Цели:
экономическое ведение домашнего хозяйства;
прививать эстетический вкус, чувство прекрасного, творческие наклонности учащихся;
пространственное воображение.
Ход урока
1. Организационная часть. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня на уроке мы начнем знакомство с интерьером комнат, которые отражают характер, социальное положение хозяев этого пространства. И попробуем изобразить вашу комнату.
3. Изложение нового материала.
Большинство людей, обустраивая свое жилище, следует исключительно собственным вкусам, привычкам и пристрастиям. Поэтому каждый дом - это отражение темперамента хозяина, а интерьер - отпечаток его образа жизни.
Что такое интерьер? Интерьер – внутреннее пространство общественного, жилого и промышленного здания; помещение в здании – комната, зал, вестибюль и т.д.
Наверное, я не ошибусь, если скажу, что каждой хозяйке хочется оборудовать свою квартиру таким образом, чтобы она выглядела по - особому, отличалась от жилья всех знакомых и друзей, чтобы предметы обстановки не просто выполняли свое прямое предназначение, но и отражали её эстетический вкус.
Убранством своего жилища человек начал заниматься в те далекие времена, когда ощутил над своей головой крышу.
Даже наскальные изображения в пещерах – уже своеобразные украшения, хотя, быть может, это и не приходило людям в голову.
И что любопытно: пространство, перекрываемое крышей, всегда казалось недостаточным. Естественно, у человека возникло стремление устроиться в нем как можно удобнее, чтобы не ощущать этой стесненности. Хотя у разных народов условия жизни наложили отпечаток.
Слайд 1. Весь уклад нелегкой жизни запечатлён в архитектуре крестьянской избы русского севера. Удобно и красиво в горнице с широкими лавками по периметру стен и полками сверху – внизу спали, вверху хранили различную утварь. Продумано всё до мельчайших деталей – и ориентация избы (с учётом преобладающих ветров), и планировка, и расположение печи, как своеобразного центра дома. Печь в условиях сурового климата становилась главным элементом жилища. Она обогревала и обсушивала, кормила и поила, спать укладывала на полатях.
Слайд 2. Жаркий климат Средней Азии отразился в своеобразии глинобитного жилища с замкнутым внутренним двориком, за ночь копившим прохладу на целый день.
Слайд 3, 4. Башкирский народ, ведший кочевой образ жизни, имел быстро собирающиеся и разбирающиеся юрты, каркас которых покрывался войлоком, прекрасно защищающим от холода и тепла. Внутреннее убранство юрты разделялось на женскую и мужскую половины.
Слайд 5, 6. В хатах Закарпатья, в белорусских и русских избах мебель часто являлась не передвижной, а встроенной. Лавки, полати, лари и даже посудные шкафы часто “строились” вместе с самим домом. Так что не сегодня изобрели встроенную мебель – это традиционный тип благоустройства народного жилища.
С возникновением классов становятся заметны социальные различия в подходе к устройству жилища. Сравним хотя бы скромное жилище мелкопоместных дворян Лариных с поразившими Татьяну чертогами богатой онегинской родни:
Почтенный замок был построен,
Как замки строиться должны:
Отменно прочен и спокоен,
Во вкусе умной старины.
Везде высокие покои,
В гостиной штофные обои,
Царей портреты на стенах,
И печи в пёстрых изразцах.
Вспомним картины великих мастеров живописи; интерьер в них всегда дополняет образы людей своего времени, класса и сословия.
Слайд 7. Вот знаменитый “ Завтрак аристократа” П. Федотова: мебель красного дерева, большой ковёр на полу, глубокое “вольтеровское кресло” c хозяином, употребляющим более чем скромный завтрак (ломоть хлеба и кусок колбасы, стыдливо прикрытые книгой от нескромного взора нечаянного посетителя). Может быть, это действительно непутевый потомок некогда богатого, а теперь пришедшего в упадок, дворянского рода? Во всяком случае, “ аристократом духа” никак не назовёшь этого испуганного неожиданным визитом молодого человека.
Слайд 8. А вот интерьер комнаты в репинской картине “ Не ждали”: голые деревянные полы, разномастная мебель, дешёвые стулья, старенькое кресло для одетой в траур матери. Но при всей бедности обстановки художник точно передаёт подлинную духовность интересов интеллигентов из разночинцев – скромное пианино, портреты Некрасова и Шевченко на стене, занимающиеся за столом гимназист с сестрой…
В обоих обстановка комнаты отражает духовную сущность обитателей.
Итак, квартира, дом – это место, где человек отдыхает, живёт. Здесь он может помечтать, заняться любимым делом, пообщаться с друзьями. Для всего этого должен быть соответствующий интерьер жилища.
Что такое интерьер квартиры? (Интерьер квартиры – это её внутреннее пространство, определённым образом организованное и благоустроенное)
А какими же средствами можно благоустроить интерьер квартиры? Основными средствами благоустройства квартиры являются: меблировка, отделка, оборудование, освещение, оснащение бытовыми приборами.
Необходимыми условиями комфортности жилища являются удобство и красота. Все элементы интерьера должны сочетаются друг с другом, а весь интерьер в целом – быть законченным и выразительным.
4. Подготовка к практической работе.
Сегодня на уроке мы будем создавать вашу комнату, ту которая у вас есть, либо ту которую вы хотели бы видеть. В комнате, какой бы по размеру она ни была, существует своя аура, располагающая к неспешной беседе, разговору по душам, спокойному выполнению уроков.
Т. к. подростки спешат всегда выделиться, проявить свое «я», то в ней обязательно будет заметно соответствующее возрасту стремление к самовыражению и оригинальности. Это могут быть различные электронные приборы, паяльники, спортивная одежда. У фаната рока – гитары, электронные приставки, фотографии его кумиров.
Прежде чем приступить к созданию интерьера того или иного помещения, следует ознакомиться с требованиями, предъявляемыми к нему:
1. Прежде всего цветовое решение комнаты (обои, покраска)
2. Освещение (люстра, бра, шторы, жалюзи)
3. Меблировка (уголок школьника, шкафы и т. д.)
4. Оснащение бытовыми приборами (компьютер, телевизор, хобби и т. д.)
5. Практическая работа.
6. Итог. Домашнее задание. Зарисовать интерьер кухни.