Цель урока:
Оборудование: учебник, презентация, игра.
УМК: "Школа России".
Литература: учебник "Литературное чтение" 2 класс 1 ч. (раздел "Устное народное творчество", тема "Загадки" стр. 24-25)
- Добрый день, ребята! Вижу, вы все в хорошем настроении, поприветствуем друга друга.
- Начнем наш урок с речевой разминки, как думаете, для чего? (ответы детей)
- Наш речевой аппарат, состоящий из языка, губ, неба, маленького язычка и голосовых связок нуждается в такой же разминке как и остальные части нашего тела.
- Вы ведь делаете зарядку по утрам, чтоб проснуться, вот и речевой аппарат нужно размять перед уроком для лучшего проговаривания звуков и слов.
- Проговариваем чистоговрку как можно четче. перед началом фразы вдыхаем, делаем небольшую паузу и на выдохе произносим:
Жи-жи-жи - в море плавают моржи.
Жа-жа-жа - есть иголки у ежа.
Же-же-же - мы на первом этаже.
Жу-жу-жу - я с веселыми дружу.
- Во время паузы делаем небольшой, тихий вдох.
- Теперь мы точно готовы начать урок.
- Какой раздел мы изучаем на протяжении уже нескольких уроков? (Устное народное творчество)
- Что означает слово "устное"? (Передаваемый или произносимый вслух, не использующий письма, с использованием уст)
- Верно. Какие жанры вы уже изучили? (Заполнение схемы)
- Наша схема оказалась неполной. Какие малые жанры еще не изучены и о каком поговорим сегодня узнаем прямо сейчас.
- Прочитайте с доски:
Красна девица
Сидит в темнице,
А коса на улице. (Морковь)
- К какому жанру фольклора можем отнести это произведение? (загадка)
- Конечно, это загадка. Вы знакомы с загадками с самого детства, вам загадывали их родители и друзья, в школе вы тоже часто с ними сталкиваетесь.
- Знаете ли вы, на какие тематические группы делятся загадки? (не знаем)
- Какой жанр фольклора сегодня будем изучать? (загадки)
- Что нам нужно узнать о загадках? (На какие тематические группы делятся загадки)
- Ответ на этот вопрос и будет задачей на наш урок.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, нам нужно прочитать следующие загадки:
1. Склеена и сшита,
Без дверей, закрыта.
Кто ее открывает,
Тот много знает. (книга)
2. Листы у нее белые-белые,
Они не падают с веток.
На них я ошибки делаю
Среди полосок и клеток. (тетрадь)
3. Его на бумаге я ручкой пишу,
Потом аккуратно в конверт положу.
Отправлю по почте, помчится оно,
И будет доставлено в сроки... (письмо)
- Какой темой можно объединить эти загадки? (книги и письма.
- Это вы определили верно. К какой теме относятся следующие загадки...?
1. Жарким солнышком согрет,
В шкурку, как в броню, одет.
Удивит собою нас
Толстокожий… (ананас)
2. Сто одежек -
Все без застежек. (капуста)
3. Я длинный и зеленый,
Вкусен я соленый,
Вкусен и сырой.
Кто же я такой? (огурец)
- Верно. Какой темой можем объединить эти загадки? (сад и огород)
1. Хожу в пушистой шубе,
Живу в густом лесу.
В дупле на старом дубе
Орешки я грызу. (белка)
2. Есть в реке работники
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину -
Хоть пиши картину. (бобры)
3. Какое животное очень красивое,
Самое высокое, самое длинное? (жираф)
- Какой вывод мы можем сделать?
- На какие темы делятся загадки? (Загадки делятся на загадки о животных, саде и огороде, о книге, письме)
- Откроем учебник на стр. 25, в задании под номером 2 в цветных рамочках написано, на какие тематические группы делятся загадки.
- Верно ли мы разделили загадки?
- Ребята, прочитайте и отгадайте загадки со стр. 24 в учебнике. (Книга; карандаш; книга, письмо)
- К какой теме относятся эти загадки? (О книге, письме)
- Прочитайте и отгадайте загадки со стр. 25 в учебнике.
- К какой тематической группе относится каждая загадка? (1, 5 - о животных, 2, 3, 4 - сад, огород)
- Как ты думаешь, могут ли быть к загадке "Без окон, без дверей, полна горница людей" разные отгадки: арбуз, огурец, тыква, подсолнух, кабачок, баклажан? Почему? (Может, т.к. люди в этой загадке - это семечки, а в перечисленных растениях много семечек)
- Какой вывод мы можем сделать? (Ответов на одну загадку может быть множество)
- Верно. Теперь, когда мы знаем на какие тематические группы делятся загадки запишем в свои тетради понравившуюся загадку:
- Нарисуйте в тетради ответ на эту загадку.
- Вижу, вы умеете разгадывать загадки, а как они составлены? (В загадках часто можно встретить рифму, некоторые загадки похожи на стихи)
Загадка - это небольшое поучительное высказывание, народная мудрость; краткое произведение, где не назван сам предмет, а только указаны его признаки; небольшой стишок
- Мы узнали, на какие тематические группы делятся загадки, вспомнили, что такое загадка как они составляются.
- Теперь попробуем сами составить загадку на одну из тем, о которых сегодня говорили. Ваша загадка может быть совсем короткой.
- Еще раз повторим определение загадки, в чем ее особенность? (Загадка не называет сам предмет, а только указывает на его отличительные черты)
- Кто готов поделиться своей загадкой? Весь класс отгадывает загадку.
- О каком жанре фольклора мы говорили сегодня? (о загадке)
- Что такое загадка? Назовите ее отличительные черты. (дети отвечают на вопросы)
- В начале урока мы ставили перед собой задачу - ответить на вопрос, кто его озвучит?
- На какие тематические группы делятся загадки?
- Нравится ли вам отгадывать загадки?
- С помощью слов-подсказок поделитесь своими впечатлениями от урока:
- На этом наш урок подошел к концу. Особенно на уроке работали следующие ребята…
Домашнее задание
- В качестве домашнего задания предлагаю вам найти загадку на одну из тематических групп, выписать ее в тетрадь и нарисовать отгадку к ней.