Цели: Возрождение утерянных традиций русской культуры.
Формирование эстетических вкусов, эстетических убеждений.
Развитие художественных склонностей и задатков.
Оборудование: Наглядные пособия: праздничная народная одежда. На доске плакат с изображением девушки в русском народном костюме, эскизы кокошников.
Ход урока
I. Организационный момент. Проверка готовности к уроку.
ІІ. Сообщение темы урока. Новый материал.
Ребята, мы продолжаем наши беседы на тему: “Русское народное творчество. Красота русского костюма и сегодня на уроке мы будем рисовать эскиз головного убора – кокошник.
В русской одежде преобладают два цвета: белый и красный, как символы солнца и света.
Основным видом одежды, которую человек носил от рождения до смерти, была рубаха. Дети до 12 лет обычно носили рубахи ниже колена, а взрослые до пят. Прямоугольный кусок ткани перегибали пополам, вырезали отверстие для головы и скрепляли поясом, позже, спинку и переднюю часть рубахи стали сшивать и добавили рукава.
В древности в качестве первой пелёнки сыну служила рубаха отца, а дочери – рубаха матери. Она служила оберёгом, защитой от злых сил. По этой же причине рубашки мальчикам и девочкам шили не из нового полотна, а из старой одежды родителей.
Но, когда наступал праздник, на женщинах было огромное разнообразие нарядов и украшений к ним.
Готовя праздничную женскую рубаху, деревенские рукодельницы старались показать всё, на что они способны.
Рукава, ворот, плечи и подол рубахи украшались вышивкой и мелкой аппликацией в виде геометрического орнамента.
Рубаху подпоясывали поясом. В народе говорили, что без пояса ходить грех. Пояс весь был украшен символами, обладающими защитными свойствами, но и без них он представлял собой окружность и являлся оберёгом.
В последствии рубахи расшивали, украшали, и они стали называться сарафанами.
Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их берегли, надевали по самым большим праздникам несколько раз в год и передавали по наследству.
Однако, образ русской красавицы не мог считаться полным без головного убора. Самым распространённым головным убором девушки был платок.
В старину девушки могли также украшать голову лентой, а по праздникам надевали головные уборы разной формы: и плоские, и ажурные с прорезями, с зубцами (показ).
Народные головные уборы украшали рясны - подвески в форме вертикальных полос, опускавшиеся от кокошника вниз.
Богатый большой платок – убрус – замужняя женщина одевала поверх кокошника, они по своей форме напоминали распушившуюся курочку, полумесяц, царский венец или иметь другую форму.
Детали сороки называются “крылья” и “хвост”, а в орнаментах вышивки головных уборов часто встречаются изображения птиц. Название кокошника также перекликается с именем пернатого: “кокош” - петух.
III. Практическая работа.
Учитель раздаёт заготовки ребятам (кокошники, вырезанные из белого картона).
Какие цвета нужно использовать при росписи кокошника (жёлтый, красный и др.).
– Почему? (потому что это тёплые цвета, цвета солнца, света, радости, цвета яркие, праздничные).
Учитель предлагает рассмотреть элементы росписи кокошников.
При выполнении эскиза кокошника необходимо соблюдать симметрию, чтобы сохранить “равновесие” между элементами кокошника.
Учитель предлагает ребятам использовать цветочный орнамент (таблица), т.к. цветы – это вестники весны. Скоро масленица, будим, зиму провожать – весну встречать.
Чтобы созданный вами орнамент кокошника был интересен, используйте линии. Линии бывают: прямая, сплошная, волнистая, зигзаг, прерывистая (эскизы линий изображены на плакате).
IV. Итог урока:
С какими деталями русского народного костюма вы сегодня познакомились?
Какие формы головных уборов вы знаете?
Как украшали головные уборы?
Какой орнамент используется при изображении кокошника?
V. Домашняя работа:
Нарисуйте в альбомах кокошник, орнаментом которого будет птица.