Программное содержание:
Познакомить детей с казахской народной сказкой, учить детей перевоплощаться в своих героев и передавать их слова близко к тексту, закрепить правила поведения в транспорте и театре, развивать зрительного внимание, ориентировку на микро и макро плоскости, грамматический строй речи, диалогическую и связную речь, внимание, память, мышление. Воспитывать интерес к казахским народным сказкам.
Оборудование: Автобус (из стульчиков), маски к казахской народной сказке «Кім күшті», ТСО, альбомные листы, фломастеры, мольберт, билеты разноцветные, афиша.
Ход занятия:
Приветствие детей.
Сәлеметсіздірме кұрметті қонақтар!
- Ребята сегодня у нас необычное занятие. Я приглашаю вас на экскурсию по нашему городу.
- Как вы думаете, что можно увидеть в нашем городе? (памятники, музеи, фонтаны, архитектурные сооружения, красивые здания, зоопарк, парк, театры, цирк)
Молодцы, ребята, вы хорошо знаете свой город, его достопримечательности, а куда мы сегодня с вами отправимся, вы узнаете, отгадав загадку:
«На Бухар -Жырау он стоит
Вход для всех людей всегда открыт.
Встретишь там гримёра, артистов, режиссера.
Рампы свет, кулисы, аплодисменты.
Декорации, костюмы, комплименты.
Имя ему великого казахского писателя дано,
Вы догадались, что это?» (театр им. С. Сейфуллина)
- А на чём можно отправится в театр? (на автобусе, маршрутке).
Проходите, нас уже ждёт автобус, занимайте свои места, но сначала вспомните правила поведения в автобусе.
- пропустим первыми в автобус девочек.
- Сидеть в автобусе тихо.
- Не баловаться.
- Уступать место старшим.
- Не сорить.
- Не употреблять в автобусе пищу.
- Не кричать в автобусе.
Пока мы едем, давайте поиграем в игру:
«Назови профессии людей работающих в театре»
- «Костюмер» - человек, который шьёт костюмы актёрам.
- «Режиссёр» - человек, отвечающий за постановку спектакля.
- «Звукооператор»- человек, отвечающий за звук на сцене.
- «Актёры» - люди, играющие спектакль.
- «Декораторы» - оформители сцены.
- «Гримёры» - люди, которые накладывают грим актёрам.
- «Билетёры» - люди, которые продают билеты.
- «Драматурги» - люди, которые пишут пьесы.
- «Дирижёр» - человек, который управляет оркестром.
- «Буфетчица» - в антракте продаёт пирожное и сок.
- «Гардеробщица» - выдаёт бинокли и номерки.
- «Светооператор» - человек, который следит за светом на сцене.
Молодцы, много вы знаете театральных профессий. А вот мы и подъехали к театру им. С. Сейфуллина. Давайте подойдём и посмотрим афишу.
- Что же нам будут сегодня показывать? Прочитайте?
Казахскую народную сказку «Кім күшті»
Ребята? В театр нас пустят только тогда? Когда мы назов(м правила поведения в театре;
* Не кричать в театре.
* не поднимать ноги на сиденияч.
* Не перебивать артистов.
* Не крутиться на месте.
* Не баловаться.
* Не употреблять пищу в театре.
* не шелестеть бумажками.
А, что же можно делать в театре?
* Дарить актёрам цветы.
* Хлопать в ладоши.
* Кричать «браво» в конце спектакля.
Занимайте места, посмотрим сказку.
Қазақ халық ертегісі
«Кім күшті»
Ерте, ерте, ерте, екен.
Ешкі жүні бөрте екен
Қырғауылы қызыл екен
Құйрык жүні ұзен екен
Қырғауылы қырғылдап
Жалтыр мұзға сыртылдап
Алшая келіп қоныпты
Шаты айырылып қалыпты
Қисая жатып қырғауыл
Сонда мұздан сұрапты:
- Мұз, мұз сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам? Бауырымды жаңбырға тестірмес едім.
- Жаңбыр, жаңбыр сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам жерге жұтқызар ма едім.
- Жер, жер сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам көк шөпке бауырымды жардырмас едім.
- Көк шөп, көк шөп сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам көк тоқты мойнымнан жұлқымас едім.
- Көк тоқты сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам көк шұнаққа (қаскыр) құйрығымды жұлкытпас едім.
- Қасқыр, қасқыр сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам көк мылтыққа құйрығымды ойдырмас едім.
- Көк мылтық сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам қоныр шолақ тышқанға білтемді қидырмас едім.
- Тышқан сен неден күшті болдың?
- Мен күшті болсам құмырсқаға ің салдырмас едім.
- Құмырсқа құмырсқа сен неден күшті болдың?
- Алты ботпан ауырды арқалаған күштімін жеті батпан ауырды желкелеген күштімін –деген екен.
Вам понравился спектакль? Нам с вами пора возвращаться в детский сад. Занимайте места в автобусе, не забывайте про правила поведения.
Мы с вами посмотрели представление, какие герои вам понравились, чем?
Вы назвали всех положительных героев, хороших, но в сказках есть и отрицательные герои.
Давайте поиграем в игру: «Наоборот»
- Баба-Яга в сказках какая? (злая, хитрая, вредная, грубая, страшная)
- А если бы она исправилась, она какая бы стала? (добрая, нежная, заботливая, красивая, гостиприимная)
- Волк, какой в сказках? (грубый, злой, страшный, голодный)
- А если бы он стал положительным, каким бы он стал? (умным, добрым, красивым, храбрым, сытым)
- Кожанасыр в сказках какой? (глупый, наивный, бедный, доверчивый)
- А если бы он изменился, каким бы он стал? (умным, хитрым, богатым, расчётливым)
- Колобок в сказке какой? (румяный, весёлый, доверчивый)
- А вот если он изменитя, то каким станет? (бледным, грубым, злым)
Вот мы и вернулись в детский сад. А сейчас я предлагаю передать свои чувства и эмоции от увиденного в рисунке. Будем сегодня рисовать по заказу. Но перед рисованием разомнём наши пкльчики:
«Все артистами сегодня побывали
Сказку «Кім күшті» мы показали
Все старались, были молодцы
Похлопаем друг -другу от души»
Садитесь друг против друга и заказывайте рисунки по спектаклю.
*Белый, прозрачный, холодный. (лёд)
*Стучит по крышам все прячутся, можно промокнуть. (дождь)
*На ней живём, её бережём, по ней ходим. (земля)
*Зелёная, сочная, появляется весной. (трава)
*По горам, по долам ходит шуба да кафтан. (баран)
*Серый, лютый, живёт в лесу. (волк)
*Охотник всегда его носит, оно может выстрелить. (оружие)
*Серая, маленькая, живёт в норке. (мышь)
*Весь день хлопочет, на себе палочки сучки носит. (муравей)
*На ветке невеличка построила гнездо. (птичка) Закончили рисовать, подарите друг другу свои заказы. Мне очень понравилось как вы занимались. Давайте попращаемся с нашими гостями. Келесі кездескенше!