Цель: первичное усвоение новых знаний и способов действий при изучении рассказа о дружбе Валентины Осеевой "Кто хозяин?"
Задачи:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Евгеньевна, и сегодня я проведу у вас урок литературного чтения.
- Проверьте готовность к уроку. У вас должно быть на парте: учебник, пенал и тетрадь.
- Прочитайте высказывание. (на слайде: "Книга — великая вещь, пока человек умеет ею пользоваться")
- Объясните, как вы ее понимаете.
- Начнем урок с речевой разминки. Произнесите на одном дыхании.
- Теперь прочтем хором тихо. После чего вместе ускоряемся, сохраняя унисон.
- Посмотрите на слайд, узнали ли вы, кто изображен на портрете? (детский писатель Валентина Осеева)
- Знакомы ли вы с творчеством Валентины Осеевой?
- Какие произведения автора вы знаете? (Дети перечисляют)
- Посмотрите на слайд, перед вами некоторые произведения из его творчества, знакомы ли вам эти произведения? ("Почему?", "Волшебное слово", "Хорошее", "Синие листья")
- Сейчас я вам расскажу немного о жизни автора. (слайд)
Валентина Александровна Осеева родилась в 1902 году в Киеве в семье инженера-строителя. Окончив гимназию, она поступила в театральный институт на актерский факультет, но не окончила его. Ее семья переехала в Подмосковье.
Валентина Осеева 17 лет работала воспитателем в детских домах и колониях для беспризорных детей. Для своих воспитанников она стала сочинять маленькие рассказы. Ребятам эти рассказы очень нравились, и именно они уговорили Осееву записать их и отнести в редакцию.
Так в 1937 году был напечатан первый рассказ Осеевой "Гришка" - о мальчике-беспризорнике. А чуть позже вышел первый сборник рассказов "Рыжий кот". Многие рассказы Осеевой о дружбе, о том, как важно быть верным, добрым, отзывчивым человеком. Как должен поступать настоящий друг и о том, как иногда друзья бывают жадными, невнимательными, трусливыми.
А еще Валентина Осеева писала сказки и стихи для детей.
- А сейчас мы познакомимся с еще одним автором посмотрите на слайд. Кто изображен на портрете?
- Какие произведения вы знаете?
- Можем ли мы сейчас определить тему нашего урока? А почему?
- Давайте определим название произведения В. Осеевой. Разгадайте шифр.
- Значит какой мы будем изучать рассказ В. Осеевой? ("Кто хозяева?")
- Верно. Так как будет звучать тема нашего урока? ("Рассказы о дружбе В. Осеева "Кто хозяин?")
- Какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с произведением Валентины Осеевой "Кто хозяин?")
А сейчас посмотрите на слайд, и поставьте наши задачи урока в правильном порядке.
- Какой-то пункт мы с вами уже выполнили? (отвечают)
- Что нам нужно еще сделать?
- Сейчас мы познакомимся со значениями слов, которые могут быть вам непонятны при чтении рассказа В. Осеевой "Кто хозяин?".
- Кто-нибудь знает, что такое вскарабкался? (Учитель выслушивает предположения)
- Давайте проверим.
Вскарабкался – это влезть наверх.
- Кто-нибудь знает, кто такой лесник?
Лесник - работник государственной лесной охраны, штатный сотрудник лесничества.
– А сейчас послушаем произведение. (Слушание рассказа В. Осеевой "Кто хозяин?")
– Оправдались наши предположения? (да)
– Кто главные герои произведения? (дети)
– Понравилась произведение? Чем?
– Какие чувства, эмоции вызвало? (Чтение первой части текста)
- Как у Коли и Вани появилась собака?
- Как звали собаку?
- Как мальчики отнеслись к собаке?
- Какое чувство вы испытывали, когда читали? А почему?
- Как можно охарактеризовать мальчиков? (Чуткие, заботливые, отзывчивые…)
- Подумайте, как можно озаглавить эту часть? (находка)
- Продолжаем дальше. И прочитаем следующую часть по ролям.
- О чем спорили мальчики?
- Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?
- Как можно озаглавить эту часть? (спор)
- Прочитаем далее рассказ.
- Что произошло с собакой ребят?
- Кто бросился на помощь к собаке?
- Что могло бы произойти с Жуком?
- Какое чувство вы испытывали при чтении этой части?
- Как можно озаглавить эту часть рассказа? (Спасение)
- Что вы можете сказать о Ване? Какой он? Дайте характеристику. (Трус, малодушный)
- Как же можно охарактеризовать характер Коли? (Бесстрашный, смелый, решительный)
- Можно ли ответить на вопрос В. Осеевой кто хозяин Жука? Почему?
Учащимся предлагаются следующие задания:
- Чему учит это произведение? (быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим, а также быть честным, справедливым, храбрым и добрым человеком)
- А сейчас давайте вспомним все события, которые произошли в этом рассказе. Я предлагаю вам расположить события в нужной последовательности. (Учащиеся достают из конвертов содержимое и располагают в правильной последовательности события)
Проверка по эталону на доске: Знакомство с собакой по кличке Жук. Уход за больной собакой мальчиками. Ссора мальчиков из-за статуса хозяина. Нападение овчарок на Жука. Спасение Вани на дереве. Отвага и защита Колей своего питомца. Помощь лесника.
Парная работа "Ромашка"
- А теперь мы с вами определим, какие же главные качества должны быть у настоящего друга. (Каждой паре дается листок с хорошими и плохими качествами человека. Ребята обсуждают и выбирают хорошие качества друга, учитель прикрепляет на доску)
Уважать друг друга.
Прощать друг друга.
Быть добрыми и верными.
Заботиться и помогать друг другу.
Быть терпеливыми.
Быть внимательными.
Уметь радоваться успехам друга.
Обзываться друг на друга.
Ссориться друг с другом.
Ябедничать.
Сплетничать.
Обижать друг друга.
Обманывать друг друга.
Драться друг с другом.
Смеяться над неудачами друга.
Злиться друг на друга.
Жадничать.
Грубить друг другу.
Завидовать.
- Вот такая замечательная ромашка у нас получилась, прочтем, каким же должен быть настоящий друг.
- Наш урок подходит к концу.
- Произведения какого автора мы изучали?
- Что помните об этом авторе?
- Почему эти произведения изучаются вместе, на одном уроке?
- Что их объединяет?
- Где вам могут пригодиться знания, полученные на уроке?
Домашнее задание
Стр. 84 читать и ответить на вопросы 1-4.
- Давайте посмотрим на нашу цель, мы достигли ее?
- Давайте вернемся к задачам.
- Все ли задачи мы с вами решили?
- Оцените свою работу на уроке. На каждой парте есть лесенка успеха.
- Урок окончен, до свидания.