Цель: Познакомить учащихся с устройством внутреннего пространства крестьянского дома, его символикой.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с интерьером русской избы.
2. Дать представление о быте русских крестьян XVII–XVIII веков.
3. С помощью рисунков закрепить полученные знания, вспомнить внешний вид избы, ее строение.
4. Развивать воображение, фантазию.
5. Воспитывать интерес к быту крестьян, традициям нашего народа.
Ход урока.
1. Организационная часть.
2. Актуализация опорных знаний.
Сегодня мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
- по каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- зачем люди украшали свои жилища?
3. Формирование новых знаний
Слайд 3. Человек, чувствуя себя незащищенным от космических сил и стихий, стремился создать свой мир, свой дом – добрый и уютный. Конструкция избы была такой: фронтон избы - чело, передняя часть – лицо, окна – глаза. Рубленая изба являет собой модель мира – соединение трех космических стихий – неба, земли и подземного мира.
Глаголем, кошелем и брусом
Дом строили с резным крыльцом
С обдуманным мужицким вкусом
И каждый со своим лицом.
Как понимаете?
Сколько сил и умения вкладывали наши предки в строительство.
Но сруб так и останется срубом, каким бы богатым орнаментом его ни украшали. Домом он станет только тогда, когда его согреет тепло очага.
Поэтому давайте мысленно войдем в крестьянское жилище.
Слайд 4.
В низенькой светелке с створчатым окном
Светится лампадка в сумраке ночном:
Слабый огонечек то совсем замрет,
То дрожащим светом стены обольет.
Новая светелка чисто прибрана:
В темноте белеет занавес окна;
Пол отструган гладко; ровен потолок;
Печка развальная стала в уголок.
По стенам – укладки с дедовским добром,
Узкая скамейка, крытая ковром,
Крашеные пяльцы с стулом раздвижным
И кровать резная с пологом цветным. Л. Мей
Внутренний мир крестьянского дома тоже был наполнен символами, а все его пространство отражало принцип устройства мира. Потолок – небо, пол – земля, подпол – подземный мир, окна – свет.
Скажите, ребята, а как могли украшаться потолок и стены? (Потолок часто украшался символами солнца, стены – растительным орнаментом.)
Внутреннее обустройство дома было различным, но археологи находят общие черты планировки избы.
И сейчас с помощью загадок и вопросов мы попытаемся догадаться, что же было в избе 19 века.
Два брата всегда видятся, а вместе не сойдутся. (Пол и потолок)
Слайд 5. Потолок связывался в народных представлениях с небом; матица (средний брус, несущий деревянный потолок), олицетворяла собой млечный путь. Путь на небе.
Слайд 6. Под потолком шли полавошники, на них располагалась крестьянская утварь: горшки, ковши, чашки, миски, ложки. Посуда обычно была деревянной или глиняной. Мастерил их из дерева, как правило, сам хозяин дома. Имелось в крестьянском жилище и немало плетеной утвари -корзин, лукошек, коробов. А около печи укрепляли деревянный настил – полати. На полатях спали.
Слайд 7. Почти в каждой избе имелся ткацкий станок – красна, на нем женщины ткали. А так же была необходима прялка. За ней коротали зимние вечера, возле нее узнавали все новости, и самое главное, с ее помощью одевался русский человек.
Слайд 8. Для новорожденных подвешивали к потолку избы нарядную люльку. Люльку укрепляли на гибком шесте к матице.
Слайд 9. Пол – землю; домотканые половики – дорожки, посланные в направлении от двери к передним окнам, - были образным выражением идеи пути-дороги.
Подпол символизировал нижний, подземный мир.
Слайд 10. Окно-око – связь с большим миром, белым светом. Дом смотрел на мир окнами – очами, оно связывало мир домашней жизни с внешним миром.
Для освещения избы в вечернее время использовали лучину или керосиновую лампу. Керосиновая лампа подвешивалась к потолку или ставилась на стол.
Простой крестьянский дом состоял из одного большого помещения, условно поделенного на два основных центра – духовный и материальный.
Что вы понимаете под словом материальный? (Это мир предметов, предназначенных для нашего тела, здоровья и благосостояния)
Что это за материальный центр дома? Об этом следующая загадка:
Что из угла в угол не переставишь? (Печь)
Слайд 11. Как вы, ребята, думаете, почему печь – материальный центр дома? (Печь – кормилица, защитница от голода, лекарь от болезни)
С печью связано немало любопытных преданий и народных обычаев. Считалось, что за печью живет домовой – хранитель домашнего очага. Во время сватовства за печью по традиции прятали невесту.
В русских народных сказках печь часто упоминается и, как правило, неотъемлемо связана с главным героем.
Давайте вспомним эти сказки(«По щучьему велению», «Илья Муромец», «Гуси – лебеди», и т.д.)
