Нравственные уроки в произведении В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным»

Урок литературного чтения во 2 классе.

УМК: «Школа России», авторы учебника Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: cпособствовать осмыслению идеи и художественного содержания рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».

Задачи урока:

  • формировать потребность в осознанном чтении как средство познания мира и самопознанию;
  • формировать умения работать с различными источниками информации и разными видами текстов.
  • развивать умения анализировать поступки героя, давать ему характеристику, прогнозировать содержание произведения в процессе чтения, развивать память, речь, мышление.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, текст с рассказом, карточки с заданиями для групп, 2 книги В. Ю. Драгунского, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова.

Иллюстрации к заданиюИллюстрации к заданию

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность детей

Организацион

ный момент

Организует учащихся на урок

- Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок.

Чтоб урок пошёл каждому впрок,

Активно включайся в работу, дружок!

На парте проверь  всё ли в порядке:

Книги, пособия, ручки, тетрадки.

Глазки закроем, откроем, вздохнём,

Выдохнем вместе, присядем и всё!

 

Настраиваются на работу.

- У нас всё в порядке, работать готовы:

Внимание, память включаем мы снова.

Мы вам обещаем работать активно

И новые знания ждём непрерывно.

Работа с текстом до чтения

а) мотивация на чтение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

б) знакомство с автором

 

 

 

 

 

 

в) антиципация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г) постановка задач на урок

 

 

 

 

 

Организация беседы.

- С самого раннего детства я любила слушать, как мне читают книги, а потом я сама научилась читать, когда пошла в школу. Самыми любимыми уроками в школе были русский язык и чтение. А вы любите читать? Почему вам интересно это занятие?

- Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Начните со слов «Мне хотелось бы на уроке …

- А что нам нужно, чтобы всё получилось?

- Каждый урок чтения – это встреча с чем–то или с кем-то неизвестным или интересным. А с кем мы можем встретиться на уроке?

Показ портрета на экране.

- Знаете ли вы этого человека?

- Что вы знаете о нём? А хотите узнать?

- Сегодня у нас на уроке у нас две книги. Почему я принесла их вам?

- Одна из них моя, а другая моего сына. Это одна из моих любимых книг детства. И сегодня я хочу вас познакомить с рассказом «Тайное становится явным».

- Прочитайте название рассказа.

- Как вы понимаете слово «Тайное»?

- Что нам поможет узнать значение слова?

- А как вы понимаете слово «Явное»? От какого слова оно образовалось?

- Где узнаем значение?

- Что мы можем сказать о словах в названии рассказа? Как называются эти слова в русском языке?

- Как вы понимаете название рассказа?

- Предположите, какая история может произойти в рассказе с таким названием?

Постановка проблемного вопроса.

- Вы хотите узнать, почему автор так называет рассказ?

- Что же мы будем делать сегодня на уроке?

Соедините начало и конец предложения.

Вывешиваются листы с задачами на урок.

Познакомиться с новым рассказа.

Понять идею текста.

Проанализировать поступки героев.

Сформулировать ответ на вопрос урока.

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя.

 

Формулируют личные цели на урок.

Предположения детей.

 

Ответы детей.

Предположения детей.

 

Дети предполагают.

 

 

 

 

 

 

 

Чтение названия.

Работа над выразительностью речи.

Работа над значением слов в названии рассказа.

Получение информации из научного источника.

Работа со словарем С. И. Ожегова.

 

 

 

 

 

 

 

Составляют последовательность задач  на урок.

Работа с текстом во время чтения

- Как мы будем читать текст? Зачем нам это нужно?

Чтение текста с остановками.

Текст разделён и записан на отдельных листах частями (основным моментам)

Чтение 1 части учителем с остановками.

- Какую фразу услышал мальчик от мамы?

- Почему мальчика она заинтересовала?

- Как мама её объяснила?

- Понятна ли она сразу стала мальчику?

- Что стал делать мальчик после слов мамы?

Чтение 2 части.

- Вспомнил ли он об этой фразе, когда встал?

- Из-за чего произошла ссора мальчика и мамы?

- Что значит «раскромсал яйцо»?

- Как мальчик относился к завтраку?

- Любил ли мальчик манную кашу?

- Как же решить данную ситуацию?

Чтение 3 части.

- Что предложила мама мальчику?

-А кто из вас был в Кремле?

- Как вы думаете, почему именно Кремль предложила мама?

- Важно ли это было мальчику?

- Кто из вас знает, что такое Грановитая палата, Оружейная палата, Царь – колокол, Царь – пушка?

Просмотр фотографий данных объектов.

Грановитая палата – это тронный, парадный зал, в котором совершались важнейшие события в жизни Российского государства.

Оружейная палата – это всемирный известный музей. В нём представлена царская одежда, вооружение, предметы быта из золота и серебра.

Царь – пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса.

- При каком условии мальчик пойдет в Кремль? Как вы думаете, какие действия предпринял мальчик?

Чтение 4 части.

- Прочитайте 4 часть и найдите слова, которые показывают действия мальчика.

- С какой фразы началась часть. Как понять остался наедине?

- С кем можно остаться наедине?

- Почему именно с этой фразы началась часть?

- Можно ли убрать эту фразу?

- Что сделал с кашей мальчик? Кем стала каша для мальчика?

- Какие чувства были у мальчика в этот момент?

- Правда ли он потерял сознание? Зачем автор так рассказывает?

- Как же получилось, что мальчик выплеснул кашу в окно?

- Задумывался ли мальчик над этим поступком?

