Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Звук и буква Щщ. Чтение рассказа "Щука"

Цели урока: 

  • умеют дать характеристику звуку, сделать звуковой анализ слова, читают и составляют слова из слогов;
  • понимают содержание текста и умеют проследить за основной идеей автора;
  • умеют семантически передать теорию и основные понятия урока;
  • пишут букву Щщ, слоги и слова с буквой Щщ.

Ресурсы: букварь, пропись, лист А3 для составления кластера, рыбки с вопросами для "Большой рыбалки", рабочие листы "Игра", презентация, проектор, фломастеры, клей, приложение кластер, тучки, листы оценивания.

Этапы 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

 

 

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Мы будем на уроке думать?

- А может, будем спать?

- Мы будем рассуждать?

- А в облаках летать?

- Друг другу помогать?

- Надеюсь, вы будете активными участниками урока, а все действия, выбранные вами, реализуются.

 

Дети вступают в диалог с учителем.

2. Вызов.

 

Урок обучения грамоте и первое задание уже ждет вас. (На партах лежат слоги) 

Организует проверочную работу. 

Задает проблемный вопрос.

- Посмотрите внимательно на полученные слова, найдите несоответствие. 

- Молодцы! Я попрошу вас определить тему урока. 

- Молодцы! Внимание на экран, нам предстоит прочитать слоги со стечением согласных. Читать будем вместе, хором. 

- Легко ли читать слоги со стечением согласных?

- Добавим перед стечением гласную О

СЛАЙД 2 + О 

- Молодцы! Добавим гласный У после стечения согласных.

СЛАЙД 2 + У

- Молодцы! Какое правило вам встретилось при чтении слогов? 

2 второй столбик слов.

- Прочитайте слова второго столбика самостоятельно.

- Теперь прочтем их цепочкой, объясняя лексическое значение каждого слова. 

В группах составляют слова из слогов:

РО ЩА     ЩА ВЕЛЬ

ЩЕ НОК   ТО ВА РИЩ

РУЧ КА    КЛЕ ЩИ

Учащиеся зачитывают составленные слова  и сверяют ответы. 

Ответ учащихся: лишнее слово РУЧКА, потому что в нем нет буквы Щ.

Ответ: Сегодня мы продолжим работу со звуком и буквой щ.

- Будем учиться читать  и писать слова и предложения с новой буквой. 

Хоровое чтение слогов с экрана:

Ответ: ЩУ - пишу У 

Читают и объясняют лексическое значение слов.

Указывают на орфограммы ЩУ, ЩА

ФИЗМИНУТКА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Применение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

- Молодцы! Оцените свою работу на листах оценивания.

(критерии оценивания озвучиваются учителем и находятся на каждом слайде) 

- Я прошу вас все свои знания о звуке и букве щ, оформить в кластере.

"Приложение КЛАСТЕР"

Организует видеофизминутку "Қара жорға" 

- Организует проверку домашнего задания. 

- Организует работу с текстом приемом "Большая стирка".

(на веревке прищепками крепятся вопросы - учащийся отвечает на доставшийся ему вопрос)

- Организует работу в прописи:

Подготовка руки к письму

- Внимание на экран! Назовем предметы изображенные на слайде. 

- Обведите зеленым цветом предметы, в названиях которых звук [щ] стоит на первом месте, синим - звук [щ] находится в середине слова, коричневым - в конце. 

- Посмотрите работу соседей, отличаются их ответы от ваших? 

(По ходу ответов учащихся открывает цветовое решение на слайде).

- Организует самостоятельную работу по написанию слов ЩУКА, ЩАВЕЛЬ, ЯЩИК, ПЛАЩ. 

Контролирует правописание, соединение букв, оценивает работы. 

- Молодцы! Наш урок подошел к концу и я прошу вспомнить все, чем мы сегодня занимались.

- А теперь я прошу вас подумать все ли было вам понятно и вы смогли легко справиться со всеми заданиями на уроке, или где  то вы нуждались в помощи товарищей, а возможно вам было просто не интересно и вы хотели уйти с урока?

- Найдите свою тучку и прикрепите свой знак рядом с ней.

(Приложение"ТУЧКИ")

Организует анализ работы.

Организует суммативное оценивание. 

- Поднимите руки, кто сегодня работал на "5", на "4", на "3", ребята может кто-то хотел бы пожелать что-нибудь своим друзьям?

- Скоро прозвенит звонок, и закончится урок.

- Мы на уроке думали? А может кто-то спал?

- Мы рассуждали? А в облаках летали?

- Друг другу помогали?  А отдых заслужили?

- Урок закончен. Спасибо за работу.

Заучивание чистоговорки.

Работают на составлением КЛАСТЕРА при помощи ресурсов заранее подготовленных учителем.

1. звук [щ'] согласный, всегда мягкий, глухой.

2. Буква Щ может стоять в начале, середине и в конце слова. Например: ...

3. С большой буквы Щ пишутся имена и фамилии людей, клички животных, названия городов.

4. Нужно запомнить: ЩУ - У, ЩА - А

 

Защита кластеров у доски.

 

 

Повторяют танцевальные движения за героем экрана.

 

Читают текст "Щука" индивидуально, в паре, в группе.

 

Поочередно выходят к доске и отвечают на вопросы по тексту "Щука"

- Где жила щука?

- Чем мела воду?

- Что варила?

- Кого угощала?

- Щука хищная рыба?

- Какие рыбы живут в реке?

- Могли ли пескари уйти от щуки живыми?

- Ходят ли рыбы в гости?

- Зачем ждала гостей?

 (Приложение "РЫБЫ") 

Выполняют задание на листах ( приложение "Игра")

- ЩУКА, ЩАВЕЛЬ, ПЛАЩ, УТЕНОК, ЯЩИК.

Проводят анализ работы.

- Зеленым цветом я обвел ЩАВЕЛЬ И ЩУКУ, так как эти слова начинаются со звука [щ].

- Синим цветом я отвел ЯЩИК, потому что в этом слове звук [щ] находится в середине слова.

- Коричневым цветом я обвел ПЛАЩ, в этом слове исследуемый звук стоит в конце слова.

- УТЕНОК  остался не закрашенным, так как в этом слове нет звука [щ]. 

Самостоятельно записывают слова.

Перечисляют виды деятельности на уроке.

Работают с тучками. 

Работают с "листами успеха"

1. все солнышки синие - за урок оценка "5"

2. если есть зеленые - оценка "4"

3. если есть коричневые солнышки - "3"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!