УМК: "Школа России".
Тема: Рассказ В. Осеевой "Почему?" Виды пересказа художественного текста.
Цель урока: расширять представления о видах пересказа художественных текстов посредством выполнения практических заданий.
Задачи:
- Проверим готовность, у вас на партах должны лежать …
- Для того, чтобы хорошо поработать сегодня на уроке, я предлагаю поиграть в игру на внимательность под названием "3 круга".
- Мы попадаем в первый круг, ищем круглый предмет на себе.
- Вера, какой предмет ты нашла? Ты замечала его раньше? (ответы ребенка)
- Попадаем во второй и ищем круглый предмет на соседе по парте.
- И попадаем в третий, ищем круглый предмет в нашем классе.
- Отлично, я вижу, что вы готовы, приступим к уроку.
Актуализация знаний
- Посмотрите на изображение, что оно вам напоминает? (Рассказ "Почему")
- Работали ли мы с данным рассказом? (да)
- Для того, чтобы вспомнить его содержание, выполним упражнение.
- Ваша задача обсудить в парах данный рассказ, отметить самые главные моменты в нем. Дальше поставьте друг другу ответ по рассказу, на который ваш напарник должен подобрать вопрос.
- Пропишите эти вопросы на листочке.
- Маша, какой вопрос ты отгадала?
- Ребята, как мы можешь ответить на данный вопрос? (спрашиваю еще нескольких обучающихся)
- Здорово! Вот мы и вспомнили немного о рассказе Валентины Осеевой "Почему?".
- Каким образом мы вспоминали это произведение? (пересказывали)
- Да, именно, мы осуществляли пересказ. Как вы думаете, тогда как будет звучать наша тема? (ответы учащихся)
- Вы были близки, тема звучит так: "Виды пересказа: …". Как вы думаете, почему после темы стоит многоточие?
- Что идет после этого, мы узнаем в течение урока и дополним нашу схему.
- Для того, чтобы поставить цель, нам нужно восстановить слова в правильной последовательности.
Цель: видах пересказа узнать о. (Узнать о видах пересказа)
- Миша, что получилось у тебя?
- Отлично, мы можем приступать к уроку.
- Погодите, ребята, оказывается, мы будем работать не одни. К нам пришли персонажи. Посмотрите, кто это? Откуда они? (Диппер и Мейбл, из Гравити Фолз)
- Да, они хотят нам что-то сказать, послушаем?
Диппер: Здравствуйте, ребята! Я услышал, что вы обсуждали какой-то рассказ. Мы с сестрой очень хотели бы услышать о чем он, но с нашими разгадками и тайнами нет времени.
- Вы можете помочь нам? (да)
- Посмотрите, как все совпало! Мы узнаем о видах пересказа и сможем передать информацию нашим героям! Приступаем.
- Работать мы будем сегодня необычно, а в группах. (делю на группы)
- У нас получилось несколько групп, напомните мне правила работы в них.
- У каждого из вас будет вид пересказа.
- … группа, какой у вас? (Краткий. Спрашиваю у всех групп: выборочный и подробный, вывешиваю их на доску)
- Узнаем о видах пересказа мы необычных образом, нам нужно данные текста переделать в схему.
- Посмотрим как она выглядит: Тема - особенности - примеры.
Краткий пересказ
Краткий, или сжатый пересказ текста – это передача его основного смысла
Делая краткий пересказ текста, необходимо найти его суть, то есть выделить:
Выборочный пересказ
Выборочный пересказ проводится как воспроизведение части, одного сюжета или рассказа о герое
Выборочный пересказ предполагает несколько вариантов работы:
Подробный пересказ
Подробный пересказ - пересказ близкий к тексту, но своими словами
Для него необходимо составить план. (разделить текст на несколько частей и выделить главную мысль)
- Вижу, что многие закончили. Теперь выйдет представитель … группы и перескажет свою часть тем видом, который вам попался.
- Остальные прослушайте его, попробуйте догадаться что это за вид пересказа, записать какие действия, которые необходимы для этого. (выступают группы)
Провожу работы по каждой группе: Какой вид пересказа? Что нужно для него сделать? Отмечаем в схеме.
- Диппер снова нам хочет что- то сказать, послушаем?
Диппер: как интересно! Оказывается, текст можно пересказывать по-разному?
- Нам нужно точно понять, как это делать.
- А для того, чтобы точно научиться работать с данными видами пересказа, мы научимся видеть их.
- У каждого на парте есть определенный вид пересказа, ваша задача прочитать его, определить вид и отнести в соответствующий столбик в таблице. (работают с видами пересказа)
- Отлично, проверяем, глазки на слайд.
Информация о домашнем задании
- Откройте пожалуйста дневники. Домашнее задание на слайде и у вас на карточках: выберите любой вид пересказа. Перескажите рассказ В. Осеевой "Почему?"
- Как звучала тема нашего урока? (ответы учащихся)
- Что мы делали с информацией о видах пересказа?
- Как мы показывали свои знания?
- Получилось ли у нас?
- Посмотрите на доску. Здесь прикреплены виды пересказа. Возьмите галочку и прикрепите к одному из них, который вам стал понятен больше всех.
- Спасибо за урок!