Конспект урока литературного чтения 1 класс: Ю. Ермолаев "Лучший друг", Е. Благинина "Подарок"

Цель урока: формирование умения выразительно читать прозаический и стихотворный текст, через чтение рассказа Ю. Ермолаева "Лучший друг и стихотворения Е. Благининой "Подарок".

Задачи:

  • расширить читательские представления детей о творчестве Ю. Ермолаева и Е. Благининой;
  • способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений;
  • совершенствовать навык осознанного выразительного чтения.

Ресурсы урока: учебник, иллюстрации, презентация.

Ход урока

Организационное начало урока

Прозвенел звонок веселый
Все готовы? Все готово?
Мы, сейчас, не отдыхаем,
Мы, работать начинаем.

Учитель: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас урок литературного чтения.
- Ребята, на ваших партах должны лежать: учебник, пенал. Приведите свое рабочее место в порядок и отложите все на край стола.

Проверка домашнего задания

- Что было задано на дом? (дети отвечают)
- Хорошо, кто желает огласить свой ответ всем. (Спросить 2-3 детей)

Подготовка к восприятию текста

Учитель: Ребята, обратите внимание на экран, прочтите название нового раздела, который мы сегодня начнем изучать. (читают)
- Как вы думаете, о чем будут произведения в данном разделе? (О дружбе, о друзьях)
- А у вас есть друзья? (ответы учащихся)

- Почему вы их считаете друзьями? (Потому что помогают, поддерживают и т.д.)
- Это замечательно, что у вас есть друзья. А теперь я вас попрошу открыть учебник на стр. 29.
- Прочтите с чем мы сегодня познакомимся. Прочитайте чему мы научимся, чему мы будем учиться.

- В этом разделе мы познакомимся с произведениями о дружбе.
- Сейчас, давайте узнаем, как к нам обращается автор учебника, и обратим внимание на текст на 30 странице. Я буду его читать, а вы внимательно меня слушайте. (Читаю текст, дети слушают)

- Рассмотрите обложки книг на стр. 30. Знакомы ли они вам?
- Кто их авторы? (Евгений Андреевич Пермяк, Виктор Владимирович Лунин, Владимир Григорьевич Сутеев)

- Так о чем же мы будем читать в этом разделе? (о друзьях и дружбе)
- Кто, по вашему мнению, может быть другом? (одноклассник, сверстник, брат, сестра, книги и т.д.)

Работа с произведением Ю. Ермолаева "Лучший друг"

Учитель: Прочтите название произведения на станице 31 учебника. А кто автор данного рассказа? (Дети читают)
- Совершенно верно, это Юрий Ермолаев! Ребята, а кого мы называем лучшим другом?

- А давайте узнаем, кого Ю. Ермолаев называл лучшим другом?
- Я начну читать рассказ, а вы внимательно слушайте. (Читаю рассказ)

Проверка первичного восприятия

Учитель: Какие чувства вы испытали после прослушивания этого рассказа?
Вторичное чтение
- А сейчас мы будем читать по цепочке.

Ученик читает: Оставил Коля самокат во дворе, а сам ушел обедать. Не успел поесть, как видит: на его самокате Вовка Чулков катается. Рассердился Коля и побежал во двор.
- Почему рассердился Коля? (Потому что Вова взял его самокат, он это увидел)

- Продолжает читать Настя.
"Сейчас, - думает, - отлуплю Вовку. Чтоб чужие вещи без спроса не брал".

- Как выдумаете, а брать чужие вещи без спроса это хорошо? Вы берете чужие вещи без спросу?
- Понятно ли вам слово "отлуплю", оно означает ударю, стукну. (Подскочил к нему – сердитый, даже кулаки сжал)

- Какое чувство испытывает Коля? (Злость, ярость, раздраженность)
- Продолжает читать Саша.
"А Вовка увидел его и сказал мальчику, который рядом стоял: "Знакомься, Игорек, это мой самый лучший друг - Коля".

- Как представил Вовка Колю? (Лучшим другом)
- Как это подействовало на Колю? (Подобрел, осмыслил свое поведение)
- Продолжает читать Юля.

"Смутился Коля, разжал кулаки и неожиданно для себя сказал: "Что же вы на самокате-то не катаетесь"
- Почему Коля задал такой вопрос? (Ему стало стыдно, ведь его назвали самым лучшим другом, а он злился на Колю)
- Назовите героев рассказа. (Коля, Вовка)

Учитель: Откройте стр. 32, найдите вопрос номер 1, прочитайте его.
- Итак кто из вас считает, что Вовка испугался поднимите желтый смайлик, если считаете что он понял что нельзя быть жадным и сердиться на друзей то поднимите зеленый.
- Почему вы так думаете? (отвечают)

