Урок литературного чтения во 2 классе.
УМК: «Школа России», авторы учебника Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: cпособствовать осмыслению идеи и художественного содержания рассказа В. Ю. Драгунского «Тайное становится явным».
Задачи урока:
Оборудование: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, текст с рассказом, карточки с заданиями для групп, 2 книги В. Ю. Драгунского, толковый словарь под редакцией С. И. Ожегова.
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность детей |
Организацион ный момент |
Организует учащихся на урок - Вот и прозвенел звонок, начинаем мы урок. Чтоб урок пошёл каждому впрок, Активно включайся в работу, дружок! На парте проверь всё ли в порядке: Книги, пособия, ручки, тетрадки. Глазки закроем, откроем, вздохнём, Выдохнем вместе, присядем и всё!
|
Настраиваются на работу. - У нас всё в порядке, работать готовы: Внимание, память включаем мы снова. Мы вам обещаем работать активно И новые знания ждём непрерывно. |
Работа с текстом до чтения а) мотивация на чтение
б) знакомство с автором
в) антиципация
г) постановка задач на урок
|
Организация беседы. - С самого раннего детства я любила слушать, как мне читают книги, а потом я сама научилась читать, когда пошла в школу. Самыми любимыми уроками в школе были русский язык и чтение. А вы любите читать? Почему вам интересно это занятие? - Что вы ждёте от сегодняшнего урока? Начните со слов «Мне хотелось бы на уроке … - А что нам нужно, чтобы всё получилось? - Каждый урок чтения – это встреча с чем–то или с кем-то неизвестным или интересным. А с кем мы можем встретиться на уроке? Показ портрета на экране. - Знаете ли вы этого человека? - Что вы знаете о нём? А хотите узнать? - Сегодня у нас на уроке у нас две книги. Почему я принесла их вам? - Одна из них моя, а другая моего сына. Это одна из моих любимых книг детства. И сегодня я хочу вас познакомить с рассказом «Тайное становится явным». - Прочитайте название рассказа. - Как вы понимаете слово «Тайное»? - Что нам поможет узнать значение слова? - А как вы понимаете слово «Явное»? От какого слова оно образовалось? - Где узнаем значение? - Что мы можем сказать о словах в названии рассказа? Как называются эти слова в русском языке? - Как вы понимаете название рассказа? - Предположите, какая история может произойти в рассказе с таким названием? Постановка проблемного вопроса. - Вы хотите узнать, почему автор так называет рассказ? - Что же мы будем делать сегодня на уроке? Соедините начало и конец предложения. Вывешиваются листы с задачами на урок. Познакомиться с новым рассказа. Понять идею текста. Проанализировать поступки героев. Сформулировать ответ на вопрос урока. |
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют личные цели на урок. Предположения детей.
Ответы детей. Предположения детей.
Дети предполагают.
Чтение названия. Работа над выразительностью речи. Работа над значением слов в названии рассказа. Получение информации из научного источника. Работа со словарем С. И. Ожегова.
Составляют последовательность задач на урок. |
Работа с текстом во время чтения |
- Как мы будем читать текст? Зачем нам это нужно? Чтение текста с остановками. Текст разделён и записан на отдельных листах частями (основным моментам) Чтение 1 части учителем с остановками. - Какую фразу услышал мальчик от мамы? - Почему мальчика она заинтересовала? - Как мама её объяснила? - Понятна ли она сразу стала мальчику? - Что стал делать мальчик после слов мамы? Чтение 2 части. - Вспомнил ли он об этой фразе, когда встал? - Из-за чего произошла ссора мальчика и мамы? - Что значит «раскромсал яйцо»? - Как мальчик относился к завтраку? - Любил ли мальчик манную кашу? - Как же решить данную ситуацию? Чтение 3 части. - Что предложила мама мальчику? -А кто из вас был в Кремле? - Как вы думаете, почему именно Кремль предложила мама? - Важно ли это было мальчику? - Кто из вас знает, что такое Грановитая палата, Оружейная палата, Царь – колокол, Царь – пушка? Просмотр фотографий данных объектов. Грановитая палата – это тронный, парадный зал, в котором совершались важнейшие события в жизни Российского государства. Оружейная палата – это всемирный известный музей. В нём представлена царская одежда, вооружение, предметы быта из золота и серебра. Царь – пушка считается одной из основных достопримечательностей Кремля в Москве. Это величайший памятник русской артиллерии. Мало найдется иностранных туристов, покинувших Москву, не взглянув на пушку. Будучи самым крупнокалиберным орудием в мире, царь-пушка находится в книге рекордов Гиннеса. - При каком условии мальчик пойдет в Кремль? Как вы думаете, какие действия предпринял мальчик? Чтение 4 части. - Прочитайте 4 часть и найдите слова, которые показывают действия мальчика. - С какой фразы началась часть. Как понять остался наедине? - С кем можно остаться наедине? - Почему именно с этой фразы началась часть? - Можно ли убрать эту фразу? - Что сделал с кашей мальчик? Кем стала каша для мальчика? - Какие чувства были у мальчика в этот момент? - Правда ли он потерял сознание? Зачем автор так рассказывает? - Как же получилось, что мальчик выплеснул кашу в окно? - Задумывался ли мальчик над этим поступком? - Что могло произойти за окном, когда он выплеснул кашу? - О чём должен был подумать мальчик? - Какая поговорка может подойти к данной ситуации? Поговорка вывешивается на доску. - А что могло случиться дальше? Чтение 5 части по аудиозаписи. - Чтение с остановками на словах: милиционер, интеллигентный, не клевещите, язвительно, пострадавший. - Как мама отреагировала, когда увидела пустую тарелку? - Как изменилось настроение мамы после прихода милиционера? - Почему Денис понял, что настроение у мамы изменилось? - Какие действия предприняла мама? - А Денис? - А почему вам было смешно? - А герои смеялись над пострадавшим? - Как вёл себя пострадавший? Какой была его речь? - Почему автор нам так описывает пострадавшего? В жизни это смешно? - Почему автор смеется над пострадавшим и даёт нам возможность посмеяться, когда другим совсем не смешно? - Какова роль смеха в этом рассказе? - Какую пословицу подберём к рассказу? Вывешивается пословица на доску. - Как вы её понимаете? - Почему Денис сразу не рассказал маме о случившемся? - Как бы себя повела мама? - Какую пословицу выберем для подтверждения мыслей. Пословица вывешивается на доску. - Чем закончится история? Чтение 6 части - Почему Денису было страшно смотреть на маму? - Осознал ли Денис теперь слова мамы, сказанные накануне? - Будет ли продолжение разговора Дениса и мамы? Почему? |
Ответ на поставленный вопрос. Работают с текстом.
