Тип урока: комбинированный
Изучение нового, практическая работа
Оборудование: проектор, компьютер, экран, бумага А4, гуашь, кисти, таблица с изображением знаков-символов.
Цель: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его принципами композиционного пространства, с символистическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем, знаками-символами.
Задачи: формировать навыки создания единого художественного образа в декоративной композиции, воспитывать нравственно-эстетическое отношение к искусству, любовь к родной культуре.
Ход урока
1. Рассказ о традициях русского быта.
Как вы думаете, какие предметы украшали русского человека, его быт? (одежда и полотенца украшены вышивкой, а посуда – росписью)
Если внимательно рассмотреть вышивку и роспись, что интересного можно увидеть?
В тех узорах, которыми украшены вещи, мы можем увидеть солярные знаки. Они служили определенными символами и не случайно появились в этих узорах (украшение, представляющее собой узор, называется орнамент)
Слайд 1. Вышивка. Иллюстрированный текст с активными зонами об искусстве вышивки - одном из традиционных видов народного творчества, украшавших повседневную жизнь.
Слайд 3. Кружевоплетение. Иллюстрированный текст с активными зонами о кружевоплетении - одном из наиболее интересных видов народного творчества.
Слайд 4. Образцы. Представлены образцы вышивок, имевших распространение на территории Рязанской губернии
2. Значение полотенца в жизни русского человека.
Слайд 2. Полотенце. Свадебное полотенце с вышивкой орнаментом и оформлением кружевом, на которых представлены: цветы, процветшие кувшины, лебеди. Изготовлено из хлопка, для оформления использован стебельчатый шов, вязание крючком. Начало ХХ в.
Слайд 5. Полотенце. Полотенце с вышивкой орнаментом, на котором изображены: двуглавые орлы, цветок. Изготовлено из льна и хлопка, для оформления использованы вышивка по выдергу, кружево. Начало ХХ в.
Слайд 6. Полотенце. Полотенце с вышивкой орнаментом, на котором представлены: Макошь (славянская богиня судьбы), древо жизни, птицы, стилизованные цветы, солярные знаки и знаки плодородия. Полотенце изготовлено из льня и хлопка, для вышивки использован двусторонний шов, набор, вышивка по выдергу. Конец XIX - начало ХХ вв.
Слайд 7. Полотенце. Полотенце с орнаментом, на котором представлены: древо жизни, женские фигуры, птицы, ладьи, знаки плодородия и солярные знаки. Изготовлено из льна и хлопка, выполнено двусторонним швом, гладью, использовано кружево. Конец XIX - начало ХХ вв.
3. История развития орнамента.
Слово “орнамент” в переводе с латинского (ornamentum) означает “украшение”. Орнаментом называют узор, построенный на повторе и чередовании составляющих его элементов. Орнамент может быть живописным или скульптурным. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и обобщения. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Древние люди задолго до появления гончарного круга пробовали украшать свои глиняные сосуды рядами вмятин. Таким способом делались первые украшения на предметах.
Источником для создания оригинальных композиций для орнамента стала для человека природа. Любуясь природой, человек заметил в ней множество необычных форм и интересных цветовых оттенков, например: плоды и листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц.
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые “охраняли” от всякой нечисти.
4. Виды орнамента.
Орнамент имеет несколько разновидностей. По закономерностям построения выделяют три разновидности: ленточный (Рис. 1), замкнутый (Рис. 2), сетчатый (Рис. 3).
Ленточным орнаментом называется украшение, декоративные элементы которого создают ритмический ряд с открытым двусторонним движением, вписывающимся в ленту. Ленточный орнамент обычно располагают в полосе с вертикальным или с горизонтальным чередованием мотива. К этому типу орнамента относятся бордюры, каймы, обои, а также декоративная полоса под названием “меандр” (Рис. 4). “Меандр” - знаменитый греческий орнамент, имеющий геометрический характер ломанной линии под прямым углом.
Замкнутым орнаментом называют узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что создают замкнутое движение. Замкнутый орнамент чаще всего используется для украшения салфеток, скатертей, тарелок и т.д.
Одной из разновидностей орнамента является сетчатый орнамент. Сетчатым его называют потому, что его композиция строится при помощи сетки. Сетчатый орнамент применяется для оформления пола, потолка, стен помещения и т.д. Сетчатый орнамент строится на ритмическом чередовании одного или нескольких мотивов.
5. Беседа о связи человека и природы. Природа – основной источник для создания орнамента. Обобщенные декоративные формы птиц, коней, цветов зачастую не похожи на своих природных собратьев. Ресурсы - 2. 5 .6. 7
Мысли древнего человека-земледельца были проникнуты заботой об урожае, от которого зависела жизнь его рода. «Пусть прольется дождь» — таков заклинательный смысл древнего орнамента.
Конь — первый помощник крестьянина-земледельца. В представлениях народа он олицетворял плодовитость и человека, и животных.
— конь на крыше избы — знак солнца, под защитой которого находится крестьянская семья;
— двуглавые кони в каргопольской игрушке — олицетворение весеннего и осеннего солнца (весеннее и осеннее равноденствие);
— образ всадника на коне — освободитель весны от зимних оков, в устном фольклоре этот мотив воплотился в образе Егория Храброго, отмыкающего землю;
— «конюх» — тверской деревянный ковш с конскими головами — воплощение поэтической легенды о дневном и подземном солнце;
— узорные пряники «козули» в виде коня, которые архангелогородцы пекли на Рождество, — символ молодого, нарождающегося солнца;
— изображения коней, всадников в вышивке на полотенце — олицетворение стихий, подвластных матери сырой земле.
В верованиях древних славян древо жизни смыкалось с образом Великой Богини, так как материнство отождествлялось с идеей бесконечного воспроизводства вида, которое было заложено именно в жизненном цикле дерева.
6. Значение единой цветовой гаммы и декора в народном орнаменте. Ресурсы-2. 5 .6. 7
Орнаментальные композиции, как украшения предметов быта, на Руси существовали очень давно. Крестьянские избы украшались резным узором. На окнах висели занавески, вышитые причудливым орнаментом и весь дом был наполнен расписной посудой, вышивкой и кружевами.
Русский орнамент очень разнообразен. Декоративные элементы составлялись из символов и отражали чувства и интересы крестьянина. Например, фигурка птицы означала тепло и сулила богатый урожай.
Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское начало.
7. Практическая работа.
Декоративное оформление полотенца. Импровизация на тему древних образов в узорах вышивок на полотенцах. Создать композицию из знаков-символов, выдержать принцип единства декора и формы.
Материалы: гуашь, кисть, бумага А4.
8. Анализ и выставка работ.
Скачать