Конспект урока литературного чтения 2 класс "Будущее твоего края. М. Пришвин "Ребята и утята"

Раздел: Мой родной край.

Цели урока:

  • определять изменения в поступках героя / в пейзаже в процессе развития сюжета в рассказе М. Пришвина "Ребята и утята";
  • рассказать по схеме о произведении;
  • восстановить последовательность событий в тексте, пересказать текст по картинному плану;
  • построить высказывание по заголовку и опорным словам.

Ход урока

Создание положительного эмоционального настроя

Здравствуйте, все,
Кто к нам пришел сегодня!
Здравствуйте, все,
Кто верит доброте!

Здравствуйте, все,
Кто не жалея сил,
Делится счастьем своим!

Проверка домашнего задания

Проверяем по вопросам. (путешествие на поезде)
Деление на группы по теме "Природа". (Картинки лес, степь, озеро)

- Каждое задание будет оцениваться баллом и жетоном. Если отвечаете правильно – получаете 5 балла и зеленый жетон.
- Если есть ошибка – получаете 4 балла и желтый жетон, если больше ошибок то получаете 3 балл и красный жетон

Актуализация жизненного опыта

Игра "Найди маму"

- У вас на столах лежат листы, на них нарисованы детки. Они убежали от родителей и потерялись.
- Подумайте, что чувствуют детеныши животных, когда они гуляют без мамы? Объяснить чувства малышей.
- Помогите найти маму. (Соединяют стрелками)

- Отгадайте загадку:

Под дождем она гуляет,
Щипать травку обожает,
"Кря", – кричит, все это шутка,
Ну, конечно, это … (утка)

Целеполагание

- О ком мы будем вести речь на уроке литературного чтения? (ответы учащихя)
- Как можно ласково назвать утку?
- Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке-свистунке.

Чирок-свистунок самая маленькая уточка. Она весит меньше 600 граммов. Это очень ловкая уточка. Она хорошо плавает и летает. Поднимается и садится почти также как вертолет – вертикально

Знакомство с термином "литературная загадка".

Работа над литературным произведением.

Слушание рассказа М. Пришвина. (Аудиотекст)

- Слушаем рассказ и следим с карандашом. Подчеркиваем непонятные слова.

Обмен впечатлениями по прослушанному

- Что взволновало автора? (ответы детей)
- Вызывают ли у вас сочувствие действующие лица?

- Кто именно?
- А кто нет? Почему?

Словарная работа

- В начале мы должны объяснить значение слов для того чтобы понять этот рассказ.

Физминутка

Вышли уточки на луг,
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем)
Пролетел зеленый жук

Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо)

Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш и опять настала тишь. (Сели)

Чтение рассказа и анализ

1 группа

- Прочитать до "… я подошел" и ответить на вопросы:
- Почему уточка-мать шла позади утят? (чтобы не выпускать из виду)
- Как стали вести себя мальчишки, увидев утят?

- Зачем ребята это делали? (Просто так, для забавы)
Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви.

2 группа

- Прочитать до… "возвратите всех утят" и ответить на вопросы:
- Что можно сказать о ребятах?

- Как Пришвин попрощался с утятами?
- Что он сделал при этом?

3 группа

- Прочитать до конца рассказа и ответить на вопросы:
- Что означает этот жест: снять перед кем-то шляпу? (Знак уважения)

- Перед кем этот знак уважения? Почему?
- Как мальчишки на это прореагировали? Почему?
- Что пожелали люди уточке?

Вывод: Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?

Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

Вывод: Для матери нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мать ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным.

Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас, которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить, как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.

Картинный план

- Найдите в рассказе слова, которые можно подписать под этими картинками.

Дифференцированные задания

Группа 1. "Какой я"

- Что же вы можете сказать о героях рассказа. Какие они?

Группа 2. "Перепутанные события"

- Восстановить нумерацию последовательности событий. (Работа с опорой на текст)

Группа 3. "Пересказ по плану"

Тест по рассказу "Ребята и утята"

Итог урока

- Над чем заставил задуматься каждого из вас рассказ М. Пришвина "Ребята и утята"?
- К чему нас призывает автор?
- Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь ее, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь и воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь.

- Вот уже несколько десятков лет, как нет с нами М.М. Пришвина. Но для нас с вами он оставил послание.

Мои молодцы друзья!
Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти сохранить, их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоемы.

В лесах, степях, горах разных цветные животные. Будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степь, горы. А человеку нужна родина. И охранять природу – значит охранять родину.

Рефлексия

- Оцените свои действия с помощью ладошек
- Кто чувствовал себя на уроке хорошо - помашите зеленой ладонью.
- У кого настроение менялось на уроке, поднимите желтую ладошку

- Кому сегодня было плохо на уроке поднимите, ладошку красного цвета.
- Помашите ладошками в знак того что вы будете беречь природу
- Спасибо за работу на уроке!

Размер:
32.66 Kb
Скачали:
3