Цель: создать условия для формирования типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа В. Драгунского "Друг детства"
Задачи по содержанию:
Средства обучения: учебник "Литературное чтение 1 класс" В.Ю. Свиридова – М.: "Просвещение" 2021, компьютер, проектор, листочки для работы в парах.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
Самоопределение к деятельности
|
Речевая разминка: упражнение на слайдах. - Читайте медленно, затем быстро. Боксёр капитан человек читатель астроном художник путешественник - Что объединят эти слова? - Читай медленно, затем быстро. Уронили... Оторвали... Всё равно… Потому, что... - Дополните предложения. - Кто написал это стихотворение? О каком мишке говорится? - А почему у игрушечного мишки оторвана лапа? Как обращалась хозяйка с игрушечным мишкой? А у кого дома есть старые игрушки? Как вы к ним относитесь? - Могут ли слова в разминке подходить к уроку литературного чтения? Как? |
Ответы детей: - Объединяет то, что человек может быть боксёром, капитаном, художником. Читатель может прочитать в книгах об этих профессиях. Дополняют: Уронили... мишку на пол. Оторвали... мишке лапу. Всё равно… его не брошу. Потому, что... он хороший Стихотворение написала А. Барто. В стихотворении говорится об игрушке. Хозяйка обращалась с игрушкой плохо… Мы будем читать о боксёре или о капитане. - Будем читать про игрушечного мишку. |
Актуализация знаний
|
Подготовка к чтению текста (антиципация) – Откройте с. 55 и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы. – Что изображено на этой иллюстрации? – Как вы думаете, почему мальчик в форме капитана? – Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с.58. (по Виктору Драгунскому) – А как называется произведение? – Почему же художник изобразил мальчика в форме капитана, а рассказ называется «Друг детства»? |
Ответы детей: - Подзорная труба, мальчик в форме, обезьянка на плече у мальчика. - Он не настоящий капитан, он ещё маленький. Это игра. - «Друг детства» - Наверное, будем читать о друге этого мальчика. |
Постановка учебной задачи |
Формулирование цели чтения. – Что же нам предстоит сегодня делать на уроке? – Это будет рассказ или стихотворение? – А что такое рассказ, как вы понимаете? – Отличается чем-то рассказ от сказки? Чем же? – Итак, рассказ – это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения. |
Предположительные ответы детей: - Мы будем читать… - Это рассказ. - В рассказе описывается какая- то история, случай. В рассказе нет волшебных предметов, сказочных героев. |
Построение проекта выхода из затруднений |
Первичное чтение текста Читают дети «цепочкой» до слов «Остановись, отдохни» (стр.56) с попутным комментированием учителя: - Нашему герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, он вам ровесник. - Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят? - А кто такой астроном? Что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания? На слайде: Астроном – это человек, который изучает звёзды. Капитан дальнего плавания – командир корабля. Сингапур – это маленькое островное государство. Сингапур – это и название города. Далее текст читает учитель с попутным комментарием: - Что придумала мама вместо боксёрской груши? (Этот вопрос не требует ответов детей, так как нацеливает на прогнозирование, концентрирует внимание) - Отчего же он облезлый? -Действительно, с ним много играли. А относились к нему как? - Смотрите, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили... - Тогда – любил, жизнь бы отдал. А сейчас? - Отчего смеётся мишка? Может быть, от радости встречи, что про него вспомнили? - Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела. - Взял себя в руки. Физминутка Обобщение первичного восприятия текста - Чем привлекают Дениску разные профессии? - Так вот откуда на иллюстрации обезьянка на плече мальчика! - Какие строчки об игрушечном медвежонке вам особенно запомнились? - Почему Дениска заплакал, ведь он не сделал медвежонку больно? |
Чтение детьми рассказа.
Предположительные ответы: - Все люди нравились, все работы, то... то, приспичило... - Астроном… - Капитан – …
Дети слушают и следят по учебнику.
- С ним когда-то много играли.
- Заботились. Он глаз потерял – пуговицу пришили.
- А сейчас Дениске предлагают из него сделать боксёрскую грушу…
- Он мечтал наблюдать в телескоп далёкие звезды, хотел посетить Сингапур и купить себе обезьянку…
Дети выборочно читают.
- Он понял, что он не может бить своего друга детства и отказался быть боксером. |
Первичное закрепление |
Концептуальная беседа - Что вы можете сказать о Дениске? - Почему плюшевого медвежонка называют в тексте Мишка, а не «мишка»? - Почему же Дениска не смог использовать игрушечного Мишку вместо боксёрской груши? Работа с заглавием, иллюстрацией - Что мы читали? Правильно ли автор дал название этому рассказу? Почему? - Почему художник нарисовал рядом с Мишкой боксёрские перчатки? Знакомство с писателем - Вот какой герой в рассказе Виктора Драгунского. (портрет писателя на слайде). Я покажу вам книгу, из которой авторы учебника взяли это произведение. Она называется «Денискины рассказы». В этой книге Виктора Юзефовича Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомились сегодня. |
- Он добрый и верный друг… - Медвежонок- любимый, а значит, воспринимается как живой. - Мишка - друг, а друзей бить нельзя, даже если это игрушка. - Да, правильно. Мишка – это любимая игрушка и друг Дениски. - Чтобы мы представили, что этого мишку будут бить или показать нам выбор Дениски… |
Самостоятельная работа |
Работа в парах Задание на листочках восстановите последовательность событий: Мама предложила старого плюшевого мишку. (2) Дениска захотел стать боксёром. (1) Дениска вспомнил своё детство. (3) Мальчик никогда не будет боксёром. (4) - Проверьте, правильно ли выполнили задание с заданием на слайде. |
Дети расставляют порядок событий на листочках. Выполняют проверку. |
Включение в систему знаний и повторение |
Творческое задание - Есть ли у вас любимые игрушки? - Чем они вам дороги? Расскажите. - Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст? |
Дети рассказывают о своих любимых игрушках. - Дружба – это самое ценное, что есть у человека. И важнее дружбы ничего быть не может. |
Рефлексия |
- Что мы делали? - Расспросите своих родителей, какие у них в детстве были любимые игрушки. |
- Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свое отношение к герою… |