Цель урока: познакомить учащихся с искусством древнегреческой керамики, видами росписи, систематизировать и обобщить знания учащихся об искусстве древней Греции. Развивать чувство прекрасного, творческое мышление, воображение. Воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: кисти № 2, 3, гуашь, шаблоны, повторяющие форму греческого сосуда.
Зрительный ряд: фотографии изделий древнегреческой керамики, плакат с изображением различных форм сосудов.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и целей урока
С искусством какой страны мы знакомились на предыдущих уроках? (Египта)
Сегодня мы знакомимся с искусством Древней Греции.
Пять тысячелетий назад около Балканского полуострова зародилась культура, которой суждено было сыграть величайшую роль в истории человечества. Древние греки создали искусство, понятное не только одним эллинам, но и всем другим народам. Античное искусство пронизано светом, радостью, верой в достоинство и красоту человека. Идеалом Древних греков стал образ гармонически развитого человека - гражданина.
III. Объяснение нового материала.
Древние греки, античные греки,
Многим прославились греки навеки
Даже порой удивленье берет:
Ну, до чего знаменитый народ!
Храбро с врагами они воевали,
Мудрые мифы они создавали
(с детства знакомы любому из нас:
и Прометей, и Геракл, и Атлас).
Древние греки моря бороздили,
Время для спорта они находили,
И Олимпийские игры они
Тоже придумали в давние дни!
Строили греки театры и храмы,
Ставили греки комедии, драмы.
В них прославляли богов и царей,
Мудрость и славу отважных людей.
Афины – один из прекраснейших городов Древней Греции. Он известен своей архитектурой (Парфенон, храм Афины Ники, театр), произведениями скульптуры (бронзовая статуя Афины Промахос (воительницы) и статуя Зевса работы Фидия) и т. д.
Сегодня нас интересует один из районов города – Керамик.
От названия афинского предместья Керамик, где работали особенно искусные гончары, произошло слово “керамика”. Что означает это слово? (Изделия, которые лепили из глины, а затем обжигали)
Керамикой называют и все виды изделий из обожженной глины, и само гончарное искусство.
Керамика была спутницей всей жизни античного человека. Когда он выходил из вечной ночи на дневной свет, она стояла у его колыбели, он делал из нее первый глоток. Она украшала даже самую бедную хижину. В ней хранились семейные припасы. Она была наградой победителю на играх.
Во время археологических раскопок было найдено множество керамических изделий, относящихся к разным периодам развития древнегреческого общества.
Слайд 1.Керамические изделия были весьма разнообразны. Одни из них использовались в качестве бытовой посуды, другие предназначались для ритуальных и погребальных обрядов, третьи — для хранения:
канфар — чаша для вина(а);
ойнохоя — сосуд для разливания вина, имеющий вид одноручного кувшина с овальным туловом и устьем в форме трилистника(б);
кратер — сосуд для смешивания вина с водой(в);
гидрия — сосуд для воды(г);
лекиф — сосуд для масла, благовоний, ритуальный сосуд(д);
скифос — большая чаша для вина. Греки пили вино, разбавляя его водой, пить неразбавленное вино считалось дурным тоном и называлось «пить по-скифски»(е);
киаф — черпак для разбавленного вина(ж);
килик — самая распространенная чаша для вина(з);
амфора — сосуд, служащий для транспортировки вина и масла(и).
Слайд 2. Существовало два стиля вазописи. Более ранний стиль – чернофигурный – сформировался к VI веку до н. э. Черные фигуры изобретали на оранжево-красном фоне.
Слайд 3. В V веке фон стал черным, а фигуры – оранжево-красными, цвета обожженной глины. Этот стиль получил название – краснофигурный.
Т. к. у греков постоянно проходили олимпийские игры, то сюжет на вазах соответствующий.
Однако симметрия и соразмерность являются главными правилами греческого декора
Слайд 4.Эти и другие орнаменты можно встретить и на одежде, и на различных предметах древнегреческого происхождения, и на архитектурных сооружениях. Они были освоены и Древним Римом. Древнегреческий орнамент ритмичен и строится по горизонтали.
Орнаментом украшали менее важные части вазы – ножку и горлышко. Часто он представлял собой узор из листьев, напоминающих пальмовые – пальметта.
Очень распространен был меандр – узор в виде ломаной или кривой линии с завитками. Есть предание, что давным-давно в Греции люди увидели с высокого холма русло реки. Оно извивалось, и было похоже на петлю. Так возник знаменитый греческий орнамент меандр.
IV. Самостоятельная работа учащихся
Ваша задача нарисовать силуэт древнегреческого сосуда и украсить свое изделие, росписью по мотивам греческой вазописи. При этом вы должны учесть следующее:
1) Выбор сюжета росписи.
2) Центральную часть сосуда займет роспись с изображением сюжета.
3) Сюжетное изображение дополняем орнаментальной полосой, характерной для античной вазописи.
4) Также орнаментом подчеркиваем форму горлышка и дна сосуда.
Можно пользоваться схемами. Слайд 5-8.
Показ работ учащихся. Слайд 9-11.
5. Итог урока. Домашнее задание. Подобрать дополнительный материал об одежде греков.