Урок литературного чтения во 2 классе по рассказу Михаила Пришвина "Ребята и утята"

Цели обучения:

  • определять, о чем говорится в тексте рассказа Михаила Пришвина "Ребята и утята", и понимать, что хотел сказать автор;
  • пересказывать прослушанный материал, сохраняя последовательность событий;
  • формулировать вопросы к иллюстрациям, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;
  • использовать основные виды чтения: плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение.

Ход урока

Мотивация

Вот звонок нам дал сигнал:
Поработать час настал.
Так что время не теряем
и работать начинаем.

- Ребята, давайте начнем наш урок с речевой разминки.

Скороговорка

Утят учила утка-мать
Улиток на лугу искать.
Улитки на лугу без шуток
Учились прятаться от уток.

Актуализация знаний

- Мы продолжаем путешествовать по страницам нашего учебника.
- Как называется раздел, который сейчас изучаем? (Мой родной край)
- Давайте вспомним, какие произведения мы с вами изучили в этом разделе.

Игра "Соответствие"

- На столах лежат белые листочки, переверните их с соседом по парте укажите соответствие отрывка и автора с названием произведения.

Земля моя! В зеленом летнем платье
Ты ловишь солнце будущего дня.
Родимая, какое счастье,
Что ты всегда со мной и для меня!
(С. Сейфуллин "Родная земля")

Родник земли родной
Прозрачен и негромок.
Он летом и зимой
Лепечет, как ребенок.
(М. Алимбаев "Родник земли родной")

Мальчик спешил домой. Он готов был на все, чтобы третий день пути был последним.
(М. Ауэзов "Возвращение")

Сообщение темы и целей урока

Рассказ о Михаиле Пришвине

- Сегодня мы познакомимся с произведением автора, которого мы уже знаем. Михаил Михайлович Пришвин стал писателем, прежде попробовав себя в нескольких профессиях. Этот человек, путешествуя по неисследованным северным лесам, по азиатским степям с дорожной сумкой и охотничьим ружьем, наблюдал за природой. Любовался ее красотой. Это был не просто наблюдательным человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.

- Какого человека можно назвать неравнодушным?
- Так вот М. Пришвин всегда старался помочь не только людям, но и природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега.

- Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. По рассказу, с которым мы познакомимся сегодня, вы сами поймете, какой это был человек.
- Сегодня мы прочитаем еще один рассказ М.М. Пришвина. А кто будет одним из героев, мы узнаем, отгадав загадку.

По воде я плаваю,
По земле хожу.
Я такая славная -
Слов не нахожу!
Есть у вас одна минутка?
Полюбуйтесь! Я ведь... (утка)

- Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин.
- Прочитайте название рассказа М. Пришвина "Ребята и утята".
- Почему автор его так назвал "Ребята и утята"?
- О чем пойдет речь?

Варианты ответов:

  • в рассказе будет говориться о ребятах и утятах;
  • ребята и утята маленькие, им нужно подрасти;
  • говорится о взаимоотношениях человека и животных;
  • ребята поступили неправильно по отношению к утятам;
  • ребята поняли, что маленьких нельзя обижать, о них надо заботиться.

Учитель: Чтобы проверить ваши предположения, предлагаю прочитать этот рассказ.
- Итак, какова основная цель нашего урока? (Познакомиться с новым произведением. Выяснить кто главные герои, основная мысль)
- Но это еще не все. Чтобы узнать, чему еще мы должны научиться на уроке, предлагаю расшифровать слово.

Проблемная ситуация

- Расшифруйте слово, используя алфавит. Цифра соответствует порядковому номеру каждой буквы в алфавите.
9, 1, 4, 1, 5, 12, 1.

Сообщение цели урока

- Сегодня вы узнаете, что такое литературная загадка и как сочинить загадку по образцу.

Литературная загадка – это авторское произведение в поэтической форме, содержащее вопрос, на который нужно найти ответ

- А сейчас, отгадайте загадки и определите, где литературная, а где обычная загадка. (слайд)
- Теперь, давайте сами попробуем сочинить загадку по шаблону.

Словарная работа

- В тексте вам встретятся незнакомые слова. Узнаем значение этих слов.

  • Холм – небольшой бугорок.
  • Чирок-свистунок – птица семейства утиных. Обитают эти птицы на небольших водоемах.
  • Верста – старинная русская мера длины. Чуть больше 1 км.
  • Паровое поле – поле, отдыхающее от посевов.
  • Вода спала – с наступлением лета уровень воды в водоеме уменьшился.
  • Кузница – помещение, где работают кузнецы.

Первичное знакомство с текстом

Читают ученики.

- Сейчас вы будете работать в группах. (Работа по группам по методу "3 шляпы")
- На столах лежат шляпы. Группы получают задания в соответствии с функциями шляп.

"Желтая шляпа" - констатация фактов по проблеме без обсуждения (краткий пересказ последовательности произошедших событий в рассказе). Коротко и последовательно перечислить события рассказа.

"Белая шляпа" - высказывание положительных моментов и констатация негативных моментов. Ваша оценка событий и поступков героев рассказа. Какие из них были хорошими или плохими.

"Зеленая шляпа" - творческая, эмоциональная, для формулирования эмоций, испытанных при работе по теме урока. (разыгрывание самого драматического момента в рассказе)

Найти и определить самый драматический (напряженный, наполненный эмоциями) момент и показать его. Это должна быть сценка. Найти этот момент, прочитать, распределить роли и показать сценку. Когда я скажу стоп-кадр, вы должны замереть, и я сделаю фотографию на память.

Ознакомление с критериями оценивания. Подготовка и защита работ. Взаимооценивание смайликами.

Итог урока

- Подводя итог, давайте вспомним какие цели мы ставили в начале урока.

Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относится как друзья.

И при всем честном народе
Добавляем мы потом: Нужно помогать природе,
Но со знанием и умом!

Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке. Выберите уточку соответствующего цвета и покажите нам.

Заключительное слово

Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:

Доброе утро!
Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро улыбчивым лицам.

И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.

- Доброта - это солнце, которое согревает душу человека. Все ваши, даже самые высокие мысли и чувства будут пустыми, если не воплотятся в добрые дела.
- Мало мечтать о добре, надо творить его.

Размер:
32.68 Kb
Скачали:
7