-  Что могло произойти за окном, когда он выплеснул кашу?

- О чём должен был подумать мальчик?

- Какая поговорка может подойти к данной ситуации?

Поговорка вывешивается на доску.

- А что могло случиться дальше?

Чтение 5 части по аудиозаписи.

- Чтение с остановками на словах: милиционер, интеллигентный, не клевещите, язвительно, пострадавший.

- Как мама отреагировала, когда увидела пустую тарелку?

- Как изменилось настроение мамы после прихода милиционера?

- Почему Денис понял, что настроение у мамы изменилось?

- Какие действия предприняла мама?

- А Денис?

- А почему вам было смешно?

- А герои смеялись над пострадавшим?

- Как вёл себя пострадавший? Какой была его речь?

- Почему автор нам так описывает пострадавшего? В жизни это смешно?

- Почему автор смеется над пострадавшим и даёт нам возможность посмеяться, когда другим совсем не смешно?

- Какова роль смеха в этом рассказе?

- Какую пословицу подберём к рассказу?

Вывешивается пословица на доску.

- Как вы её понимаете?

- Почему Денис сразу не рассказал маме о случившемся?

- Как бы себя повела мама?

- Какую пословицу выберем для подтверждения мыслей.

Пословица вывешивается на доску.

- Чем закончится история?

Чтение 6 части

- Почему Денису было страшно смотреть на маму?

- Осознал ли Денис теперь слова мамы, сказанные накануне?

- Будет ли продолжение разговора Дениса и мамы? Почему?

Ответ на поставленный вопрос.

Работают с текстом.

 

 

Читают вместе с учителем шёпотом.

Составляют вопросы по тексту, ведя диалог с автором.

Ответы на вопросы.

 

Хорошо читающий ученик продолжает чтение.

Работа с текстом. Ответы на вопросы с формулировкой собственных мыслей и использованием мыслей автора.

Чтение текста по цепочке, совершенствуя навык чтения.

Просмотр видео ряда с выводом на предыдущий вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предположения детей.

 

Самостоятельное чтение.

Работа с глаголами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбор поговорки из набора данных.

Семь раз отмерь – один отрежь.

Вопрос - рассуждение.

Прослушивание аудиозаписи.

Обогащение словарного запаса.

Анализ ситуации в рассказе по вопросам.

Делают выводы по части.

 

 

 

 

 

Переносятся в роль героя рассказа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выбор пословицы «Над другим посмеёшься - над собой поплачешь».

 

 

 

 

 

Правда всего дороже.

 

Самостоятельное чтение.

Совершенствование навыка чтения.

 

Рассуждения детей.

Работа с текстом после чтения

а)концептуальная беседа по тексту

 

 

 

 

 

 

 

б) творческая работа с текстом

(в группе)

 

 

 

 

в) отчет работы в группах

 

 

 

 

 

- Посмотрите на доску. По ходу чтения текста у нас получилось 3 пословицы. О чём же нам рассказывает автор, о чём мы не должны забывать?

- А с какого фрагмента начинается рассказ? Каким мы увидели Дениса в начале рассказа?

- Почему начало рассказа строится не с завтрака?

- Какой же урок нам преподносит В. Драгунский?

- Можем ли мы назвать Дениса лжецом?

- Почему же автор так интересно называет свой рассказ?

Организуется работа в группе.

- Вспомним правила работы в группе.

Объединитесь в группы.

- У вас на столах у каждой группы есть задание по данному тексту. Выполните его.

Организация помощи в выполнение задания.

- Посмотрите на данные иллюстрации, что мы получили?

- Для чего нужен план? 

Послушайте, ребята 4 группы приготовили небольшую инсценировку части текста.

Формулировка правил поведения.

О честности, смеяться над другими не хорошо, прежде что-то сделать – подумай. 

 

Ответ на главный вопрос урока. 

 

Читают правила работы в группе.

Объединяются и работают в группах. 

 

Работа с заданием.

Отчет групп. Выполненные задания вывешиваются на доску.

Создаётся картинный и цитатный план текста с опорными словами.

Инсценирование с чтением 5 части текста.

V. Рефлексия

а) самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

б) знакомство с автором

- С каким произведением познакомились и кто его автор?  

- Какова главная мысль рассказа?

- Что отражает заголовок произведения?

- Оформите высказывания по уроку в таблице.

- Если вы выбрали все ответы в 1 столбике, вы сегодня плодотворно трудились, узнали новое. Прочитайте слово, которое получилось у вас по начальным буквам.

- А сейчас мне хочется открыть вам ещё одну тайну.

Просмотр видеофрагмента.

- Кто же такой Дениска из нашего рассказа?

Показ портрета Д. В. Драгунского 

Выражают свое отношение к уроку.

 

 

 

Собирают слово по буквам.

ДЕНИСКА

 

 

 

 

 

Просмотр видео.

Домашнее задание

- Домашнее задание так же будет тайной для каждого.

Показываю радугу.

Выберите ту цветную дорожку, которая вам нравится. Каждая дорожка – это своё задание.

Красная – прочитай текст выразительно по ролям.

Оранжевая – раздели текст на 3 части и озаглавь их.

Жёлтая – найди и прочитай другой рассказ Драгунского и расскажи его нам.

Зелёная – перескажи текст подробно.

Голубая – вспомни свою историю из жизни, к которой подходит данное название.

Синяя -  расскажи текст от лица мамы.

Фиолетовая – расскажи текст кратко.

Всем спасибо за урок.

Каждый выбирает свой цвет дорожки для выполнения домашней работы.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!