Читают вместе с учителем шёпотом. Составляют вопросы по тексту, ведя диалог с автором. Ответы на вопросы.
Хорошо читающий ученик продолжает чтение. Работа с текстом. Ответы на вопросы с формулировкой собственных мыслей и использованием мыслей автора. Чтение текста по цепочке, совершенствуя навык чтения. Просмотр видео ряда с выводом на предыдущий вопрос.
Предположения детей.
Самостоятельное чтение. Работа с глаголами.
Подбор поговорки из набора данных. Семь раз отмерь – один отрежь. Вопрос - рассуждение. Прослушивание аудиозаписи. Обогащение словарного запаса. Анализ ситуации в рассказе по вопросам. Делают выводы по части.
Переносятся в роль героя рассказа.
Выбор пословицы «Над другим посмеёшься - над собой поплачешь».
Правда всего дороже.
Самостоятельное чтение. Совершенствование навыка чтения.
Рассуждения детей. |
Работа с текстом после чтения а)концептуальная беседа по тексту
б) творческая работа с текстом (в группе)
в) отчет работы в группах
|
- Посмотрите на доску. По ходу чтения текста у нас получилось 3 пословицы. О чём же нам рассказывает автор, о чём мы не должны забывать? - А с какого фрагмента начинается рассказ? Каким мы увидели Дениса в начале рассказа? - Почему начало рассказа строится не с завтрака? - Какой же урок нам преподносит В. Драгунский? - Можем ли мы назвать Дениса лжецом? - Почему же автор так интересно называет свой рассказ? Организуется работа в группе. - Вспомним правила работы в группе. Объединитесь в группы. - У вас на столах у каждой группы есть задание по данному тексту. Выполните его. Организация помощи в выполнение задания. - Посмотрите на данные иллюстрации, что мы получили? - Для чего нужен план? Послушайте, ребята 4 группы приготовили небольшую инсценировку части текста. |
Формулировка правил поведения. О честности, смеяться над другими не хорошо, прежде что-то сделать – подумай.
Ответ на главный вопрос урока.
Читают правила работы в группе. Объединяются и работают в группах.
Работа с заданием. Отчет групп. Выполненные задания вывешиваются на доску. Создаётся картинный и цитатный план текста с опорными словами. Инсценирование с чтением 5 части текста. |
V. Рефлексия а) самооценка
б) знакомство с автором |
- С каким произведением познакомились и кто его автор? - Какова главная мысль рассказа? - Что отражает заголовок произведения? - Оформите высказывания по уроку в таблице. - Если вы выбрали все ответы в 1 столбике, вы сегодня плодотворно трудились, узнали новое. Прочитайте слово, которое получилось у вас по начальным буквам. - А сейчас мне хочется открыть вам ещё одну тайну. Просмотр видеофрагмента. - Кто же такой Дениска из нашего рассказа? Показ портрета Д. В. Драгунского |
Выражают свое отношение к уроку.
Собирают слово по буквам. ДЕНИСКА
Просмотр видео. |
Домашнее задание |
- Домашнее задание так же будет тайной для каждого. Показываю радугу. Выберите ту цветную дорожку, которая вам нравится. Каждая дорожка – это своё задание. Красная – прочитай текст выразительно по ролям. Оранжевая – раздели текст на 3 части и озаглавь их. Жёлтая – найди и прочитай другой рассказ Драгунского и расскажи его нам. Зелёная – перескажи текст подробно. Голубая – вспомни свою историю из жизни, к которой подходит данное название. Синяя - расскажи текст от лица мамы. Фиолетовая – расскажи текст кратко. Всем спасибо за урок. |
Каждый выбирает свой цвет дорожки для выполнения домашней работы. |