением Ш. Перро мы сегодня познакомимся – предлагаю отгадать загадку. Слушайте внимательно.

Этот сказочный герой
С хвостиком, усатый,
В шляпе у него перо,
Сам весь полосатый,
Ходит он на длинных ногах,
В ярко-красных сапогах. (Кот в сапогах)

- Вы узнали героя сказки?
- В начале урока я спросила о вашем настроении через изображения котов, а еще провели речевую разминку про кота. Что вам это напоминает?
- Какие слова в загадке помогли вам узнать героя?

- Как называется эта сказка? (Кот в сапогах)
- Вы читали раньше сказку "Кот в сапогах" или читали родители? Она вам понравилась?
- Здорово! Те ребята, кто уже читал эту сказку, постараются сохранить интригу/секрет для тех ребят, кто еще эту сказку не читал.

- Как вы думаете, какая тема нашего урока? (сказка Ш. Перро "Кот в сапогах")
- Молодцы. Тема нашего урока сказка Ш. Перро "Кот в сапогах". (Вывешиваю на доску тему урока)

- Сегодня у нас необычный урок, а урок-путешествие в волшебный мир сказок Ш.Перро. Мы сегодня познакомимся с одной из всеми любимых сказок Ш. Перро "Кот в сапогах".
- Чтобы нам было удобно работать, предлагаю составить план урока.

На экране:

  1. Узнать…
  2. Познакомиться…
  3. Проверить…

На доске представлены незаконченные предложения.
- Катя, прочитай. (Узнать. Познакомиться. Проверить)
– Ребята, как вы думаете, что мы можем узнать?

- Тогда что мы можем узнать? (Узнать о жизни и творчестве Ш. Перро)
- Хорошо. С чем мы с вами можем познакомиться? ДОП?: С какой сказкой? (Познакомиться со сказкой Ш. Перро "Кот в сапогах")
- Отлично. Что мы можем проверить? Какие знания? (Проверить знания о содержании сказки)

На доске:

  1. Узнать о жизни и творчестве Ш. Перро.
  2. Познакомиться со сказкой Ш. Перро "Кот в сапогах".
  3. Проверить знания о содержании сказки.

- Наш план составлен. Приступим к его выполнению.
- Кристина, прочитай, что мы должны узнать? (Узнать о жизни и творчестве Ш. Перро)
- Ребята, знаете ли вы что-то о жизни и творчестве Ш. Перро? А интересно узнать? Для этого придвиньте к себе карточку под номером один - карточка с вопросами.
- Прочитайте вопросы про себя.

Карточка 1

Задание: ответь на вопросы из рассказа учителя.

  1. Где родился Шарль Перро? (Во Франции)
  2. Какие сказки написал Шарль Перро? (Кот в сапогах, Золушка, Красная шапочка, Синяя борода, Белоснежка и семь гномов, Спящая красавица)
  3. Как называется сказка, сюжет которой Шарль Перро придумал сам? (Рике-хохолок)

- Ребята, можете ли вы ответить сейчас на эти вопросы? (Нет)
- Верно, пока что вы не знакомы с жизнью и творчеством этого автора.
- Для того чтобы ответить на эти вопросы, я вам буду рассказывать о жизни и творчестве Шарля Перро, а вашей задачей будет внимательно послушать мой рассказ и пока вы слушаете ответить на эти вопросы письменно в карточке.

- Катя, скажи, что сейчас будем делать? (Внимательно слушать и в ходе рассказа отвечать на вопросы)
- Ребята, все услышали Катю? Кому задание непонятно, поднимите руку.
- Обратите внимание на то, как правильно вы сидите: руки на месте, ноги на месте, локти у края, спинка прямая.

Рассказ учителя:

Шарль Перро – талантливый писатель-сказочник, имя которого известно каждому ребенку. Его сказки "Кот в сапогах", "Золушка", "Красная шапочка" любят и дети, и взрослые. Шарль Перро родился во Франции. Родился в богатой семье.

Он был самым младшим 6-м ребенком в семье. Будущий писатель получил хорошее образование, а также много времени уделял самостоятельному изучению наук. В молодые годы Шарль Перро успел поработать адвокатом. Сказки, созданные Шарлем Перро, хорошо знают и помнят. Хотя с момента их написания прошло уже несколько столетий.

