Цель: развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения с взрослыми и детьми.
Задачи:
Материалы: портрет писателя М. Пришвина, выставка рассказов М. Пришвина, видеопрезентация, схема рассказа, музыкальное произведение Э. Грига "Утро".
- Ребята, я сегодня утром нашла письмо на подоконнике от Снежной королевы. И вот, что там написано:
"Здравствуйте, ребята. Я, Снежная королева, пролетая мимо вашего края, увидела, что далеко в лесу лежит снег, речка еще не освободилась ото льда. Весна не торопится прийти к вам. Нет ни зелени, ни ручейков. И я решила вернуться: замести улицы сугробами, заморозить окна и носы людей. И в вашем крае снова наступит зима, вечный холод".
- Ребята, а как вы думаете, может ли быть такое, что наступит зима, и она никогда не закончится? (Ответы детей)
- Конечно, такого не может быть, потому что времена года идут друг за другом. И после зимы будет обязательно весна.
- А какие признаки весны вы знаете?
- Вы все правильно назвали. (Перечислить признаки весны)
- Сегодня я расскажу вам много интересного, вас ждет впереди маленькое открытие, а также вы познакомитесь с новым автором и его произведением.
- Это Михаил Михайлович Пришвин. (слайд)
Он написал замечательный рассказ о солнечных цветах. Называется это произведение "Золотой луг". А вот о чем будет рассказ, вам подскажет загадка:
Горел в траве росистой
Цветочек золотистый.
Потом померк, потух.
И превратился в пух. (Одуванчик)
- Какие слова в загадке подсказали вам правильный ответ?
- А что вы знаете об этом цветке?
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: "Очень красиво! Луг - золотой". Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел.
Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали".
- Что можно сказать про это произведение?
- Это сказка, рассказ или стихотворение?
- Почему вы думаете, что это - рассказ? (В нем нет волшебства. Там все, как в жизни)
- Какая забава с одуванчиками была у братьев?
- Где жили братья?
- Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?
- С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?
- Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?
- Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ "Золотой луг"?
- А как еще можно было бы назвать этот рассказ?
- В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно.
- Что такое забава? (Развлечение, игра)
- Ребята, а что значит "в пяту"? (Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел он впереди, я в пяту)
- Что имел в виду автор? (Значит, шел за братом, след в след)
- Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?
- Как понимаете слово "фукнет"? (Фукну, фукнет - значит дунет)
- Покажите это действие.
- Автор называет одуванчики "неинтересными цветами", это значит - простые, обычные, без всякой красоты.
- Михаил Пришвин сравнивает лепестки одуванчика с пальчиками на ладонях, посмотрите, я покажу пальчиками цветок.
- А сейчас мы должны вспомнить имя мальчика, про которого будем рассказывать. (Напомнить, что автора зовут Михаил, а когда он был маленьким, его звали Миша)
- Мы будем рассказывать "не я с братом, а Миша с братом", "не я пошел удить рыбу, а он пошел удить рыбу". (Уточнить о чем будут говорить по каждой картинке)
По команде "утро" дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде "день" встают, распускаются как одуванчики, а по команде
"вечер" опять приседают.
- Автор сказал про луг - золотой. А как еще можно сказать про луг? Какой он? (Цветущий, веселый, яркий, весенний)
- Про что можно сказать золотой? (Золотой дождь, куст, лес, ребенок, кулон)
- А про что можно сказать золотое? (Золотое поле, дерево, кольцо)
- А про что можно сказать золотая? (Золотая мама, сестра, бабушка, осень, сережка, голова)
- Ребята в чем главная мысль рассказа? В чем она состоит? (Одуванчики очень интересные цветы, у них своя загадка, надо только ее увидеть, приглядеться)
Коммуникативная игра "интервью"
- Ребята, а сейчас, я предлагаю вам игру "Интервью". Я буду корреспондентом, а вы респондентами. Я задаю вопрос, вы отвечаете. Говорит только тот, у кого микрофон.
- Понравились ли вам игры?
- Чем вы сегодня занимались?
- С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?
- Кто герой рассказ?
- А тебе нравится одуванчик?
- Ты его когда-нибудь фукал?
- Какое же открытие вы для себя сделали? Одуванчики вовсе не неинтересные цветы, у них есть своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.
- Ребята, очень приятно, что вам понравились и рассказ, и игры. Спросим об этом и у наших гостей. Приглашаю теперь другого корреспондента поработать с нашими гостями.
- Вам понравилась наша встреча?
- Что больше всего запомнилось?
- Какое впечатление у вас от того, как мы работали?
- Спасибо за интервью. Приходите к нам еще.
- Ребята, а какое у вас сейчас настроение?
- С помощью музыки можно создать хорошее настроение, я хочу, что бы вы послушали музыкальное произведение Эдварда Грига "Утро". Оно рассказывает о рождении цветка.