Урок по литературному чтению во 2 классе "Устное народное творчество: Загадки. Пословицы. Поговорки"

Цели урока:

  • закрепить понятие "устное народное творчество";
  • расширить знания учащихся о загадках, о пословицах и поговорках как разновидности устного народного творчества.
  • научить отличать поговорку от пословицы;
  • познакомить с происхождением и природой загадок, пословиц, поговорок.

Ход урока

Активизация знаний

Дети распределяются по группам. Командам раздают карточки, с напечатанными литературоведческими терминами: пословица, поговорка, загадка, считалка, скороговорка, потешка, колыбельная песенка и тексты задания.

Дети зачитывают тексты, совещаются, определяют жанр. Проверка задания. За правильные ответы группы получают поощрительный жетон.

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю:
Придет серенький волчок,
Тебя схватит за бочок

И утащит во лесок,
Под ракитовый кусток;
Там птички поют,
Тебе спать не дадут.

- Ребята, для чего нужны колыбельные песенки?
Колыбельная - это песенка, которая баюкает, успокаивает ребенка.

Был я на меленке,
Видел я диковинку
Козел муку сеет,

Козлиха подсевает,
Маленьки козляточки
В скрыпочку играют.

- Что это за малый жанр устного народного творчеста? (Небылицы)

Николай, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
В балалаечку играй,

На сарай полезай!
Там кошку дерут,
Тебе лапку дадут! (Дразнилка)

Шел баран
По крутым берегам,
Сорвал травку,
Положил на лавку.
Кто ее возьмет,
Тот и выйдет! (Считалочка)

- Для чего придумывали считалки?
Считалка - это стихотворение, которое учит распределять права и обязанности в игре.

Дождик, дождик, поливай,
Будет хлеба каравай!

- Что такое зазывалка-закличка?
Зазывалка - это веселое стихотворение, закликающее силы природы.

Тень-тень-потетень,
Села кошка под плетень.
Налетели воробьи.

Хлопни им в ладошки:
Улетайте воробьи!
Берегитесь кошки!

- Для чего придумывали потешки?
Потешки - это веселые стихи, которые развлекают, смешат.

Проверка домашнего задания

Работа в группах. Дети выбирают представителя от группы. Класс заслушивает по одному представителю от группы. Дети рассказывают (по выбору) потешку, прибаутку, считалку, небылицу, рассматривают рисунки детей.

За правильные ответы группы получают поощрительный жетон.

Работа над новым материалом

Определение темы урока.

Тему нашего урока вы подскажите сами.

Опишу я вам предмет,
Угадайте, дав ответ.
Я сама же жду разгадки,
Потому что я... (Загадка)

- Какие загадки знаете вы?
Каждая группа загадывает загадки. За правильные ответы группы получают поощрительный жетон.

- А что же такое загадка? Работа в группах. Толкования этого слова ребята нашли в словаре.

Загадка - краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки (В.И. Даль "Толковый словарь")

- Термин "загадка" древнего происхождения. В древнерусском языке слово "гадать" означало "думать", "размышлять".
- В загадке всегда заключен вопрос что это? Она не называет предмета, а говорит о нем иносказательно, намеком, дает его образ, указывает на отдельные признаки, по которым надо узнать, что это за предмет Для чего же нужны загадки? Чем они полезны?

- Происхождение загадки, ее первоначальное жизненное назначение многие исследователи связывают с иносказательной тайной речью.
- В древности люди верили, что животные, окружаюшие предметы понимают человеческую речь.
- Думали, что если вслух произнести название животного, то зверь может испугаться и убежать. Нельзя было называть вслух орудия охоты. Враждебную силу стихий надо было перехитрить.

- Поэтому и придумывали слова-замены. Прочитайте текст и попытайтесь понять о чем он.

Работа в группах
- Выделенные слова в "Рассказе бывалого охотника" – широко распространенные у разных народов слова-замены, существовавшие в связи с многочисленными словесными запретами – табу.

- Для того чтобы вы правильно поняли текс,св помощь вам слова-замены. Лешня – охота, черная крупка – порох, белый журавль – ружье, дятел – топор, сор – пес, ушкан – заяц, полено – хвост, когтистая – белка, шатун – медведь.

- Итак, что же узнали о происхождении загадки? Происхождение загадки, ее первоначальное жизненное назначение многие исследователи связывают с иносказательной тайной речью.

- Охотник, боясь неудачи, окружал свое занятие тайной. Не говорил, куда он идет. Человек стал употреблять "подставные" слова. С этими "подставными" словами и связана народная загадка, в которой неназванный предмет или явление описывались путем указания на какие-либо признаки

- Условно называлось многое – ведь надо было скрыть все приготовления и действия. Так сложилась иносказательная речь.

Типы загадок

1. Простое перечисление признаков загаданного предмета.

Мохнатенькая, усатенькая,
Молоко пьет, песенки поет.

2. Сравнение загаданного предмета с разными предметами.

Стоят в лесу сестрицы -
Платьица белы, шапочки зелены.
Кругла, а не месяц, желта,
А не масло, с хвостиком, а не мышь.

Отгадайте загадки

В данной загадке мы видим пример сравнения, где березку сравниваются с сестрицами в платьицах и шапочках, а во 2-й загадке что с чем сравнивают?

Тематика загадок

- О ком или о чем составлял народ загадки?

  • О природных явлениях
  • О животном мире
  • О предметах труда, одежде
  • О хозяйстве и быте
  • О растительном мире
  • О книгах и учении

Отгадай тематику загадкит

Нахмурится, насупится,
В слезы ударится – ничего не останется. (Туча)

Раскинула золотой мост
На семь сел, на семь верст. (Радуга)

Идет, а ног нет,
Лежит, а постели нет,
Легкий, а крыши ломит. (Снег)

- Это загадки о явлениях природы.

Никого не обижает,
А ее все толкают. (Дверь)

Зимой нет теплей,
Летом нет холодней. (Печь)
Четыре ноги,два уха,
Один нос да брюхо. (Самовар)

- Загадки о хозяйстве и быте.

Промеж грядок
Лежит гусь гладок. (Огурец)
Красный сапог в земле горит. (Свекла)

Стоят в поле сестрички -
Желтый глазок,
белые реснички. (Ромашка)

- Это были загадки о растительном мире.

У маленькой скотинки
Сто серебряных монеток в спинке. (Рыба)

Выпуча глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает,
По-человечьи плавает. (Лягушка)

Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото. (Яйцо)

- Загадки о животном мире.

Свинка - золотая щетинка,
Льняной хвост,
По белу свету скачет,
Всех людей красит. (Иголка)

Упрятались голышки
Во лохматые мешки:
Четверо вместе,
Один на шесте. (Рукавица)

- Загнадки об одежде.

Работа над созданием загадки

Конспект урока по чтению "Устное народное творчество" публикуется в сокращении, скачать полную версию вы можете по ссылке ниже

Размер:
25.49 Kb
Скачали:
12

Метки к статье: конспект урока, чтение, 2 класс