Слайд 12. Печь служит не только для обогрева жилища, но и для приготовления пищи. Угол напротив устья печи считался рабочим местом хозяйки. Все здесь было приспособлено для приготовления пищи. На ней можно сушить впрок продукты – грибы, например (а можно высушить и валенки после зимней прогулки). На печи можно было “погреть косточки” старикам – для этого она была снабжена лежанкой. Перед устьем печи устроен шесток, на который размещали чугунки. Небольшие углубления в стенках печи служили для сушки лучины или в зимнюю пору для просушки варежек. Под шестком, снизу печи, можно увидеть углубление для хранения дров.
У печи стояла кочерга, ухват, помело, деревянная лопата.
Рядом с печью обязательно висели полотенце и рукомойник - глиняный кувшин с двумя сливными носиками по сторонам. Под ним стояла деревянная лохань для грязной воды.
Горнило печи (сводчатую варочную камеру) можно было разогреть до 200 градусов, а это очень высокая температура – ведь вода закипает уже при 100 градусах. Пекари знают, что это как раз та температура, которая требуется для выпечки хлеба. Специалисты по русской кухне добавят, что разогретое горнило часами хранит тепло – значит, в нем можно “топить” молоко, варить рассыпчатые каши, готовить жаркое, Вкус пищи, приготовленной в русской печи, не забывается.
Слайд 13. Послушайте, ребята, как сильно, мудро, по-русски глубоко написал о печи знаток крестьянского быта писатель В.Белов: “Печь кормила, поила, лечила и утешала, на ней подчас рожали младенцев, она же, когда человек дряхлел, помогала достойно выдержать краткую смертную муку и навек успокоиться. Печь нужна была в любом возрасте, в любом состоянии, положении. Она остывала вместе с гибелью всей семьи или дома… Тепло, которым дышала печь, было сродни душевному теплу”.
Расположение печи определяло планировку избы. Ее обычно ставили в углу справа или слева от входа. Это и был духовный центр дома.
Что вы понимаете под словом духовный? (Это сфера, которая ведает чувствами человека, его мыслями, горестями и радостями.)
Духовный - от слова “душа”. Для того, чтобы поделиться своими бедами, обидами, страхами, попросить любви и счастья, люди обращались к иконам, украшенным вышитыми полотенцами. Угол, в котором располагались иконы, называли «красным».
Слайд 14. Красный угол (передний, большой, святой) – обращен к юго-востоку. С востоком соединялось представление о рае, блаженном счастье, животворящем свете и надежде; на восток обращались с молитвами, заклятьями, заговорами. С эпитетом “красный” очень много связано. Вспомните, красна девица…Красная скамья, красные окна, красный угол.
Важный гость, входивший в избу, у порога первым делом находил глазами «красный угол», снимал шапку, трижды осенял себя крестным знамением, а уже потом только здоровался с хозяевами.
Красный значит красивый, главный. В красном углу находилась божница, украшенная сухими целебными травами, по праздникам белоснежными полотенцами с вышивкой и кружевами. Красный угол олицетворял зарю. В этой части избы происходили важные события в жизни семьи, самых дорогих гостей усаживали в красном углу, на красную лавку за стол для душевной беседы.
Главным предметом мебели в избе считался обеденный стол. Он стоял в красном углу. Каждый день в определенный час за столом собиралась обедать вся крестьянская семья.
Слайд 15. Простая крестьянская изба, а сколько мудрости и смысла в себе она вобрала! Интерьер избы – это столь же высокое искусство, как и все, что создавал талантливый русский народ.
Слайд 16. Угол напротив печи, слева или справа от двери, был рабочим местом хозяина дома. Здесь же стояла лавка, на которой он спал. Под ней, в ящике, хранился инструмент. Здесь крестьянин занимался поделками и мелким ремонтом.
Мебели в избе было немного, да и разнообразием она не отличалась – стол, лавки, скамьи, посудные полки, сундуки. В сундуках крестьяне хранили одежду. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами.
Вдоль стен стояли широкие лавки. На них и сидели, и спали.
- А знаете, чем они отличались от скамьи?
Лавки намертво прикреплялись к стенам, а скамьи можно было свободно переносить с места на место.
Одежду крестьяне хранили в сундуках. Чем больше достаток в семье, тем и сундуков в избе больше. Мастерили их из дерева, обивали для прочности железными полосами. Нередко на сундуках делали хитроумные врезные замки.
Если в крестьянской семье росла девочка, то с малых лет в отдельном сундуке ей собирали приданое. Вместе с этим сундуком она и переезжала после свадьбы в дом мужа.
Слайд 17-21. Давайте рассмотрим изображение деревенской избы по фотографиям и картинам художников.
4. Практическая работа
Задание:
Нарисовать фрагмент интерьера избы с основными предметами.
Последовательность изображения крестьянского интерьера:
1. Варианты композиционного решения крестьянского интерьера: изображение угла фронтальной стены с двумя прилегающими к ней боковыми стенами.
2. вписать в интерьер (по выбору) печь, лавку и т.п.
3. выполнение в цвете (отработать мазок “бревнышко”, выполнение предметов обстановки и быта)
5. Итог урока
По каким принципам украшался интерьер крестьянского дома?
- Зачем люди украшали свои жилища?
Скажите, можно ли обставить современную квартиру так, как обставляли избу? Ответ обоснуйте.