Программное содержание:
Расширить представление детей о том, где живут люди: в доме, юрте. Познакомить с различиями, сходствами и особенностями жилищ.
Развивать словарный запас и связную речь.
Развивать память, воображение, мышление.
Воспитывать любовь к Родине, к родному краю.
Оборудование: юрта, предметы быта казахов.
Ход занятия:
Круг радости
А теперь построим дом.
Уыки передаем –
Так мы строим юрту – дом.
А теперь мы их кладем,
Создаем мы уют и споем.
А теперь кереге несем –
Так мы строим юрту – дом.
Ставим, ставим мы его-
Уыки в шанырак вобьем.
Круг мы строим под шаныраком
Как построим, так споем-
Так мы строим юрту – дом. (Сходятся в кругу, расходятся)
- Дети, о чем пели в кругу радости?
- Юрта – жилище кочевых народов. Она удобна для кочевого образа жизни, устойчива к землятресению. Юрта очень легкая, ее легко поднимает верблюд.
Показ и рассматривание юрты:
Основные части:
Кереге –деревянная решетка, образующая круглые стены юрты, шанырак – деревянный круг на верхушке юрты, дымоход юрты.
Уык – вогнутые жерди, на которых держится верхний купол юртыю
Сакырлауык – двустворчатая деревянная дверь юрты.
Среди них «кереге» считается основной , стенами юрты. Оно изготавливается из тонких веток березы ивы. Наши предки были умелыми мастерами. Наружные стены украшали красочным орнаментом и узорами.
Показ предметов быта казахского народа.
Кебеже – деревянный сундук для хранения продуктов, посуды или короб для перевозки на верблюде, текемет – большая кошма с узорами, сырмак – вышитая кошма.
- Вы в каком доме живете? (В квартире, многоэтажном, в двухэтажном доме)
Физминутка Игра «Юрта»
Беседа
- Как вы думаете, есть ли квартира в юрте? (Нет, в юртах не бывает ни квартир, ни комнат)
- В каких домах есть квартиры? (Квартиры бывают в многоэтажных домах)
- Сколько комнат бывает в квартирах? (В квартирах могут быть одна, две, три комнаты)
- Юрта, многоэтажный дом и другие дома являются жилищем человека.
Как вы думаете, кто построил эти здания? (Дома строят строители)
- Строители строят дома, различные здания, дороги. Среди строителей есть разные специальности: маляры, плотники, монтажники, крановщики. Труд строителей очень нужный и важный труд.
Итог занятия:
- Какие впечатления вы получили от занятия, какое у вас настроение?
- Что запомнилось больше всего?