Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе "С.Я. Маршак "Кот и лодыри"

Цель: познакомить со стихотворением С.Я. Маршака "Кот и лодыри".

Задачи:

  • Образовательные: познакомить с произведением С.Я. Маршака "Кот и лодыри", с жизнью и творчеством С.Я. Маршака.
  • Развивающие: развивать внимание, мышление, память, речь.
  • Воспитательные: воспитывать любовь к чтению, уважительное отношение к одноклассникам, толерантность в групповых взаимодействиях, ответственное отношение к результатам своего учебного труда.

Средства обучения: учебник "Литературное чтение 2 класс", Климанова Л.Ф., Горецкий Г.В., компьютер, презентация.

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Мотивация к учебной деятельности

- Здравствуйте дети!

- Начать, сегодняшний урок я хотела бы с пословицы, которую вы видите на слайде: «Учиться всегда пригодится».

- Как вы понимаете значение этой пословицы?

- Я желаю вам, чтобы знания, полученные на уроке, пригодились вам.

Приветствуют учителя.

  

Размышляют над пословицей.

- Учиться нужно на протяжении всей жизни. 

 

Актуализация знаний

Речевая разминка.

Мышка кошке

Сшила сапожки.

Кошка мышке

Сшила штанишки.

- Сейчас давайте прочитаем скороговорку вместе, громко и четко.

- А теперь быстрее! И еще быстрее, без моей помощи, но также дружно!

- Кто может произнести скороговорку с вопросительной интонацией? А кто с восклицанием, восхищением? Давайте попробуем произнести ее, постепенно понижая голос. Кто желает попробовать? А теперь наоборот, постепенно повышая голос.

- Ребята, о ком говорится в скороговорке?

Проверка домашнего задания.

- С каким произведением вы познакомились на прошлом уроке?

- Кто были помощники Федоры?

- К сегодняшнему уроку вы учили наизусть отрывок из сказки «Федорино горе»  о том, как коты помогали Федоре вернуть посуду, а так же нарисовали своих домашних котов.

Чтение отрывков наизусть.

- Посмотрите на выставку ваших рисунков.

- У вас у многих есть коты. Как зовут  ваших питомцев?  Как они выглядят и что любят делать? Расскажите. (1-2 человека)

- Ребята, я думаю вы уже догадались, кто же будет героем  произведения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке?

- Именно кот будет одним из главных героев нашего урока.

- Но в отличии от ваших котов, наш кот не такой красивый, он ободранный, но он хочет учиться, хочет стать умным, грамотным. Кроме кота  есть и другие участники. Определите название стихотворения, с которым мы познакомимся сегодня на уроке. Оно зашифровано в записи на экране.

«Кьоьтьиьльоьдьыьрьи»

- Кто может уже ответить с каким произведением мы познакомимся сегодня?

- Откройте учебник на странице 24 учебника, прочитайте фамилию имя отчество автора стихотворения «Кот и лодыри».

- Тема, сегодняшнего урока: Стихотворение Самуила Яковлевича Маршака «Кот и лодыри».

- С чем познакомимся сегодня на уроке?

- Что узнаем?

- Чему будем учиться?

Выполняют речевую разминку. Читают с разной скоростью и интонацией.

 

Отвечают на вопросы учителя.

- О кошке и мышке.

- Со сказкой К.И. Чуковского «Федорино горе».

 - Коты.

Читают отрывок из сказки наизусть.

  

Рассказывают о домашних питомцах.

 

- Кот.

 

 

 

 

 

Определяют название произведения.

 

 

 

-Кот и лодыри.

 

 

 

 

 

- Познакомится с стихотворением С.Я. Маршака «Кот и лодыри».

- Узнаем о жизни писателя.

- Будем учиться выразительному чтению стихотворение.

- Отвечать на вопросы по стихотворению.

Проблемное объяснение и фиксирование нового знания

Знакомство с автором

- Откройте учебник с 24 и прочитайте сведения об С.Я. Маршаке.

- Для кого писал С.Я.Маршак?

- Как вы понимаете: "Детские стихи Маршака настоящие?"

- Я теперь я вам подробнее расскажу о писателе

Рассказ с использованием презентации.

Родился 22 октября в Воронеже в семье талантливого    изобретателя, мастера-мыловара. Раннее детство и школьные годы провел в городке Острогожске под Воронежем. В гимназии учитель словесности привил любовь к классической поэзии, поощрял первые литературные опыты будущего поэта. В 15 лет он переехал в Петербург, учился в одной из лучших гимназий, целые дни проводил в публичной библиотеке. Печататься начал в 20 лет. Позже для завершения образования Маршак уехал учиться в Англию. Два года он слушал лекции на факультете искусства Лондонского университета. Во время каникул много путешествовал пешком по Англии, слушал английские народные песни. Уже тогда начал работать над переводами английских произведений, впоследствии прославившими его. Затем в русских журналах были опубликованы первые переводы Маршака из английской поэзии. В 1914 вернулся на родину, публиковал свои переводы в журналах "Северные записки" и "Русская мысль". В годы войны Маршак занимался помощью детям беженцев. В 33 года он жил в Краснодаре, организовал здесь один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки. Здесь началось  творчество детского писателя. А еще через три года вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких: "Дом, который построил Джек", "Детки в клетке", "Сказка о глупом мышонке". Большую известность принесли Маршаку и его пьесы-сказки: «Кошкин дом», «Двенадцать месяцев» и др. Стихи самого Маршака переведены на многие языки народов мира. В 77 лет, 1964 года, писатель ушел из жизни.

