Цели обучения:
Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.
- Ребята, давайте начнем наш урок с речевой разминки.
Скороговорка
Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.
- Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас изучаем? (Мой родной край)
- Давайте вспомним, какие произведения мы с вами изучили в этом разделе.
Игра "Соответствие"
- На столах лежат белые листочки, переверните их с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора с названием произведения.
Земля моя! В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
(С. Сейфуллин "Родная земля")
Родник земли родной
Прозрачен и негромок.
Он летом и зимой
Лепечет, как ребенок.
(М. Алимбаев "Родник земли родной")
Мальчик спешил домой. Он готов был на все, чтобы третий день пути был последним.
(М. Ауэзов "Возвращение")
Рассказ о Михаиле Пришвине
- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, которого мы уже знаем. Михаил Михайлович Пришвин стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот М. Пришвин всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега.
- Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. По рассказу, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, какой это был человек.
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ М.М. Пришвина. А кто будет одним из героев, мы узнаем, отгадав загадку.
По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка)
- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
- Прочитайте название рассказа М. Пришвина "Ребята и утята".
- Почему автор его так назвал "Ребята и утята"?
- О чем пойдет речь?
Варианты ответов:
Учитель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю прочитать этот рассказ.
- Итак, какова основная цель нашего урока? (Познакомиться с новым произведением. Выяснить кто главные герои, основная мысль)
- Но это еще не все. Чтобы узнать, чему еще мы должны научиться на уроке, предлагаю расшифровать слово.
- Расшифруйте слово, используя алфавит. Цифра соответствует порядковому номеру каждой буквы в алфавите.
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.
- Сегодня вы узнаете, что такое литературная загадка и как сочинить загадку по образцу.
Литературная загадка – это авторское произведение в поэтической форме, содержащее вопрос, на который нужно найти ответ
- А сейчас, отгадайте загадки и определите, где литературная, а где обычная загадка. (слайд)
- Теперь, давайте сами попробуем сочинить загадку по шаблону.
Словарная работа
- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Узнаем значение этих слов.
Читают ученики.
- Сейчас вы будете работать в группах. (Работа по группам по методу "3 шляпы")
- На столах лежат шляпы. Группы получают задания в соответствии с функциями шляп.
"Желтая шляпа" - констатация фактов по проблеме без обсуждения (краткий пересказ последовательности произошедших событий в рассказе). Коротко и последовательно перечислить события рассказа.
"Белая шляпа" - высказывание положительных моментов и констатация негативных моментов. Ваша оценка событий и поступков героев рассказа. Какие из них были хорошими или плохими.
"Зеленая шляпа" - творческая, эмоциональная, для формулирования эмоций, испытанных при работе по теме урока. (разыгрывание самого драматического момента в рассказе)
Найти и определить самый драматический (напряженный, наполненный эмоциями) момент и показать его. Это должна быть сценка. Найти этот момент, прочитать, распределить роли и показать сценку. Когда я скажу стоп-кадр, вы должны замереть, и я сделаю фотографию на память.
Ознакомление с критериями оценивания. Подготовка и защита работ. Взаимооценивание смайликами.
- Подводя итог, давайте вспомним какие цели мы ставили в начале урока.
Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья.
И при всем честном народе
Добавляем мы потом: Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!
- Оцените свою работу на уроке. Выберите уточку соответствующего цвета и покажите нам.
Заключительное слово
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
- Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела.
- Мало мечтать о добре, надо творить его.