Конспект занятия «лепка по представлению», рассчитан на старших дошкольников. Знакомит детей с ювелирным творчеством казахского народа. Позволяет обогатить знания детей в областях «Коммуникация», «Познание», «Художественное творчество».
Ребята в процессе рассматривания закрепляют знание казахского (не родного) языка; лепят по представлению.
Задачи:
Билингвальный компонент: сырға - серьги, шолпы - лента с украшениями, білезік - браслет, жүзік – перстни, тумар - амулеты, қапсырма - застежки, шаш тенге - лента с монетами.
Материалы: иллюстрации ювелирных изделий, различные ювелирные украшения, силуэты нагрудных украшений алқа, бусины разных цветов и размера, пластилин.
Воспитатель:
Вот опять наступила весна.
Снова праздник она принесла,
Праздник радостный, светлый и теплый
Праздник всех дорогих наших мам.
По обычаю, люди в праздники одаривали друг друга подарками. Делились друг с другом своей теплотой и добротой. Давайте и мы поделимся своей теплотой друг с другом. (Дети обнимают и приветствуют друг друга.)
Раздается стук в дверь, входит Айсулу.
Айсулу: Здравствуйте ребята!
Дети: Здравствуй Айсулу!
Воспитатель: Здравствуй, Айсулу. Какая ты красивая и нарядная. Что ты так опечалена? Что привело тебя к нам?
Айсулу: Скоро праздник мам и бабушек, а я не знаю, что же мне им подарить.
Воспитатель: Но это не беда, я знаю, как помочь тебе, Айсулу. Всех вас, я приглашаю в ювелирный салон, на выставку ювелирных изделий. Здесь вы видите национальные украшения казахов. Казахские женщины и девушки носили в ушах– «сырға» (серьги), в волосы вплетали - «шолпы» (лента с украшениями), на запястия одевали «білезік» (браслет), а на пальцы - «жүзік» (перстни), которые мастера делали из серебра и золота.
- А еще большой популярностью пользовались разнобразные красивые «тумар» (амулеты), «қапсырма» (застежки), «шаш тенге» (лента с монетами) для кос. Изготавливают эти изделия ювелирные мастера.
- Какие национальные украшения вы видели? (Ответы детей)
Айсулу: Знаете, бабушка мне рассказывала, что в старину ювелирных мастеров называли – зергер. Народ их умения и труд уважал и ценил. Чтобы стать достойным ювелиром, нужно было обладать особым даром от природы.
- Секреты ювелирного искусства передавались из поколения в поколения: от отца к сыну, от учителя к ученику. Так с давних времен дошли до нас старинные украшения, которые любят одевать наши бабушки, мамы и девочки.
Воспитатель: Из какого металла сделаны украшения? Чем они украшены? Назовите элементы казахского орнамента. Как можно эти предметы назвать, одним словом? (Украшения)
- Ребята, а как вы думаете, можно подарить такие украшения нашим мамам?
Эти украшения не обязательно покупать, можно сделать самому, своими руками. Предлагаю вам и для Айсулу сделать вот такие нагрудные украшения – алқа. Они бывают разной формы. (рассматривание)
- На силуэты нагрудных украшений – алқа расплющиваем пластилин. Сглаживаем поверхность. И украшаем поделку элементами казахского орнамента – выкладывая его из бусин. (Во время практической работы звучит народная мелодия. Воспитатель помогает советом, оказывает индивидуальную помощь)
Физминутка
Мамам дружно помогаем
Сами в тазике стираем
И рубашки и носочки
Для сыночка и для дочки
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки
Светит солнышко – ромашка
Скоро высохнут рубашки.
В конце занятия выставка детских работ.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, какие красивые украшения у нас получились. Полюбуйтесь ими. Мамам они очень понравятся.
- А сейчас, ребята, покажите, как вы любите свою маму. Дети с помощью жестов и мимики показывают свои чувства.
Айсулу: Всем вам рахмет (спасибо), сауболыныздар (до свидания) друзья. С вами увидеться была рада я.