С.Я. Маршак (03.11.1887 - 04.07.1964 г.) - русский советский поэт

- Вот такая интересная жизнь была у С. Я. Маршака.

Знакомство с стихотворение

- А теперь давайте перейдем к нашему стихотворению. Откройте стр. 26.

- Как вы думаете, о чем будет говориться в произведении с таким название? Посмотрите на иллюстрацию, может она вам подскажет.

- Будут ли кот и лодыри приятелями, друзьями? Что у них может случиться? Интересно вам стало узнать, о чем оно?

- Давайте проверим наше предположение.

- Сейчас я включу запись, ваша задача внимательно слушать и следить по тексту.

- Итак, вот мы и послушали. Какие непонятные слова вам встретились? Давайте их разберем.

Словарная работа.

Лодыри – бездельники, лентяи.

Грифель – пишущий стержень внутри карандаша.

- Понравилось вам стихотворение?

- Какое настроение оно вызывает?

- О чем рассказывается в стихотворении?

- Кто главные герои?

Работают с учебником. Читают статью об авторе. Отвечают на вопросы.

 

- Для взрослых и детей.

- Они доставляют радость и взрослым и детям.

Воспринимают на слух биографию писателя.

 

Делают предположения.

 

 

-Да.

Воспринимают на слух художественный текст. Объясняют лексическое значение слов.

Определяют смысл произведения. Отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

-О том, что ребята, которые не очень любят учиться, вместо того, чтобы пойти на урок, отправились кататься на коньках.

- Кот, лодыри, автор.

Физ. минутка

Первичное закрепление во внешней речи

Чтение и анализ стихотворения.

- А сейчас давайте прочитаем стихотворение вместе по цепочке. По ходу чтения будем отмечать слова и наших героев карандашом.

- Куда попали лодыри по пути на урок?

- Найдите в тексте описание кота

- На что жаловался кот? Найдите.  Прочитайте

- Почему кот хочет научиться грамоте?  Найдите  и прочитайте

- Лодырям нравится учиться?

- Чем занимаются лодыри целый день?

- Разве это плохо кататься на коньках, заниматься спортом, дышать свежим воздухом?

- Когда можно играть, кататься на санках, лыжах, коньках?

- В этом стихотворении автор на чьей стороне: кота или лодырей?

- Как Маршак относится к мальчишкам-лодырям?

- Каких людей он высмеивает?

- В каких строчках заключена главная мысль стихотворения?

 - Как вы думаете, какие же качества характера помогают добиться успехов в учёбе и в жизни?

- Какой же урок можно вынести из стихотворения С.Я. Маршака?

Работа в паре

- Выберите слова, которые характеризуют кота:

умный, мудрый, заботливый, ворчливый, ученный, грамотный, надоедливый.

- Найдите в тексте слова, которые говорит кот. Прочитайте друг другу, обсудите.

- Найдите слова, близкие по значению к слову лодырь:

бездельник, лентяй, лежебока, неряха, грязнуля.

- Найдите в тексте слова лодырей, прочитайте друг другу, обсудите.

Читают  стихотворение. Рассказывают о героях, отражая собственное отношение к ним. 

- На каток. 

- На то, что он не может учиться. 

- Потому то без грамоты пропадешь.

- Нет.

- Катаются на коньках. 

- Нет, всему должно быть своё время.

- После уроков.

- Кота. 

- Он смеется над ними, осуждает их.

- Ленивых.

- Без грамоты пропадёшь, далеко без грамоты не уйдешь. 

- Трудолюбие, любознательность.

- Не лениться, чтобы не произошла беда, бороться со своей ленью, воспитывать в себе силу воли.

Работают в паре.

Читают текст.

Характеризуют героев.

Отвечают на вопросы. 

 

Самостоятельная работа с самопроверкой

Работа в группах

- Сейчас вам предстоит в группах подготовить выразительное чтение по ролям стихотворения.

Выразительное чтение по ролям.

- Чьё чтение вам понравилось больше всего?

Читают текст в группах. Организовывают взаимоконтроль. Оценивают свое чтение.

Включение в систему знаний и повторение

- С каким стихотворением вы познакомились на уроке?

- Кто автор стихотворения «Кот и лодыри» ?

- Что узнали о писателе?

- Чему учит стихотворение?

- Прочитайте пословицы на экране и соотнесите смысл пословиц с содержанием стихотворения.

Учись с молоду - пригодится в старости.

Мудрым никто не родился, а научился.

Лентяй не дела ищет, а от дела рыщет.

У лодыря что ни день, то лень.

Отвечают на вопросы. Обобщают изученный материал. Соотносят смысл пословицы с содержанием произведения.

- Кот и лодыри.

- Самуил Яковлевич Маршак.

 

 

Рефлексия учебной деятельности на уроке

- Наш урок подходит к концу продолжите предложения на экране Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Знания полученные на уроке…

Домашнее задание:

1. выразительное чтение по ролям;

2. чтение наизусть отрывка стихотворения;

3. составить совет лодырям «Почему нельзя пропускать уроки?»

Отвечают на вопросы. Осуществляют рефлексию.

 

Размер:
21.13 Kb
Скачали:
35