- А теперь поработаем с вопросом под номером 3. Почему автор назвал рассказ "Лучший друг"?
"Потому что Коля смог сдержать свою злость, когда Вова назвал его лучшим другом. Коля понял, что значит лучший друг, тот, кто не будет злиться на друга".
- А теперь, прочитайте второй вопрос. Каким себе вы представляете Колю? (Рассеянным, агрессивным, вспыльчивым)

- А Вову? (друг Коли, берет чужие вещи без спросу)
- А как вы считаете, правильно ли поступил Коля, когда разозлился на друга и хотел его отлупить? (Нет, он не должен был злиться ведь он сам оставил вещи без присмотра. И бить друга нельзя)

- Обсудите это с соседом по парте и подумайте, какой совет моно было бы ему дать. (Не злиться и не лезть сразу в драку, а спокойно поговорить с Вовой, чтобы он так больше не делал, не оставлять вещи без присмотра)
- А Вова, он правильно поступил, когда без спроса взял самокат друга? (Нет)

- Какой совет вы могли бы дать ему? (Не брать без спроса чужие вещи, даже если это вещи твоего лучшего друга)
- Вы правы, оба мальчика были не правы, Коля потому что оставил самокат без присмотра, а Вова, что взял самокат, не спросив разрешения у Коли.

Физкультминутка

Учитель: Я думаю, ребята вы устали и нам с вами нужно немножко размяться, давайте мы все встанем и будем повторять за мной.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.

По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.

Чтение и анализ произведения Е. Благининой "Подарок"

Учитель: А мы продолжаем вести наш разговор про дружбу, в чем она может проявляться? (В заботе, в уважении, во взаимопомощи, в поддержке)
- Обратите внимание на стр. 33, там написано еще одно произведение про дружбу. Как оно называется? ("Подарок")
- Кто автор стихотворения? (Е. Благинина)

- Верно! Это Елена Благинина.
- Посмотрите на иллюстрации? Как вы думаете, о чем будет данное стихотворение? (Оно будет про девочку и какой-то подарок)
- Давайте, проверим наши догадки и прочитаем стихотворение. Сейчас вы каждый из вас прочтет его про себя. Как закончите, сядьте как порядочные ученики, чтобы я видела, что можно дальше продолжать работу.

Вторичное восприятие
Учитель: Сейчас мы снова прочитаем текст, а чтобы наше чтение было правильным, прочтите слова, показанные на слайде, сначала по слогам, а затем целыми словами:

  • при-гля-ну-лась – приглянулась
  • за-вод-на-я – заводная
  • лю-би-ма-я – любимая

- Ребята, а как вы понимаете слово "Приглянулась"? (Понравилась)
- Давайте еще раз прочтем данный стих. Кто желает прочесть?
- О чем говориться в тексте? (Про девочку, которая отдала свою любимую игрушку подружке)

- Какая игрушка понравилась подружке? (Лягушка)
- Почему ей было жалко отдавать лягушку? (Потому что это была ее любимая игрушка)
- Почему же она ее все же отдала? (Подружка была ей очень близка, и ей ничего не было жалко для нее)

Проверка вторичного восприятия
Учитель: Прочитайте, пожалуйста, 1 вопрос на стр. 33 и выберите правильный ответ. Если вы считаете, что оба произведения об игрушках, поднимите желтый смайлик, если что они оба о дружбе, то зеленый. (Поднимают смайлики)

Соотношение произведений "Лучший друг" и "Подарок" с пословицами

Учитель: Ребята, обратите внимание на слайд, там представлены пословицы и произведения, которые мы сегодня прошли. Давайте подумаем и соотнесем их с произведениями, которые к ним подходят.

  • С людьми браниться никуда не годиться. (Лучший друг)
  • О себе заботься, а товарища не забывай. (Подарок)

Подведение итогов урока

Учитель: Молодцы, вы все правильно думаете! Итак, сегодня мы свами хорошо поработали. Давайте закрепим пройденный материал.
- Как называется раздел, который мы начали с вами изучать? (Я и мои друзья)
- Какие произведение мы сегодня прочитали? ("Лучший друг", "Подарок")

- Кто авторы этих произведений? (Юрий Ермолаев, Елена Благинина)
- Чему учат данные произведения? (Ценить друзей, дружбу)
- Какими книгами мы сегодня пополнили нашу библиотеку? (отвечают, на слайде появляются эти книги)

Домашнее задание

- Отлично, ребята! Вы хорошо разобрались в новой теме. А дома вы будете...

Рефлексия

- А сейчас я попрошу вас написать на человечках, который лежат у вас на партах, имя вашего самого близкого друга или подруги и прикрепить на нашу планету дружбы.

Организационное завершение

Цени друзей, не забывай,
Прощай им все ошибки,
Они тебе ответят, знай,
Любовью и улыбкой!

- Ребята, спасибо, что были активными и внимательными на уроке.
- Наш урок окончен до свидания!

Размер:
30.96 Kb
Скачали:
37