УМК «Школа России»
Учебник: В.Г. Горецкий, В.А. Кирюшкин, Л.А. Виноградская Азбука. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011.
Тип урока: закрепление и систематизация знаний.
Форма проведения: урок-путешествие. Конспект урока с позиции системно-деятельностного подхода
Задачи:
Долгожданный дан звонок,
Начинается Урок.
Эмоциональная (доброжелательность, заинтересованность учебным процессом - интересный конверт с заданиями, интересные формы - путешествие в Страну невыученных уроков, встреча с Гномом Забывалкиным)
На доске портрет Гнома Забывалкина, а рядом приглашение в Страну Невыученных уроков.
- Хотите отправиться в путешествие? Тогда в путь! Закройте глаза, а сейчас откройте их (появляется указатель: Страна Невыученных уроков)
- Вот конверт, из которого будут выскакивать задания. Я сейчас достану из него… (учитель достает различные изученные буквы: Н, к о, л , Т, у, и, ы и незнакомые для ребят буквы Б, б. и помещает их на доске)
- Давайте разделим эти буквы на 2 группы (гласные и согласные)
- Какие буквы мы никуда не поместили? (Б, б) Почему? (еще их не знаем)
- Узнаем в конце урока.
- Ребята, как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке? (вспомним изученные буквы и звуки и познакомимся с новой буквой)
- А зачем нам надо знать все буквы?
- Что будет, если мы не научимся читать?
Цель и задачи урока согласуются в обсуждении с учениками.
- Давайте еще раз озвучим цель и задачи, которые нам предстоит решить в течение урока (Выслушиваются все ответы детей)
- Ребята, посмотрите, какие интересные телеграммы я достаю из конверта. Их подготовили дети из этой Страны. В этих телеграммах вопросы, на которые они не знают ответов. Поможем им? (учитель зачитывает вопросы, дети отвечают)
Что такое речь? Какой бывает речь?
Какую речь называют письменной? Устной?
Из чего состоит речь?
Из чего состоят предложения?
На что делятся слова?
Из чего состоят слоги?
- Чем отличается звук от буквы?
- На какие группы делятся звуки?
- Киньте любой гласный звук.(запись на доске).
– Что надо сделать, чтобы показать, что это звук?
Докажите, что он гласный.
- Какая буква обозначает этот звук?
- Какая эта буква? Почему?
(аналогичная работа проводится с любой согласной буквой)
- А где живут все буквы?
Буквы-значки, как бойцы на парад
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит.
И называется все - ... (алфавит)
- Молодцы, ребята! С этим заданием мы справились! Теперь эти дети все запомнили и благодарят вас за работу!
И мы с вами выучили уже много букв из нашего алфавита. Повторим их.
Работа с гласными и согласными буквами.
- Оцените свою работу и работу класса.
- Ребята, ваши друзья привели вас нас полянку, где жует травку домашнее животное , а на веточке сидит дикое животное.!
Послушайте две загадки.
1. Кто по елкам ловко скачет и взлетает на дубы?
Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы? (белка)
2. Мычать умеет, рога имеет, а не корова. (бык)
(вывешивается картинка)
Какое животное домашнее? Какое – дикое? Почему?
Поработаем над этими словами.
- Сколько слогов в слове БЕЛКА? БЫК?
- С какого звука начинается слово БЕЛКА? БЫК? ( даем характеристику звукам) Сказать о том, что эти звуки парные. (слайд 6)
- Какие еще парные звуки вы знаете?
- А что нам понадобится, если мы захотим написать слова, в которых есть эти звуки? (буквы)
Знакомство с буквой Б.
БУКВА Б ПРОСНЕТСЯ РАНО,
БУКВА Б _ БОЧОНОК С КРАНОМ.
- А на что еще похожа буква Б?
(что можно поместить вместо барабана?
- В какой домик пойдет жить буква Б? (в домик для согласных)
- Почему? (потому что она согласная т.к. обозначает согласные звуки)
- Зачем нужна заглавная буква?
(Учитель помещает букву на доску)
А сейчас вместе с ребятами поиграем в игру (все встают)
Игра. Услышь звук [б] (хлопают в ладоши)
Кабинет, утюг, мама, бублик, кобра, мальчик, береза.
- Молодцы! Ребята довольны вами! Они теперь знают эту букву.
- Оцените свою работу и работу класса.
- А сейчас давайте вернемся к буквам, которые достали из конверта.
- В какую группу уберем букву Б?
- Почему?
Работа в парах
- По всей полянке ребята раскидали карточки с заданиями для вас. Найдите себе карточку и выполните задания: d тексте найти и подчеркнуть буквы Б, б.
Проверка.
Вот мальчик-гномик стоит с учебником и предлагает по нему поработать.
Работа по учебнику.
Иллюстрацию к какой сказке мы видим в учебнике? (Сказка о царе Салтане»)
А написал эту сказку А.С. Пушкин. (прочитайте эту сказку вместе с родителями)
Работа со слогами слияниями. (выделяем мягкие звуки).
А вот стоит девочка. Она предлагает поработать в группах.
Работа по рядам
1 ряд - придумать слово, которое начинается на твердый звук [б]
2 ряд - придумать слово, которое начинается на мягкий звук [б`]
Работа над словом и предложением.
- Читаем слова. Составляем предложение с каждым словом. Считаем количество слов в предложении.
- Читаем текст. Работаем по вопросам.
- А сейчас ребята нам предлагают поработать самостоятельно.
Начертить схемы слов, разделить слова на слоги, найти ударный слог.
булка, бинт, баран, барабан, буйвол.
Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивают с эталоном. Выявляют и корректируют ошибки. Определяют способы действий , которые вызывают у них затруднения.
На этом наше путешествие заканчивается. И нам пора домой.
Все ребята-гномики благодарят вас за работу. Они многому научились сегодня. И вы им в этом помогли!
С какой буквой мы сегодня познакомились? Какая она? Почему?
Самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Учащиеся с учителем:
- соотносят цель учебной деятельности и ее результаты;
- фиксируют степень их соответствия;
- намечают дальнейшие цели деятельности/
- Понравился ли наш урок? Чем?
- Какие задачи мы с вами ставили в начале нашего урока?
- Как вы считаете - удалось ли нам их решить?
- Кому скажем «Спасибо» за урок?
- Оцените свою работу на уроке.
- Над чем надо еще поработать?
Вручение памятных подарков от белочки и бычка.