Для сюжетов своих произведений писатель брал народные сказки, добавляя им более ярких красок. Так были написаны "Красная шапочка" и "Золушка", "Синяя борода", "Белоснежка и семь гномов", "Спящая красавица". А вот сказка "Рике-хохолок" считается авторским творением Шарля Перро, сюжет которого он придумал сам.

Однако Перро стеснялся своего "сказочного" творчества, и поэтому издавал свои произведения под псевдонимом Перро Д’Арманкуа. Но позже секрет был раскрыт. Сейчас творчество Шарля Перро знают во многих странах мира. Его сказки не только читают, по ним снимают художественные фильмы, мультики. Считается, что именно Шарль Перро ввел жанр сказки в литературу. (демонстрация презентации)

- Ребята, предлагаю вам проверить ответы на вопросы.
- Саша, прочитай, пожалуйста, ответ на 1 вопрос.
- Ребята, поднимите руку, кто согласен с ответом Саши. (Аналогичная работа проводится с каждым вопросом)

- А что интересного вы запомнили из моего рассказа?
- Отлично, мы ответили на все вопросы.
- Ваня, прочитай, пожалуйста, что мы узнали? (Узнать о жизни и творчестве Ш. Перро)

- Выполнили мы этот пункт плана? Что для этого делали? (Убираю пункт плана с доски)
- Маша, прочитай, с чем мы должны познакомиться? (Познакомиться со сказкой Ш. Перро "Кот в сапогах")
- А в чем отличие сказки от рассказа? (Волшебство, волшебные предметы, троекратный повтор)

- Если сказку написал автор, то какая это сказка? (Авторская)
- Как раз сегодня мы с вами познакомимся с авторской сказкой, для этого откройте учебник на стр. 182.
- Вася, прочитай название произведения (Кот в сапогах)

- Предположите, о чем будет это произведение. Как вы думаете, почему автор дал такое название своему произведению? Что можете сказать о произведении по его названию, по иллюстрации, на стр. 183? о чем оно? (выскажите предположение)
- Как мы сможем проверить правильность наших предположений? (Прочитаем произведение)
- Верно.

- Сказка была написана очень давно, поэтому в этой сказке много устаревших слов.
- Познакомимся с этими словами. Внимание на экран!
- Вася, прочитай, кто такой мельник? (Мельник – владелец мельницы или работник на мельнице)

- Миша, прочитай, что такое мельница. (Мельница – здание с приспособлением для размола зерна)
- Варя, читай следующее слово. (Жнецы, жнец – тот, кто жнет, срезает под корень стебли зерновых)
- Захар, прочитай, кто такой нотариус. (Нотариус – человек, оформляющий различные документы)

Аналогичная работа со следующими словами:

  • Отруби – продукт, остающийся при помоле, представляющий собой твердую оболочку зерна.
  • Заячья капуста – дикая трава, растущая в лесах и на лугах.
  • Маркиз – дворянский титул.
  • Покои – внутренние помещения, комнаты.
  • Почтительный – относящийся к кому-нибудь с уважением.
  • Черепица – покрытие крыши в виде пластинок из обожженной глины.
  • Проворно – быстро, торопливо.
  • Великолепный – роскошный, красивый.

- Мы с вами познакомились со значением сложных слов, которые могут встретиться вам в тексте.
- А теперь познакомимся со сказкой. Читать сказку мы с вами будем с остановками.
- Часть первая. (до слов "Кто услышал эти слова…")

- Я начну читать, вы следите пальчиком, потому что потом могу попросить прочитать любого из вас.
Чтение учителем 1 части
- Сейчас мы будем работать в парах. Какие правила работы вы уже знаете? (на экране правила)

Правила работы в парахПравила работы в парах

- Молодцы. Будем работать по этим правилам.
- На столах у вас находится большой квадрат, разделенный на несколько маленьких квадратов, придвиньте его к себе. А также конверт с картинками. Найдите рисунок, который подходит к тому отрывку, который мы прочитали, покажите. Молодцы! Положите этот рисунок в 1 маленький квадрат. Кто выполнил – образуйте домик. Хорошо.

- Часть вторая. (до слов "Едва только кот…")
Чтение отрывка по цепочке.

- Найдем изображение ко второй части произведения. Но оно у вас разрезано, вам нужно собрать эти пазлы в единую картинку. Положите этот рисунок во 2 маленький квадрат. Кто выполнил – образуйте домик. Хорошо.

Работа публикуется в сокращении. Скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!