Урок литературного чтения 1 класс "Выявление характера героя рассказа В. Драгунского "Друг детства"

Цель: создать условия для формирования типа правильной читательской деятельности в ходе изучения рассказа В. Драгунского "Друг детства"

Задачи по содержанию:

  • расширить представления о литературном творчестве В. Драгунского, сформировать умение различать рассказы и стихотворения;
  • развивать навык смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • развивать умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации, составлять тексты в устной форме.

Средства обучения: учебник "Литературное чтение 1 класс" В.Ю. Свиридова – М.: "Просвещение" 2021, компьютер, проектор, листочки для работы в парах.

Технологическая карта урока

Этапы урока 

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Самоопределение к деятельности

 

Речевая разминка: упражнение на слайдах.

- Читайте  медленно, затем быстро.

Боксёр  капитан  человек  читатель  астроном   художник   путешественник

- Что объединят эти слова?

- Читай медленно, затем быстро.

Уронили...

Оторвали...

Всё равно…

Потому, что...

- Дополните  предложения.

- Кто написал это стихотворение?  О каком мишке говорится?

- А почему у игрушечного мишки оторвана лапа? Как обращалась  хозяйка с игрушечным мишкой? А у кого дома есть старые игрушки? Как вы к ним относитесь?

- Могут ли слова в  разминке подходить к уроку литературного чтения? Как? 

Ответы детей:

- Объединяет то, что  человек может быть боксёром, капитаном, художником.

Читатель может прочитать в  книгах об  этих профессиях. 

Дополняют: Уронили... мишку на пол. Оторвали... мишке лапу. Всё равно… его не брошу. Потому, что... он хороший

Стихотворение написала А. Барто.

В стихотворении говорится  об игрушке. Хозяйка обращалась с игрушкой плохо…  Мы будем читать о боксёре или о капитане.

- Будем читать про игрушечного  мишку. 

Актуализация знаний

 

 

Подготовка к чтению текста (антиципация)

– Откройте с. 55 и посмотрите на иллюстрацию вверху страницы.

– Что изображено на этой иллюстрации?

– Как вы думаете, почему мальчик в форме капитана? 

– Кто написал это произведение? Прочитайте имя автора на с.58. (по Виктору Драгунскому)

– А как называется произведение?

– Почему же художник изобразил мальчика в  форме капитана, а рассказ называется «Друг детства»? 

Ответы детей:

- Подзорная труба, мальчик в форме, обезьянка на плече у мальчика.

- Он не настоящий капитан, он ещё маленький. Это игра. 

- «Друг детства»

- Наверное, будем читать о друге этого мальчика.

Постановка учебной задачи

Формулирование цели чтения.

– Что же нам предстоит сегодня делать на уроке?

– Это будет рассказ или стихотворение?

– А что такое рассказ, как вы понимаете?

– Отличается чем-то рассказ от сказки? Чем же?  

– Итак, рассказ – это описание какого-то случая, события в жизни человека, героя произведения.

Предположительные ответы детей:

- Мы будем читать…

- Это рассказ.

- В рассказе  описывается  какая- то история, случай. В рассказе нет волшебных предметов, сказочных героев.

Построение проекта выхода из затруднений

Первичное чтение текста

Читают дети «цепочкой» до слов «Остановись, отдохни» (стр.56) с попутным комментированием учителя:

- Нашему герою 6 или 6 с половиной лет. Значит, он вам ровесник.

Часто герой менял свой выбор? Какие слова об этом говорят?

- А кто такой астроном? Что может нравиться в работе астронома? А капитана дальнего плавания? 

На слайде: Астроном – это человек, который изучает звёзды.

Капитан дальнего плавания – командир корабля.

Сингапур – это маленькое островное государство. Сингапур – это и название города.

Далее текст читает учитель с попутным комментарием: 

- Что  придумала мама вместо боксёрской груши?  (Этот вопрос не требует ответов детей, так как нацеливает на прогнозирование, концентрирует внимание)

- Отчего же он облезлый?

 -Действительно, с ним много играли. А относились к нему как?

- Смотрите, здесь Мишка как живой: так рад встрече, что про него вспомнили...

- Тогда – любил, жизнь бы отдал. А сейчас?

- Отчего смеётся мишка? Может быть, от радости встречи, что про него вспомнили?

- Дениске сейчас очень плохо. И ему уже не нужна помощь мамы, он хочет, чтобы она слёз не увидела.

- Взял себя в руки.

Физминутка

Обобщение первичного восприятия текста

- Чем привлекают Дениску разные профессии?

- Так вот откуда на иллюстрации обезьянка на плече мальчика!

- Какие строчки об игрушечном медвежонке  вам особенно запомнились?

- Почему Дениска заплакал, ведь он не сделал медвежонку больно?

Чтение детьми рассказа. 

 

Предположительные ответы: 

- Все люди нравились, все работы, то... то, приспичило...

- Астроном…

- Капитан – … 

 

Дети слушают и следят по учебнику.

 

- С ним когда-то много играли.

 

- Заботились. Он глаз потерял – пуговицу пришили.

 

- А сейчас Дениске  предлагают из него сделать боксёрскую грушу…

 

- Он мечтал наблюдать в телескоп далёкие звезды, хотел посетить Сингапур и купить себе обезьянку…

 

Дети выборочно читают.

 

- Он понял, что он не может бить

своего друга детства  и отказался быть боксером.

Первичное закрепление

Концептуальная беседа

- Что вы можете сказать о Дениске?

- Почему плюшевого медвежонка называют в тексте Мишка, а не «мишка»?

- Почему же Дениска не смог использовать игрушечного Мишку  вместо боксёрской груши?

Работа с заглавием, иллюстрацией

- Что мы читали? Правильно ли автор дал название этому рассказу? Почему?

- Почему художник нарисовал рядом с Мишкой  боксёрские перчатки?

Знакомство с писателем

- Вот какой герой в рассказе Виктора Драгунского. (портрет писателя на слайде). Я покажу вам книгу, из которой авторы учебника взяли  это произведение.

Она  называется «Денискины рассказы». В этой книге Виктора Юзефовича Драгунского 45 удивительных и забавных историй, случившихся с мальчиком Дениской. Вот с одной из этих историй мы и познакомились сегодня. 

- Он добрый и верный друг… 

- Медвежонок- любимый, а значит, воспринимается как живой. 

- Мишка - друг, а друзей бить

нельзя, даже если это  игрушка. 

- Да, правильно. Мишка – это любимая игрушка и друг Дениски. 

- Чтобы мы представили, что этого мишку  будут  бить  или показать нам выбор Дениски…

Самостоятельная работа

Работа в  парах

Задание на листочках восстановите  последовательность событий:

Мама предложила старого плюшевого мишку. (2)

Дениска захотел стать боксёром. (1)

Дениска вспомнил своё детство. (3)

Мальчик никогда не будет боксёром. (4)

- Проверьте, правильно ли выполнили задание с заданием на слайде.

Дети расставляют порядок  событий на листочках. 

Выполняют проверку.

Включение в систему знаний и повторение

Творческое задание

Есть ли у вас любимые  игрушки?

- Чем они вам дороги? Расскажите.

- Как вы думаете, почему авторы учебника предложили вам прочитать этот текст?

Дети рассказывают о своих любимых игрушках. 

- Дружба – это самое ценное, что есть у человека. И важнее дружбы ничего быть не может.

Рефлексия

- Что мы делали? 

- Расспросите своих родителей, какие у них в детстве были любимые игрушки.

- Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, высказывали свое отношение к герою… 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!